Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Ольга Жарикова
Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой поэтому очень важно формирование у ребенка бережного отношения к природе и его обитателям. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много - ребенок не сможет выполнить их в полной мере и неизбежно будет их нарушать.

Безопасность - не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Поэтому главное внимание в процессе воспитания и обучения мы уделяем организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учили детей они должны применять в реальной жизни и на практике.

В процессе обучения и воспитания мы рассматриваем следующие темы: «В природе все взаимосвязано»; «Загрязнение окружающей среды»; «Ухудшение экологической ситуации»; «Бережное отношение к живой природе»; «Ядовитые растения»; «Контакты с животными»; «Восстановление окружающей среды».

Основные задачи, которые я ставлю перед собой это: развивать у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению и другие.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательный предмет в общеобразовательной школе.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 11.11. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной индивидуальные и возрастные особенности детей.

В 2010-2011 учебном году по основным разделам программы (ребёнок и другие люди; ребёнок и природа; ребёнок дома; здоровье ребёнка; эмоциональное благополучие ребёнка и ребёнок на улицах города) были проведены следующие занятия:

На занятии «Улица полна неожиданностей» дети знакомились с правилами поведения во дворе и на улице. Мы учили детей видеть то. что представляет опасность для их жизни и здоровья. Для большей наглядности занятие проводили, используя «настольную дорогу». Создавалась проблемная ситуация (например, пешеход переходил дорогу на красный свет или в неположенном для перехода месте; дети катаются на санках с горки, которая находится рядом с проезжей частью). Эту ситуацию пытались разрешить совместно с детьми. Успешному усвоению правил поведения на улице способствовала д/игра «Лото осторожностей». На картах лото изображены жизненные ситуации, «осторожности», попадая в которые ребёнок оказывается в опасности. На маленьких карточках изображено то. как нужно поступить в каждой ситуации, чтобы избежать неприятных последствий. Чтобы получить маленькую карточку, ребёнок должен описать возможные последствия «осторожности»; изображённой на большой карте. Таким образом лучше происходит запоминание правил поведения на улице.

. На занятии «Береги себя» мы расширяли представления детей о том, какое поведение опасно, когда ребёнок остаётся дома один, как суметь избежать опасности, соблюдать меры предосторожности, учили детей пользоваться телефонами скорой помощи, милиции, пожарной службы. Специально обыгрывались типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми. Роль взрослого, который уговаривал ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку или дать конфету, мороженое, обычно брал на себя воспитатель. Детям на занятиях объяснялось, что в случае если они потерялись на улице, им следует обратиться к какому-нибудь взрослому, сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона. а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. В работе была использована книга Лидии Сибиряковой «Опасные приключения Ванечки и Манечки». В ней в форме мини-рассказов говорится о сложных, а иногда и опасных ситуациях, в которых могут оказываться дети по беспечности, неосмотрительности, а иногда просто по незнанию элементарных правил безопасности.

Два занятия было посвящено теме: «Если хочешь быть здоров!». Мы объяснили детям, что здоровье - одна из самых главных ценностей жизни. Болезнь является причиной плохого настроения, неуспеваемости в школе, поэтому каждый должен заботиться о своём здоровье. На этих занятиях дети получили представления об устройстве и функционировании человеческого организма; поняли, что необходимо бережно относиться к себе: не ковырять в ушах острыми предметами, чтобы не повредить ухо; не есть слишком горячего и холодного, сладкого не грызть орехи, регулярно чистить зубы - чтобы зубы не болели; не трогать чужих кошек и собак, не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою; после посещения туалета и прогулки обязательно мыть руки с мылом. Детям на занятиях рассказывали о значении профилактики заболеваний, о том. что необходимо закаливать свой организм, употреблять пищу, богатую витаминами, соблюдать режим дня, чтобы не заболеть.

По разделу ребёнок и природа детей знакомили с проблемами загрязнения окружающей среды: уничтожаются леса, истребляются многие звери, птицы; строятся заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву. Детям объясняли, что ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу здоровью человека (нельзя пить некипячёную воду, необходимо тщательно мыть фрукты и овощи перед тем, как их съесть). С детьми была проведена беседа о съедобных и ядовитых грибах. Дети поняли, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Для закрепления материала использовали настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное».

Теперь несколько слов о разделе «Эмоциональное благополучие ребёнка». Мы считаем, что основным условием эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы для детей. Мы стараемся, чтобы отношения детей основывались на взаимном доверии и уважении друг к другу. Любые конфликтные ситуации используются нами для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

Эффективность данной программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых, поэтому значительное внимание уделяется работе с родителями:

1. сделаны ширмы для родителей по экологическому воспитанию дошкольников и о том, как правильно одеть ребёнка в помещении и и а прогулке в зависимости от температуры воздуха;

2. подготовлен материал в папку «Для вас родители!»; «Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста по обучению их правилам дорожного движения»; «Туристы, берегите природу!»; «О полые накаливания»; «Не причините себе вреда»; «Осторожно, ядовитые растения!»; «Берегите лекарственные растения»; «Внимание: ядовитые грибы».

3. Проводятся беседы с родителями по различным разделам программы, в которых мы выясняем, применяют ли дети на практике те знания, которые получают на занятиях в детском саду.

Работа по данной программе осуществляется в тесном контакте с экологическим. умственным. физическим воспитанием, работой по развитию речи и познанием социальной действительности.

Публикации по теме:

Берегите наших детей!!! Берегите наших детей! Не секрет что сложившиеся социальная обстановка 21 века вызывает беспокойство у людей всей планеты. Самую большую.

Сохранение жизни и здоровья детейСохранение жизни и здоровья детей Мой девиз: Уберём, поможем, покажем и научим! Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 21:02
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...