Образовательная программа «Почитай-ка» по формированию интереса и потребности в чтении художественной литературы.

Елена Марчинина
Образовательная программа «Почитай-ка» по формированию интереса и потребности в чтении художественной литературы.

Пояснительная записка.

На современном этапе приобщение детей к художественной литературе подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к художественному слову объясняется тем, что дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. И дело здесь не в том, что зрительные образы легче воспринимаются дошкольниками, но и в том, что взрослые не утруждают себя подготовкой к чтению.

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм – продуктивной, позновательно-исследовательской, игровой – она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Поэтому я разработала программу кружка «Почитай-ка» по теме: «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у детей дошкольного возраста». Это наложило особую ответственность подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Период детства – самый счастливый период в жизни детей. Это время «проживается» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дети не должны просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

Основная цель программы – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Ознакомление детей с литературой, обучение их пересказу, выразительному чтению наизусть потешек, стихов, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – все это должно способствовать решению следующих задач:

1. Развивать умение слушать художественное произведения, эмоционально отзываться о них.

2. Формировать и в последующем развивать умение воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью.

3. Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля.

5. Развивать у детей умения применять полученные знания и представления в самостоятельной деятельности.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. ОО «Музыка» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. ОО «Художественное творчество» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. Самостоятельно рисуют, лепят вначале отдельные предметы, а затем сюжеты к литературным произведениям.

3. ОО «Коммуникация» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. ОО «Чтение художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, их жанрами. Читают наизусть стихотворения, участвуют в инсценировках известных литературных произведений.

5. ОО «Познание» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, всего 18 занятий.

Участники программы: дети первой и второй младшей группы.

Сроки работы: 2011 – 2012 учебный год, 2012 – 2013 учебный год.

Учебно – тематический план 2011-2012 уч. г.

Сентябрь.

1. Рассказываем р. н. сказку «Курочка Ряба».

2. Показываем р. н. сказку «Курочка Ряба».

Октябрь.

1. Заучивание стихотворения «Осенний ветер».

2. Чтение рассказа В. Бианки «Лис и мышонок».

Ноябрь.

1. Рассказываем р. н. сказку «Репка».

2. Показываем р. н. сказку «Репка».

Декабрь.

1. Заучивание стихотворения А. Барто «Встали девочки в кружок…»

2. Чтение рассказа Г. А. Балл «Ветерок заболел».

Январь.

1. Рассказываем р. н. сказку «Колобок».

2. Показываем р. н. сказку «Колобок».

Февраль.

1. Заучивание стихотворения О. Высоцкой «Санки».

2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Собака» из серии «На нашем дворе».

Март.

1я. Рассказываем р. н. сказку «Теремок».

2. Показываем р. н. сказку «Теремок».

Апрель.

1. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок».

2. Заучивание стихотворения «Ай, люли, ай, люли…»

Май.

1. Рассказываем р. н. сказку «У страха глаза велики».

2. Показываем р. н. сказку «У страха глаза велики».

Учебно – тематический план 2012-2013 уч. г.

Сентябрь.

1. Рассказываем р. н. сказку «Маша и медведь».

2. Показываем р. н. сказку «Маша и медведь».

Октябрь.

1. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…».

2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».

Ноябрь.

1. Рассказываем р. н. сказку «Кот, петух и лиса».

2. Показываем р. н. сказку «Кот петух и лиса».

Декабрь.

1. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».

2. Заучивание стихотворения М. Разиной «Снежинка».

Январь.

1. Рассказываем сказку Л. Н. Толстого «Три медведя».

2. Показываем сказку Л. Н. Толстого «Три медведя».

Февраль.

1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Бишка», «Играющие собаки».

2. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Мамин день».

Март.

1. Рассказываем р. н. сказку «Заюшкина избушка».

2. Показываем р. н. сказку «Заюшкина избушка».

Апрель.

1. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна в лесу».

2. Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» из цикла «Времена года».

Май.

1. Рассказываем р. н. сказку «Как коза избушку построила».

2. Показываем р. н. сказку «Как коза избушку построила».

Литература.

1. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет». – СП «Паритет» 2006.

2. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Начинаем говорить (развитие речи)» _ СП «Паритет» 2004.

3. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду». – ТЦ «Сфера» Москва 2004.

4. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» - «Мозаика – Синтез» Москва 2008.

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Воспитатель: Инькова О. В. 2012 год Актуальность.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Образовательная программа «Почитай-ка» по формированию интереса и потребности в чтении художественной литературы.
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 09:07
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...