Образовательный проект «Воспитание толерантности дошкольников в диалоге культур через декоративно-прикладное искусство»

Елена Митенькина
Образовательный проект «Воспитание толерантности дошкольников в диалоге культур через декоративно-прикладное искусство»

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района РМ

Образовательный проект

«Воспитание толерантности дошкольников в диалоге культур

через декоративно-прикладное скусства»

Подготовила:

Воспитатель Митенькина Е. Н.

Лямбирь 2013

«Воспитание толерантности дошкольников через диалог культур»

Актуальность и перспективность

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания дошкольников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе художественного образования и эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Проблема

Сегодня во многом судьба страны зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение. Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Концептуальность

Своеобразие:

1. Знакомство с русской и мордовской культурой способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия;

2. Декоративно-прикладное искусство развивает чувство толерантности эмпатии (способность эмоционально откликаться на переживания др. людей).

3. Стимулирует развитие творческих способностей.

4. Расширяется возможность самостоятельной деятельности.

5. Формирование культурных ценностей

6. Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине.

Новизна проекта

Сегодня во многом судьба страны зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение. Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Столь важную проблему современности я старяюсь раскрыть и в какой-то степень частично решить в микроколлективе моих воспитанников на занятиях по изучению декоративно-прикладного искусства разных народов (русского и мордовского). Считаю, что детский рисунок является отражением внутреннего мира ребенка, поэтому сделала акцент своей работы именно на изобразительной деятельности

Научность

Теоретическая база. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.

Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».

Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельном изучении русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.

В своей работе использую рекомендации программы «Мы в Мордовии живем», которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.

В своей работе опираюсь на труды этих видных деятелей, методистов дошкольного образования

Ведущая педагогическая идея.

Сформировать у детей представления о многообразии культур и их взаимосвязи и воспитывать позитивное отношение к культурным различиям.

Цель:

Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Развивать навыки изображения орнамента народов Мордовии.

2. Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3. Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4. Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре

Для достижения высоких результатов использую следующие методы работы:

1. Наблюдение предмета.

2. Показ картинок.

3. Художественное слово.

4. Показ технических приемов рисования.

5. Использование образцов.

6. Показ приемов изображения.

7. Самостоятельная работа детей.

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:

1. Предпраздничные посиделки;

2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;

3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;

4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;

посещение музеев;

5. Уголки краеведения;

6. Продуктивная творческая деятельность детей;

7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;

Познавательные беседы

Тип проекта – образовательный, творческий.

По содержанию – детское творчество.

По составу участников – детско-взрослый.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, работники музея, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта: один год

Система работы по развитию творческих способностей детей, воспитанию у них толерантности и культурных ценностей посредством знакомства с культурой русского и мордовского народа строится в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для всестороннего развития дошкольников.

2. Принцип систематичности и последовательности. Только систематичная и последовательная работа по изучению культур разных народов (на примере русского и мордовского) позволит достичь максимальных результатов в развитии детей.

3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы, уровень подготовленности, исходя из этого, подбираю методы и формы работы.

Работа построена в системе «от простого к сложному» с учетом возрастных особеннойтей детей.

4. Принцип наглядности. С этой целью в группе оборудован уголок творчества, разработаны настольные развивающие игры, оформлена выставка по декоративно-прикладному искусству «Русская матрешка», подобрана библиотека с книгами мордовских писателей, оформлен мини-музей «Русская горница и «Мордовская изба».

5. Принцип интегрированного подхода.

Работа по формированию этнокультурной толерантности проходит в связи со всеми областями развития:

Познавательно – речевые (экология, природа, фольклор)

Социально – личностные (история отечества, символика)

Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)

Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря знакомству с культурой родного края и изучению декоративно-прикладного искусства, дети обогащают свой культурный потенциал, усваивают нормы и правила поведения, изучаю культуру разных народов, закрепляют дружбу в детском коллективе, расширяют свой кругозор.

7. Принцип адаптивности. С большим вниманием отношусь к индивидуальным и психо-физиологическим особенностям каждого ребенка.

8. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во время изучения народного творчества и культуры родного края постоянно находили применение в повседневной жизни моих воспитанников.

Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельном изучении русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.

В своей работе использую рекомендации программы «Мы в Мордовии живем», которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.

В своей работе опираюсь на труды этих видных деятелей, методистов дошкольного образования

Ведущая педагогическая идея.

Сформировать у детей представления о многообразии культур и их взаимосвязи и воспитывать позитивное отношение к культурным различиям.

Этапы реализации проекта :

1 Подготовительный

2 Основной

3 Заключительный

1 Подготовительный

_ Подбор и изучение научно-методической литературы

- Подбор иллюстративного материала по изучению русского и мордовского орнаментов;

- подбор художественной литературы (сказок, рассказов, стихов) по теме;

- подбор подвижных игр и пальчиковых гимнастик;

- подбор дидактических игр;

-подбор шаблонно-раздаточного материала по изучению народного орнамента;

- разработка сценариев и обрядово-игровой деятельности к народным праздникам и т. д.

2 Основной

-Просмотр диафильмов;

- знакомство с творчеством выдающихся деятелей Мордовии;

- посещение краеведческих музеев;

- рассматривание русского и мордовского национального костюма;

- продуктивная деятельность.

3 Заключительный

Теоретическая значимость проекта: Систематизация знаний дошкольников о Мордовии, культуре русского и мордовского народа.

Дети хорошо знают части народного костюма, называют детали одежды «увяс», «пулай», «панга» и т. д. (в мордовском национальном костюме, «кокошник», «сарафан» и т. д. (в русском костюме). Воспитанники умеют находить сходства и различия разных культур на основе формы и цветовой гаммы.

Практическая значимость проекта: Умение применять на практике полученные знания, умения и навыки. Реализация в детском коллективе таких качеств, как эмпатия, дружба, толерантность, взаимопонимание.

Дошкольники хорошо расписывают фрагменты одежды и утвари национальным орнаментом. Геометрические элементы («ромб», «треугольник», «галочка» в мордовской росписи, растительные элементы («бутон», «цветок», «завиток» в русской росписи). Дети умеют применять полученные знания, умения и навыки на практике

Познавательная значимость проекта: Формирование познавательных процессов: моделирования, замещения, сравнивания в изучении двух культур.

Обогащение знаний дошкольников о культуре малой Родины для их общего и духовного развития.

Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.

Мои воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах муниципального и республиканского уровня. Результаты диагностики показали хороший результат развития их культурного образования.

--- Было проведено открытое занятие приуроченное к «1000-летию Единения мордовского народа с народами Российского государства» «И в будни, и в праздники – ВМЕСТЕ!», которое показало хороший результат знаний моих воспитанников.

--- Оформлен стенд к «1000-летию Единения мордовского народа с народами Российского государства» «Мордовия-мой край родной»

Предполагаемый результат. Повышение культурного уровня дошкольников, улучшение взаимопонимания детей разных народов на основе традиций, языка и менталитета. Развитие толерантности и эмпатии в детском коллективе.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Тема Виды деятельности Сроки

исполнения Участники (индивидуальная, франтальная, самостоятельная)

«Мордовия-мой край

родной» Просмотр кинофильма «Мордовия-мой край родной». Оформление стенда «Мордовия» для родителей.

Сентябрь Воспитателли

родители.

дети

«Талантливые сыны и

дочери Мордовии» Знакомство со скульптором С. Д. Эрзей, художником Федотом Васильевичем Сычковым и их творчеством. Октябрь Дети воспитатели

родители

работники музея

Мордовская сказка

«Куйгорож» Чтение сказки. Просмотр мультфильма. Театрализованная деятельность по произведению (совместно с родителями) Ноябрь Воспитатель, дети

Основной этап

«Мордовский националь-

ный костюм»

«Чудесная мозаика»

(мордовский орнамент) Посещение музея. Рассматривание национального костюма. Особенности орнамента («почему мордовочку

сначала слышно, а потом видно?») Мордовская вышивка.

Рисование декоративное -(модульное). Составление узора.

Аппликация. Украшение мордовского костюма. Выставка детских работ «Чудесная мозаика» (для родителей)

Декабрь Дети

Воспитателли

родители.

«Русский национальный костюм»

«Узор в полосе» (по

мотивам золотой

хохломы). Посещение музея. Рассматривание национального костюма. Особенности орнамента.

Рисование декоративное (модульное). Составление узора. Украшение русского костюма. Выставка детских работ (для родителей) Январь Дети

Воспитателли

родители

«Волшебные цветы»

Рисование декоративное (по мотивам

городецкой росписи). Выставка детских работ Февраль Дети, воспитатели

«Русская матрешка» Знакомство с русской матрешкой. Оформление стенда «Вот какие матрешки расписные»

Март Дети, воспитатели

Заключительный этап

«Красота и самобытность мордовской и русской культуры».

Подведение итогов по мордовской культуре. Просмотр легенды о мордовском народе. Оформление стенда «1000 лет ВМЕСТЕ» Апрель Воспитателли

родители, дети

Мордовская сказка

«Как собака друга

искала» Театрализация по сказке совместно с родителями. Консультация для родителей по вопросам культуры русского и мордовского народа. Май Воспитателли

родители, дети

Результат проекта

В детском коллективе наблюдается атмосфера взаимовыручки и дружбы детей разных народов. Кроме этого:

1) Сформировалось чувство гордости и любви за сою Родину и культурное наследие своего народа.

2) повысилась активность в творческой и речевой деятельности;

3) улучшился психологический климат в коллективе детей;

4) уменьшилось число агрессивных детей;

5) дети проявляют взаимопомощь и взаимовыручку;

6) дети стали активнее проявлять свои творческие способности.

7) развитие творческих способностей воспитанников

7. Возможность тиражирования

Реализация образовательного проекта была отражена в формировании учебно-методического пособия для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия в ДОУ», где была опубликована непосредственно-образовательная деятельность по теме: «1000 лет ВМЕСТЕ». Полнота и доступность материала по изучению культуры малой родины позволяет принимать участие в публикациях методических сборников и пособий по региональному компоненту.

Список используемой литературы

1. З. А. Богатеев, Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. М.: Просвещение 1999

2. Г. Величкина, Т. Шпикалова, Дымковская игрушка. - М.: 2000

3. А. Грибовская, Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М. ,1999

4. О. В. Григорьева, Рисование и лепка. - С. -Пб.: Смарт,1996

5. Ю. Дорофеев, О. Птушкина, Русский праздничный народный костюм. Книжка-раскраска.

6. Ю. Дорожин, Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

7. Ю. Дорожин, Филимоновские свистульки. - М.: Мозаика-Синтез,2000

8. Ю. Дорожин, Сказочная Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

9. Ю. Дорожин, Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

10. Ю. Дорожин, Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

11. Т. С. Комарова, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение,1993.

12. А. В. Козлина, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду и начальной школе. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

13. Т. Г. Казакова, Развивайте у дошкольников творчество М.: 1989

14. В. И. Калмыкова Пособие по мордовской культуре «Татюня и Алдуня»

15. И. А Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. 2001

16. Н. Макарова Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

17. Л. Орлова, Хохломская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

18. Т. Носова, Узоры Полохов - Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

Публикации по теме:

Мини-музей «Дивная роспись»Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Образовательный проект «Воспитание толерантности дошкольников в диалоге культур через декоративно-прикладное искусство»
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 21:29
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Мастер-класс «Гиацинт»
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для малыша ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...