Лучший педагог года

Образовательные технологии и их особенности

Кристина Резванова
Образовательные технологии и их особенности

Образовательные технологии и их особенности

Составил воспитатель:

Резванова Кристина Николаевна

2022год

Введение

1. Теоретические аспекты образовательных технологий: их сущность и

признаки

2. Типы образовательных технологий

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная технология представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения. В последнее время благодаря развитию науки данный процесс полностью изменился. И поэтому образовательная технология в современных условиях представлена не только методиками, но и различными кибернетическими системами.

Публикация «Образовательные технологии и их особенности» размещена в разделах

Образовательная технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, опираясь на заданный результат.

Современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных образовательных технологий.

Целью является изучение сущности образовательных технологий и их типов.

Задачи:

1. Изучение теоретических аспектов образовательных технологий, их сущность и признаки.

2. Охарактеризовать типы образовательных технологий.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИХ СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ

Образовательная технология — это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессионально и социально компетентной личности специалиста.

Существенными характеристиками образовательных технологий являются следующие:

- концептуальность — опора на определенную научную концепцию, идею, лежащую в основе проектирования данной технологии;

- целостность — логическая взаимосвязь структурных элементов, придающая образовательной технологии заданные качества;

- управляемость — возможность диагностического целеполагания, мониторинга учебно-воспитательного процесса и его коррекции;

- воспроизводимость — возможность применения, воспроизведения данной образовательной технологии многими преподавателями;

- эффективность — достижение поставленных целей в соответствии с образовательными стандартами при минимизации временных и экономических затрат.

Образовательные технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы по этим общим признакам.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По концептуальной основе различают теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические (см. гл. 2)и др.

По доминирующему методу и средствам обучения выделяют репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения.

По организационным формам классифицируют лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированного обучения.

По характеру педагогического взаимодействия различают авторитарные, личностно-ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества.

Личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. П. Смирнов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) предполагает признание главной движущей силой профессионального становления и развития самой личности обучающегося, ее потребности в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала. Решающим фактором развития является взаимодействие студента с профессиональной средой, преподавателями, учеными, специалистами, вовлеченными в реальную и виртуальную профессиональную деятельность. Изучение образовательных технологий является актуальной темой, т. к. сегодня самым главным аспектом в обучении является формирование творческой целеустремленности, желания и готовности работать добросовестно и высокопрофессионально. Все это требует от современных педагогов находить все более эффективные формы, методы и технологии обучения.

Современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных образовательных технологий.

Сущность образовательных технологий составляют:

- определение конкретных целей обучения;

- дифференциация содержания;

- организация учебного процесса наилучшим образом;

- средства, методы и прием обучения;

- профессионализм педагога;

- объективная оценка результатов.

Признаки образовательной технологии:

1. Экономичность. За небольшой промежуток времени педагог должен достигнуть по средствам своего труда поставленные цели. Это будет оценкой качества педагогической системы.

2. Современные образовательные технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективности работы по обучению.

3. Образовательным технологиям принадлежит идея воспроизводимости, содержащая в себе последовательность, целостность, проецирование и управляемость.

4. Возможность коррекции позволяет вернуться и изменить заданный курс на четкое выполнение поставленной цели.

5. Визуальный контакт предполагает использование дидактического материала и наглядных пособий, а также специальной техники для оптимизации учебного процесса.

2. ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве [12, с. 33].

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение

-личностно-ориентированное обучение

-коллективную систему обучения;

-исследовательские методы в обучении;

- открытое обучение по Ю. Л. Деражне

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другихвидов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно-коммуникационные технологии;

Проблемное обучение – это обучение, которое представлено системой методов и средств обучения, в основе которых лежит моделирование реального творческого процесса благодаря созданию проблемной ситуации и управлению поиском решения проблемы. [4, с. 144].

Смысл проблемного обучения заключается в поиске ответов на свои же вопросы. Суть этой технологии состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах. Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель показывает путь научного поиска, который помог её решить современными способами. Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно добывают знания, пользуясь современными методами подходя с творческой стороны.

Разноуровневое обучение – представлено организацией учебного процесса, при которой каждый обучающийся в зависимости от его индивидуальных способностей имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне («А», «В», «С», но не ниже базового. При этом за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, по его творческому применению [5, с. 35].

В основе разноуровневого обучения лежат:

- психолого-педагогическая диагностика учащегося;

- сетевое планирование;

- разноуровневый дидактический материал.

Исследовательские методы в обучении - это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций [3, с. 862].

В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

• грамотно работают с информацией;

• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;

• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Игра — это определённая ситуация, которая направленная на воспроизведение, изучение социального опыта, где вырабатывается и развивается управление своим поведением. [2, с. 265].

В основе игры как действия входят: образы, выбранные для себя игроками; игровые процессы как методы осуществления таких образов; игровое использование предметов, взаимоотношения между игроками; сюжет (содержание) — сфера реальности, условно воссозданная в игре.

Широка типология педагогических игр по образу игровой методики. Три группы составляют: [2, с. 267]

- игры с готовыми «жёсткими» правилами;

- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

- игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Игра представлена проигрыванием отношений, которые существуют в человеческой жизни.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество представляет собой идею совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Основой индивидуального подхода является путь от ребенка к предмету, в ходе которого нужно идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности [10, с. 701].

Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

1 вариант (обучение в команде) В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Этот вариант сводится к трем основным принципам:

-«награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности.

-«индивидуальная ответственность каждого ученика» означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

-«равные возможности каждого ученика в достижении успеха «означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила» Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества.

Ряд неоспоримых преимуществ:

-o создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр. ;

o повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;

o значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;

o становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению.

Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

-самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

-опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

-учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;

-учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;

-целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;

-перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Ведущий педагог-исследователь И. С. Якиманская определила условия личностно-ориентированного обучения:

- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности как субъекта познавательной и предметной деятельности;

- должно обеспечивать каждому студенту, опираясь на его способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в различных видах деятельности;

- содержание образования, средства и методы должны организовываться с учетом индивидуального выбора студентом предметного материала;

- образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных ценностей, и должна стать основной целью современного образования;

- образование формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого совершенствования, активное использование субъектного опыта в интерпретации и оценке явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

- важнейшими факторами личностно-ориентирован-ного обучения является развитие индивидуальности, создавая условия для саморазвития и самовыражения;

- личностно-ориентированное обучение строится по принципу вариативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «технология» является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Под технологией мы понимаем способ достижения гарантированного результата, совокупность методов, приёмов, средств, которые позволяют проектировать и реализовывать образовательный процесс.

Все педагогические технологии, используемые в образовании детей, направлены на формирование и развитие личности детей, а так же

предоставить оптимальные способы осуществления деятельности,

подвести к процессу творчества,

опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грибова Ю. Ю. Игра как метод обучения // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 265-267.

2. Громов Р. М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. –2016. – №21. – С. 862-864.

3. Емельянова И. А. Проблемное обучение в современном образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб. : СатисЪ, 2014. – С. 144-145.

4. Зверева Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М. : Буки-Веди, 2016. – С. 35-37.

5. Мандель Б. Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б. Р. Мандель // Образовательные технологии. – 2015. – № 2. – С. 27-48.

6. Саидова З. Х. Обучение в сотрудничестве // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 701-703.

7. Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 33-36.

https://studopedia.ru/4_145311_sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii.html

https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya

https://studfile.net/preview/1858319/page:6/

https://studfile.net/preview/1858319/page:5/

Публикации по теме:

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности»Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности» Образ. область:худ. -эстетическое развитие,физ. развитие. Цель:формировать умение решать проблемные ситуации через позновательно -исслел. деятельность.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Образовательные области ФГОС до для родителей.Образовательные области ФГОС до для родителей. С января 2014года все детские сады работают по ФГОС ДО. Педагогам понятны новые термины, а вот чтобы родителям было легче разобраться,.

Образовательные терренкуры на территории ДОУОбразовательные терренкуры на территории ДОУ Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Образовательные технологии в детском саду ТРИЗ-технологии. [/b] Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательные технологии и их особенности
Опубликовано: 23 мая 2022 в 15:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД