Образовательный проект «Игры наших бабушек»

Лариса Степанова
Образовательный проект «Игры наших бабушек»

Актуальность.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Однако в наше время и родители, и педагоги уделяют недостаточно внимания использованию русских народных игр в образовательном процессе. Наблюдение показало, что дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса. На прогулке воспитатели организуют такие игры от случая к случаю. Анкетирование родителей выявило, что в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры — ценнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности ребёнка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности – приоритет государственной политики в образовании на сегодняшний день. Это мы можем проследить в таких документах как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, а также в ряде региональных документов. Таким образом, народные игры важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка.

Данный проект важен и необходим ещё и потому, что народные игры — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, ребенок наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Играя, он овладевает новыми знаниями, умениями, учится общаться с другими людьми. ФТГ определяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. И именно поэтому игра – это деятельность, труд, а не развлечение.

Цель проекта: создание условий для обеспечения формирования устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к русским народным играм и умения применять их в самостоятельной деятельности.

Задачи:

• Провести первоначальную диагностику, выявить интерес детей к народным играм, игровые умения.

• Вызвать интерес детей к русским народным играм.

• Познакомить детей с разными видами русских народных игр, в том числе с фольклорными играми Вохомского края.

• Разучить с детьми подвижные игры с пением, хороводные игры.

• Побуждать детей использовать русские народные игры в самостоятельной деятельности.

• Мотивировать педагогов и родителей к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе.

• Провести итоговую диагностику, проанализировать достигнутые результаты.

Вид проекта: образовательный, творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, социум.

Срок реализации: краткосрочный (январь-март 2014 г.)

Место реализации: МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма»

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.

2 этап – основной. Реализация проекта.

• Первоначальная диагностика детей.

• НОД, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечение с детьми.

• Анкетирование родителей.

• Семинар-практикум с воспитателями

• Встреча с фольклорным коллективом «Верейка»

• Мастер-класс, создание картотеки народных игр с родителями.

3 этап – заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных результатов. Выводы.

План мероприятий.

Месяц Мероприятие: форма, название Задача мероприятия Участники

Январь Диагностические мероприятия. Выявить интерес детей к народным играм, игровые умения. Дети подготовительной к школе группы

Анкетирование родителей на тему:

«Детские игры в семье» Выявить игровые предпочтения детей, интерес к русским народным играм в семье. Родители.

Исследовательская деятельность «Во что играли наши бабушки» Вызвать интерес детей к русским народным играм. Музыкальный руководитель, дети.

НОД в мини-музее «Русская изба» «Мы играем и поем, хороводы водим» Познакомить с разными видами фольклорных игр.

Музыкальный руководитель, воспитатель, дети.

Февраль Семинар-практикум

«Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ» Мотивировать педагогов к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе Музыкальный руководитель, воспитатели

Доминантная НОД

«Подвижные игры с пением» Разучить с детьми подвижные игры с пением, формировать игровые умения и навыки, поощрять творческие проявления. Музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

Продуктивная деятельность «Атрибуты для игр своими руками» Изготовить атрибуты, необходимые для знакомых народных игр, учить самостоятельно использовать их в игре. Музыкальный руководитель, дети, воспитатели.

Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка» Продолжать формировать интерес детей к русским народным играм посредством ознакомления с народными играми Вохомского края. Дети подготовительной к школе группы, дети фольклорного коллектива «Верейка»

Март Развлечение «Путешествие в Играй-город» Создавать радостную атмосферу. Активизировать детей в игровой деятельности. Воспитатели, родители, дети.

Мастер-класс с родителями «Играем в русские народные игры». Создание картотеки русских народных игр. Мотивировать родителей к использованию фольклорных игр в семье. Музыкальный руководитель, родители.

Итоговая диагностика. Выявить достигнутый уровень интереса детей к русским народным играм, уровень игровых умений. Дети подготовительной к школе группы.

Предполагаемые результаты: 90% детей имеют устойчивый интерес к русским народным играм.

80% детей умеют использовать фольклорные игры в самостоятельной деятельности.

Содержание мониторинга

Критерии результативности Показатели к критериям Способ отслеживания показателей

Устойчивый интерес к русским народным играм Активно участвуют в русских народных играх Игровая деятельность

С удовольствием делятся впечатлениями о новой игре Беседа, опрос

Умеют использовать игры в самостоятельной деятельности Знают фольклорные игры Игра, наблюдение

Владеют необходимыми игровыми умениями Наблюдение

Умеют организовывать игры самостоятельно Наблюдение

Материально-техническое обеспечение проекта

1. Наглядный материал: иллюстрации к русским народным играм, CD-диски с записями игровых песен, народные костюмы Вохомского края, иллюстрации русских народных костюмов, музыка для хороводных игр и подвижных игр с пением, видеозаписи.

2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, мультимедиа проектор.

3. Раздаточный материал: маски, атрибуты к играм.

4. Картотека подвижных игр с пением.

5. Картотека русских народных хороводных игр.

Литература

1. Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М.: Белый город, 2009,- 189 с.

2. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991, - 265 с.

3. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Владос, 1995. – 224 с.: илл.

5.. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

6.. Лаврентьев В. В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.

7. Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», М. Просвещение, 1986, - 168 с.

8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.

Публикации по теме:

«Игры нашего двора»«Игры нашего двора» «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Образовательный проект «Игры наших бабушек»
Опубликовано: 8 января 2014 в 22:13
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...