МААМ-картинки

Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий

Ольга Елфимова
Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района

Образовательный проект

«Кукла Нетеряша»

с использованием современных образовательных технологий

для детей младшего

дошкольного возраста

в рамках общеобразовательной области

«художественно-эстетическое развитие»

в номинации «Лучший образовательный проект»

Выполнил: воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ «Красносельский детский сад»

Публикация «Образовательный проект „Кукла Нетеряша“ с использованием современных образовательных технологий» размещена в разделах

Арзамасского района

Елфимова Ольга Александровна

с. Красное

2015 г.

2

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Виды кукол

4. История возникновения обереговой куклы Нетеряши

5. Реализация проекта

6. Экономическое обследование

7. Результативность проекта (вывод)

8. Список литературы

9. Приложение

3

1. Паспорт проекта.

Наименование проекта : «Кукла Нетеряша» (обереговая, из серии ОД «Сундучок кота Мурлыки»).

Участники проекта : педагог и воспитанники, родители.

Тип проекта : краткосрочный

Направленность проекта : Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями и с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Цель проекта : Пробудить интерес детей к культуре родного края, русской народной культуре.

Задачи проекта :

Обучающие:

1. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, с народной культурой, традициями, прикладным искусством (Художественно-эстетическое развитие);

2. Расширять представления о народной кукле (социально-коммуникативное развитие)

3. Активизировать словарь детей глаголами, обозначающими действия (речевое, физическое развитие);

4. Обучать умению отвечать на вопросы взрослого (кота) фразами (речевое развитие);

5. Формировать умения повторять с воспитателем и самостоятельно потешки (Чтение художественной литературы);

6. Формировать умения проявлять интерес к игровым действиям (Социализация);

7. Активизировать мышцы лица, рук через передачу эмоционального состояния (Физическое развитие);

8. Формировать умения безопасности (Социально-коммуникативное развитие);

Развивающие:

9. Развивать зрительное и слуховое внимание (Коммуникация);

4

10. Развивать логическое мышление через исследовательскую деятельность (Познавательное развитие);

11. Развивать диалогическую и монологическую речь (речевое развитие)

12. Развивать умение согласовывать действия с речью (речевое, физическое развитие);

13. Развивать мелкую моторику пальцев (Физическое развитие);

14. Развивать представления и навыки средствами продуктивной деятельности (Художественно-эстетическое развитие).

Воспитывающие:

15. Воспитывать интерес к предметному миру, из чего сделана? (познавательное развитие);

16. Воспитывать желание сочувствовать и помогать сказочным героям (социально-коммуникативное развитие).

2. Актуальность проекта :

Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России является актуальным в настоящее время. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

5

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая, ее ребенок, постигает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Одной из главных задач являлось организовать работу по созданию мини-музея «Народной куклы».

Данный образовательный проект «Народная кукла» является краткосрочным и направлен на воспитание дошкольника, как духовно-нравственную личность.

3. Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на обереговые, игровые и обрядовые. Наша кукла Нетеряша является обереговой куклой. В старину она помогала детям не теряться. Колокольчик, спрятанный под платьем, издавал звон и при движении ребёнка родители могли слышать, где он находится. Вот такое старинное приспособление.

4. История возникновения обереговой куклы Нетеряши.

Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.

5. Реализация проекта :

Методы и приемы: - наглядные

- словесные

- игровые

6

- практические – изготовление куклы, используя современные технологии продуктивной деятельности – узелковую технологию изготовления и мачалоплетение.

Материалы и оборудование: сундучок, тканевые круги белого и цветного тона, вата, ленты цветные тонкие, атласные, колокольчик малого размера, мочало. Игрушки: рукавичка или кукла Маша, кот Мурлыка (можно взрослого).

Предварительная работа:

- Знакомство с историей возникновения народной куклы.

- Знакомство с куклами различных губерний.

- Изучение видов кукол.

- Изучение технологии изготовления куклы.

- Изготовление обереговых и игровых кукол.

- Заучивание наизусть потешек «Идёт коза рогатая», «Кот», с использованием ритмических упражнений

- Чтение сказки «Маша и медведь»

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Двигательные паузы – логоритмическое упражнение, подвижная игра. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики ушли»

Игровая Игровые ситуации «Сундучок кота Мурлыки»

Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации, обследование, обыгрывание

Коммуникативная Диалог с котом Мурлыкой, воспитателем; речевые проблемные ситуации

Музыкально-художественная Подбор музыкальных сопровождений, развитие ритмических навыков

Чтение художественной литературы Чтение потешек

Продуктивная Изготовление народной куклы-оберега «Нетеряша»

Трудовая Индивидуальный труд в процессе продуктивной деятельности

Работа по обогащению предметно - развивающей среды в группе включала в себя:

-подбор наглядного материала;

-создание дидактических игр;

-выставки произведений декоративно - прикладного искусства;

- книжные выставки;

-внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей.

Работа с родителями:

-участие в создании мини-выставок;

-выставки передвижки для родителей;

-совместные праздники и развлечения;

-колонка «читаем детям» (в родительском уголке);

- конкурсы – задания.

Этапы реализации проекта :

- Знакомство с историей возникновения народной куклы.

- Изучение видов кукол.

- Изучение технологии изготовления кукол.

- Изготовление обереговых и игровых кукол.

- Презентация проекта.

1 этап подготовительный

На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы,

8

конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях).

Мероприятия способствующие реализации проекта :

- проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы»

- экскурсия воспитанников в Дом творчества села Красное. Центр ремёсел Арзамасского района.

Цель: Поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.

- работа с родителями. Цель: Вовлечение родителей к созданию группового мини музея «Народная кукла»

Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, села, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.

2 этап основной продуктивный.

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.

- мероприятия, направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками, разработанными в перспективно - тематическом планировании (приложение). Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного на основе русских народных сказок.

- итоговое мероприятие, направленное на создание куклы своими руками.

9

3 этап аналитический

Анализ определения достижений поставленных целей и задач проекта на каждом этапе. Определение уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.

Творческий отчет о проделанной работе:

- Игровое развлечение «Дружно весело играем» (подвижные игры с участием куклы Нетеряши)

-Участие в региональном конкурсе методических разработок педагогов ДОУ в рамках работы IV Открытого Регионального научно – методического симпозиума «Наш мир – мир детства» (Диплом Лауреата)

-Создание мини- музея «Народная кукла»

- Открытый просмотр итоговой продуктивной ОД «Кукла Нетеряша»

Ожидаемые результаты:

- Вызвать позитивно-эмоциональный настрой на деятельность

- Развитие внимания, мышления

- Закрепить ранее полученные знания о народном творчестве, кукле.

- Способствовать развитию мыслительной деятельности

- Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда движения во взаимосвязи с речью.

- Развитие свободного общения

- Закрепить знания о свойствах предметов

- Способствовать развитию образного представления, творческого восприятия, навыков владения материалом

- Знание известных русских народных потешек

- Воспитание добрых чувств

- Сформированность навыков правил безопасности.

10

6. Экономическое обследование.

Наименование материала Единица измерения Затраты на единицу измерения

Норма расхода Цена, сумма руб.

ткань

канва

лента

нить кручёная м

м

м

м 0,2

0,05

0,5

0,5 4,0

12,5

3,0

2,5

Итого: 22,0

7. Результат проделанной работы (вывод)

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной куклы, что куклы были обереговые и игровые. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.

Мы сделали вывод: что кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное для детей произведение искусства.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим!

8. Список используемой литературы :

1. Бениаминова М. В. Воспитание детей / М. В. Бениаминова. – М. : Просвещение, 1981. – 402 с.

2. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду» Издательство Оникс 2010г

11

3. Дети в традиции. Традиции в детях: материалы Межрегионального научно-практического семинара / сост. Т. С. Канева, Т. И. Дронова. – Сыктывкар: Изд. Коми научного центра, 2010. – 56с.

4. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Педагогика; 2-ое издание, 1986. – 78с.

5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.

6. Здоровье современных дошкольников автор М. А. Руднова

7. Интернет-ресурсы: Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.

8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», – 2004г)

9. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. 'Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб. :СПбАППО, 2008. – 276 с

10. Куликова А. Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание / А. Т. Куликова. – М. : Академия,

11. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.

12. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М. : Малое предприятие «Новая школа», 1993. – 45 с.

13. Соркина А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Соркина, - М. : Просвещение, 1982. – 96 с.

14. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: эмоциональное развитие дошкольника / Л. П. Стрелкова. – М. : Просвещение, 1985. – 144с.

12

15. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007. Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М. 2000г.)

16. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)

17. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. – Минск: Нар. Асвета, 1976. – 128 с.

18. Шапкина В. Б. и др. Народная кукла в игре современных детей / В. Б. Шапкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. - №6. – С. 47-57.

13

9. Приложение

Итоговая образовательная деятельность «Кукла Нетеряша»

I. Вводная часть -Мотивационно-ориентировочная: Раздается стук в дверь, входит кот Мурлыка с сундучком (сюрпризный момент).

КОТ: Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости? Тогда убирайте игрушки и ко мне подходите.

Воспитатель: Проходи, садись. Мы на тебя посмотрим, какой ты пушистый, добрый! Ребята, а давайте коту Мурлыке расскажем о нем:

Тактильная гимнастика «Кот» - дети гладят кота по мягкой пушистой шубке.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Удивительной красы

Глаза смелые, зубки белые (Кот благодарит «мурлычет»).

КОТ: А я вам принес вот этот сундучок (показывает, в нем живут сказки. Давайте заглянем в сундучок и посмотрим, какой сказочный герой к нам пришел и из какой сказки? (Открывает сундучок и достаёт театральную рукавичку куклы Маша). Маленькая девочка и одна, откуда, кто она? Вы узнали ребята девочку? (ответы детей – внучка Маша). А из какой сказки эта девочка? (ответы детей – «Маша и медведь»)

Маша: (грустно) – Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть (плачет).

Кот: Что случилось, почему ты плачешь?

Маша: - Я опять заблудилась и потерялась. Меня дома бабушка с дедушкой ждут.

Кот: Ах ты, Маша – «потеряша».

Воспитатель: А давайте мы ее порадуем веселой потешкой.

Логоритмическое упражнение с движениями «Идёт коза рогатая» (физминутка).

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Глазками хлоп – хлоп

Ножками топ – топ

Кто кашу не ест, кто молока не пьет

Забодаю (Маша смеётся).

14

КОТ: Ай, да молодцы ребята, Маше понравилось.

Ну а теперь слушай Маша внимательно и запомни обязательно: Из дома одна не уходи! Если потерялась – стой и жди, на помощь позови!

III. Основная часть - Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, как помочь Маше больше не теряться. Давайте сделаем для неё куклу «Нетеряшу», помните, мы с вами с ней знакомились. С ней Маша никогда не потеряется. Но сначала давайте расскажем Маше, как однажды наши непослушные пальчики также ушли без разрешения.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики ушли»

Наши пальчики ушли, ели- ели их нашли (Резво шевелим пальцами, зажимаем и разжимаем в кулачок. Далее загибаем пальчики по очереди, начиная с большого)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот встретил в лесу зайку,

Этот спать лёг на лужайке,

Этот с ветки скок да скок,

Спрятались все в кулачок!

Далее дети садятся за столы, на которых лежат готовые материалы для творчества. С помощью воспитателя, пошагово ребята делают куклу «Нетеряшу».

1. Кусочек ваты скатываем ладонями в шар.

2. Берём тканевый круг белого цвета, в середину которого кладём ватный шар и перевязываем белой ниткой (получилась голова).

3. Далее берём тканевый цветной круг, середина которого заранее надрезана и просовываем голову куклы, как бы одевая платье, и также укрепляем нитью.

III. Затем берём колокольчик, просовываем атласную ленту нужной длины, завязываем и крепим на шее куклы, концы ленты также связываем, (можно бантом, таким образом, чтобы куклу можно было одеть как подвеску через голову. Кукла «Нетеряша» готова.

III. Итоговая часть – Дети дарят куклу Маше. Воспитатель подводит итог, обращая внимание детей на то, что эта кукла оберег, и что она поможет детям не потеряться. При движении колокольчик издаёт звон и вас будет слышно.

Маша:Спасибо ребята, вы такие мастера, ну а мне уже пора.

15

Кот: Маша, ты с ребятами поиграй, куклу в деле испытай. Ну-ка, кто у нас тут юркий, поиграем с вами в жмурки.

Подвижная игра «Жмурки» (дети с куклами на шее, бегают от кота Мурлыки, при этом колокольчики звенят и по звуку кот их ловит).

Кот: Весело у вас ребята, но нам пора прощаться, надо Машу домой проводить. А вы как соскучитесь по моим сказкам, зовите, я обязательно приду.

До свидание.

Ребята прощаются с котом Мурлыкой и Машей и самостоятельно играют с куклами.

Общий итог ОД: пополнение мини музея «Народная кукла» куклой «Нетеряшей».

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в ДОУИспользование современных образовательных технологий в ДОУ Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий «Огненная Жар-птица» Цель: формировать у детей представления о декоративно – прикладном искусстве и традиций, передающихся от поколения к поколению; познакомить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по познавательному и речевому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по нравственному воспитанию.

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий для детей в средней группе «Покормите птиц зимой» Конспект непосредственно –образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий для детей в средней группе.

Отчет об использовании современных образовательных технологий для аттестации. Критерий 1 Отчёт инструктора по физической культуре МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская О. Ф. Крикун об использовании современных образовательных.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Долг взрослого– помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе. Я, Аржукова Анна Николаевна, в течении десяти лет работаю по программе ««Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий
Опубликовано: 1 марта 2016 в 15:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД