Получи документы

Образовательный проект «Мой край, моя природа»

Наталья Новикова
Образовательный проект «Мой край, моя природа»

Образовательный проект

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

1. Наглядность

2. Доступность

3. Динамичность

4. Содержательность.

Публикация «Образовательный проект „Мой край, моя природа“» размещена в разделах

5. Обязательное сочетание предметного мира музея экологического содержания с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами экологического воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

цель и задачи нашего проекта :

Цель:

Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с природно - климатическими особенностями Нижегородской области в рамках реализации основной образовательной программы.

Задачи:

-Создание предметно – развивающего пространства в ДОУ, направленного на ознакомление дошкольников с особенностями проиродно – климатических особенностей Нижегородской области, воспитание любви к природе, формирование у детей основ экологической культуры.

-Создание условий для организации мини – музея в ДОУ

-Разработка перспективно – тематического планирования на основе современных организационных форм

-Использование современных форм организации работы с семьёй для оптимизации процессов нравственно-патриотического воспитания

Направления проектной деятельности :

Информационный блок: Переработка теоретических материалов.

Технологический блок: Разработка конспектов, тематического планирования, сценариев и др. с использованием развивающего обучения

Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта :

Познавательно – исследовательский.

Участники: воспитанники ДОУ, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель, психолог, эколог.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Обеспечение проектной деятельности :

Методическое:

Т. А. Серебрякова «Интегрированная программа эмоционально - познавательно развития дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Л. С. Киселева «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений»

Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина».

И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

подбор наглядного материала.

подбор природного материала

подбор материала для организации экспериментирования

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактические игр

выставки книг, рисунков, поделок

создание условий для проведения открытых мероприятий

Этапы организации работы

1 этап

Информационно - накопительный - «Планирование мини-музея».

Цель:

Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику

Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций экологического содержания в ДОУ в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.

С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ.

Определить перспективы создания мини-музея и разработать алгоритм создания музея:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,

10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях экологического содержания.

Основные принципы работы

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников.

2 этап

Организационно – практический - «Создание мини-музеев».

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

1. Выбор темы мини-музея

Тематика мини-музея экологического содержания:

2. Определение места размещения мини-музея

Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников. Музей организован в Комнате природы.

3. Планирование экспозиций.

Мини-музй экологического содержания в ДОУ располагает как постоянными и сменными экспозициями.

На базе мини-музея экологического содержания организовываются кратковременные «экспресс-экспозиции».

Хочется отметить активность родителей

4. Выбор дизайна оформления мини-музея

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами (психологом, воспитателем-экологом) родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающим полнее раскрыть тематику мини-музея экологического содержания.

5. Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музея, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

За несколько лет работы были созданы разнообразные коллекции природного материала, все они стали экспонатами и представлены в экспозициях нашего мини-музея.

6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

7. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

Воспитатели вместе с детьми разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.

8. Планирование организации поисково-познавательной,экспериментальной деятельности в мини-музее экологического содержания.

Хочется отметить, что работа по созданию мини-музея увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.

3 этап.

Контрольно – рефлексивный - «Функционирование мини-музея».

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музем, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения.

Хочется отметить, что экспонаты нашего мини-музея используются не только на занятиях по экологии воспитателем-экологом и занятиях познавательного цикла, но и педагогом-психологом, воспитателями при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Мы считаем, что создание именно мини-музея экологического содержания, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;

- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы;

- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

Итоговым результатом является:

- освоение доступных знаний о природно – климатических особенностях родного края,

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее,

- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о природно - климатических особенностях края, начнут проявлять интерес к событиям жизни Нижегородской области и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта :

Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы, экскурсии.

Стратегия осуществления проектной деятельности :

Организация мини - музея способствует формированию у детей знаний о природно – климатических особенностях родного края. Закрепляет представления о моральных ценностях, способствует их осознанию, формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение, формирует чувство патриотизма.

Публикации по теме:

Презентация мини-музея «Народные ремесла» Музей - научное и научно – просветительское учреждение, осуществляющее комплектование,хранение и изучение памятников естественной истории,.

Смотр-конкурс мини-музеевСмотр-конкурс мини-музеев Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Дошкольники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Мой край, моя природа»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 17:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД