Елена Крупцева
Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
(Дошкольное образование)
Дополнительная образовательная программа
по сенсорике «Разноцветный мир»
с детьми младшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель Крупцева Е. Л.
с. Зырянское 2015г.
Пояснительная записка
Публикация «Образовательная программа по сенсорному развитию „Разноцветный мир“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Настоящая программа описывает курс подготовки по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет (первая младшая группа, вторая младшая группа)
Актуальность: сенсорное воспитание – это развитие восприятие ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям : чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
• Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
• Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы и приемы проведения занятий
• Занятие проходит в непринужденной обстановке.
• Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.
Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Формы организации деятельности:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Основные принципы программы :
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира, начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Материально-техническое обеспечение
- Игровые наборы: мозаика, пирамидки, кубики, паззлы и т. д.
- Канцелярские материалы
- Детские музыкальные инструменты
- Бросовый материал
- Наборы геометрических фигур и форм
- Игрушки разной величины и разные по качеству
- Рамки вкладыши
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут в первой младшей группе, 15 минут во второй младшей группе. Общее количество учебных занятий в год – 16.
Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.
Основной формой подведения итогов реализации программы является выставка детских работ.
Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) проводится 2 раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. Диагностика знаний, умений и навыков оценивается по следующим уровням: высокий, средний, низкий.
Содержание программы
Содержание программы включает такие разделы, как:
• Цветовое восприятие
• Знакомство с геометрическими фигурами
• Величина и количество
• Развитие речи, мышления
Работа с родителями
1. Консультации на темы:
• «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
• «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
• «Дидактические игры по сенсорике».
2. Выставка дидактического материала.
3. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
4. Показ открытых мероприятий;
5. Индивидуальные беседы;
Работа с воспитателями
Консультации на темы:
• «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;
• Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;
• Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».
Выставка дидактического материала.
Показ открытых мероприятий
Список литературы
1. -Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М. : «Просвещение», 1988;
2. -Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
3. Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
4. Пилюгина Є.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - Москва,1983.
5. “Занятия с малышами в детском саду” (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г.
6. “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) материалы московского городского конкурса 2001 – 2002. – М. 2002 г.
7. “Развитие” программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений (младшая группа). – М. 2000 г.
8. Урунтаева Г. А. “Психология дошкольника” (хрестоматия). М. 2000 г.
9. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендации” (к программе воспитания и обучения в детском саду). М. 2005 г.