Лучший педагог года

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста

Оксана Близнюк
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста

Современные образовательные технологии :

«Образовательное событие, как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений и им нужны совершенно особые уникальные условия. Напротив, ФГОС ДО призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.

Публикация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Школьный подход к образованию в ДОУ ушел на задний план и сегодня мы используем инновационные технологии, обучая и воспитывая современных детей.

Что теперь возможно?

Педагоги могут: перестать ориентироваться на обязательные уголки и уделять внимание тому, что интересно детям и важно для их развития, перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них и в то же время развивающий вид деятельности – игру. У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей через предоставление им возможности высказываться, планировать свою деятельность в группе. Новые возможности появились у самих детей. Основная из них – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также заявить о себе: о том, что ребенок много знает и умеет. Педагоги могут выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития, а также с учетом пространства детской реализации.

Одним из развивающих и в то же время естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие.

Образовательное событие – особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребёнка необходимых для жизни универсальных качеств. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, а полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Как выглядит структура образовательного события?

1. Эмоциональный взрыв – получение известий, принятие решения;

2. Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек

предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.

3. Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.

4. Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.

Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения, отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка подарков, украшений, новых саженцев; планирование – куда съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т. д.

Каковы особенности образовательного события?

Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме,

интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь…», либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность : («Помогаем козлятам узнать, кто на Севере живёт») (Друзья прислали фото, где они живут- море, айсберги, скалы и т. д., все это незнакомо козлятам и оч хочется узнать- что там растет, кто живет, удобно ли им самим там будет жить. Т. о. возникает образовательное событие : Есть цель, есть необходимость что-то узнать, есть нужда в конечном продукте, т. е. информационный материал, которые должны быть как-то оформлены.

Способ организации:

1. круг, где выясняются дефициты и знания, чтобы планировать дальнейшую деятельность;

2. работа в командах- создание лепбука- энциклопедии с различными животными.

Дети собирают материалы, рисуют, делятся полученными знаниями. Дети решают программные задачи по разным образовательным областям (рисуют, считают, устанавливают причинно-следственные связи, формируют речь и т. д.)

Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Успехом будет не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.

Типы образовательных событий.

Образовательные события в детском саду могут отличаться друг от друга:

- По типу сюжета

- Реальный (подготовка к спектаклю, изготовление атрибутов, декораций,

приглашений)

- Игровой («Помогаем Бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс»)

- По наличию привязки к календарному времени

- Привязанные к определенному времени – календарные, события традиции не зависящие от времени года (поиски клада, путешествия)

- По способу организации:

- События запланированные воспитателем

- События спровоцированные воспитателем

- События спонтанно возникшие по инициативе детей

Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.

Как запланировать образовательное событие?

При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании.

Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам.

Проработка таких вопросов уже половина плана:

Как будет называться образовательное событие?

Название может быть кратким («Весна», «Богатыри», «Семья»)

Иметь форму вопроса («Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?»)

Обозначать действие («Парад шляпок»- карнавальное шествие. Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми. Чтобы это образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна осуществляться самими детьми при участии родителей, дизайн- это то, к чему дети должны прийти самостоятельно в результате обсуждений.

Большая роль в таком шествии отводится ведущему (воспитателю или родителю, его мастерству, а также поддержка гостей)

Как запланировать образовательное событие?

Актуально ли это для детей?

Актуальность может определяться самими детьми (Ребенок принес в группу набор фигурок человечков и скелетов лего, чем привлек внимание большей части группы. У детей появился интерес и много вопросов о том, Как мы устроены. В данном случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи. Педагог проводит беседы о значении того или иного органа, формулируются правила безопасного поведения (как беречь слух, зрение, избежать травм и т. д.); безопасное исследование собственного тела; беседы о гигиене, правильном питании, приобретение и изготовление энциклопедий, плакатов, макетов отдельных органов.

Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие.

Не последнюю роль здесь играет и интерес самого педагога. Что в образовательном событии привлекает самого педагога (исследовательская деятельность, какие приемы оказались эффективными, почему? Все ли справились с поставленными задачами)

Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе?

Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события) : отправление поезда в путешествие, концерт, приход гостей, поездка куда либо, и т. д. В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою деятельность.

Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате

деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально организованное место и т. д.)

Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои изменения: не мог-теперь могу, не знал – теперь знаю, не умел - научился. Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий.

В результате образовательного события дети приобщаются тем или иным явлениям культуры (театр, кино, экскурсии, традициям (семейным, народным и т. д.) .

Есть ли в образовательном событии место проблеме?

Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает всё событие. Недостаточно, если проблема возникнет только у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети. Например, педагог, при помощи игрового персонажа, озвучивает проблему, с которой столкнулся герой, придя в магазин, где ему на кассе задали вопрос «Как будете оплачивать?» И вокруг этой проблемы появилось образовательная ситуация «Какие бывают деньги?». Детям предлагалось домашнее задание- найти информацию об истории возникновения денег (это расширяет кругозор, вовлечение родителей, исторические факты и т. д.). Также это способствует развитию регуляции (планирование, подготовка презентации- подготовить рассказ, картинки). Если дети подготовили одинаковые варианты, то объединение в подгруппы. В результате такого события в группе, например, появился банкомат (атрибут для СРИ, а также была организована выставка денег разных времен.

В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети

постепенно разрешают.

Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?

Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем

обязательно должны решаться и образовательные, так называемые предметные,

задачи, свои для каждого возраста.

Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут решаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает педагог. Образовательное событие «Как измерить рост?».

Какие коммуникативные навыки будут развиты?

Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будетвыстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей. Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации (обсуждения в кругу, проектно-исследовательская деятельность, представление и защита своей идеи и т. д.)

Как узнать свой вес? За помощью обращается Винни – Пух, у которого возникла проблема- раньше он поднимался на высокий дуб при помощи воздушного шарика, а теперь шарик ему не помогает. И он просит ребят помочь найти причину происходящего. (дети обсуждают причину, а педагог переводит акцент на тему веса- как его можно узнать: сравнение веса на руках, на настоящих весах, какие бывают весы, исследование (большой предмет, не значит тяжелый) и т. д. ; советы Винни-Пуху как похудеть; Когда важно знать вес. Ну и как итог изготовление пирога с использованием весов- домашняя работа.

А как результат- коллекция весов, книга рецептов.

Как будет развиваться драматургия события?

Этот вопрос включает в себя несколько пунктов:

с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка;

какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного

события; сколько времени предполагается отвести под образовательное событие; каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события,что станет кульминацией образовательного события (праздник, квест, спектакль,приглашение гостя и т. д.); каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и

чему научились в течение образовательного события

Как будет организована рефлексия?

Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее

подойдет к прошедшему образовательному событию (фотоплакат, выставка

рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка

(«чему я научился»)

Нумерация ключевых вопросов условна. Конструирование образовательного события может отталкиваться как от темы, так и от дефицита задачи, которой хотелось бы уделить больше внимания.

При планировании важно понимать, что образовательное событие может

закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей естьинтерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки

Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного

конспекта или подробно расписанного плана. Удобнее описывать его в виде

сценария. Что появляется раньше: тема или цель? По- разному. Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит.

Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже потом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить

В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события. Вопросы «зачем?», «для чего?» должны сопровождать педагога на протяжении всего образовательного события.

Не упустим ли мы что-то важное?

Возможно, педагог задастся вопросом: «А как же выполнение программных задач? Если мы будем ориентироваться только на то, что ребенку интересно, как же мы сможем достойно подготовить его к школе?».

Действительно, может сложиться впечатление, что жизнь ребенка превращается в непрекращающуюся череду праздников – событие за событием. Когда же серьезно заниматься? Есть ли в событийном пространстве место для вполне конкретных предметных образовательных результатов? Ведь интерес интересом, но к школе готовить нужно. Речь идет не только о развитии саморегуляции, умении планировать, проявлять инициативу, и т. д., но и вполне конкретных умениях, которые помогут ребенку не отставать от своих сверстников в элементарном умении составить предложение из трех слов, определить местоположение звука в слове, сравнить множества, указать цифру и др.

Современные стандарты призывают педагогов не ставить предметные умения выше других важных компетенций. Однако и умалять их значения тоже не стоит. Они являются важной и равноправной составляющей в триаде субъективность – универсальные умения – предметные умения. Сформированность определенных предметных умений на разных возрастных этапах может свидетельствовать о правильном протекании нейрофизиологических процессов. Конечно, важно принимать во внимание индивидуальный темп развития ребенка, но так или иначе предметные результаты становятся определенными вехами на пути развития каждого ребенка. Их отсутствие наверняка привлечет внимание педагога либо к эффективности используемых им приемов и технологий, либо к самому ребенку с целью выяснить причины происходящего: является ли это индивидуальным темпом развития ребенка или есть повод обратиться к специалистам.

Итак, чтобы развивать универсальные умения в рамках ОС, достаточно вписать в него различные дидактические игры и упражнения, формирующие эти умения. Чтобы снять тревогу по поводу предметных задач, педагогу можно порекомендовать при проектировании ОС ориентироваться на перечень предметных результатов, представленных в программе, по которой он работает.

ОС предполагает множество ситуаций, при которых возникает необходимость обсуждения в кругу (коммуникативные умения). В процессе игры дети должны будут действовать в соответствии с образом (регуляторные умения). В процессе игры обязательно появятся задачи на воображение (когнитивные умения).

Заключение.

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2024 в 12:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД