Папки-передвижки

Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы»

Ольга Бойко
Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы»

Актуальность проекта

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку

жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной,

неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы

в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и

роскошное общение с мыслью, красотой, величием

русского духа, неисчерпаемым источником знаний.

Этому надо учить, учить и учить – приобщению к

радостям жизни в мире книг».

В. А. Сухомлинский

Эти слова российский педагог произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI, они не потеряли своей актуальности.

Публикация «Образовательный проект „Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы“» размещена в разделах

Литература тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так в рисунке, лепке, аппликации дети отражают полученные ими впечатления.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.). Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения, предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят», или «кап-кап, дождик идёт», нарисовать карандашами, свечой и т. д.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Цель: развивать устойчивый интерес к художественной литературе как к произведению искусства, способствовать развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышать степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Задачи:

• расширять знания детей по художественной литературе;

• познакомить детей с разными техниками изодеятельности;

• развивать интерес к изобразительному искусству, к художественному слову;

• активизировать речь, расширять словарный запас;

• способствовать развитию памяти, восприятия, творческой активности;

• содействовать развитию мелкой моторики;

• развивать коммуникативные навыки (работа в парах, группах, коллективе);

• развивать умение мыслить и выражать свои мысли, воплощать идеи на практике при помощи изобразительных средств;

• вызывать эмоциональный отклик у детей на прочитанные произведения.

• раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Вид проекта: информационно-творческий.

Возраст детей: 3-7лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный – с 1 октября по 30 ноября.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, администрация.

Проблема: Детское художественно-изобразительное творчество.

Формы реализации проекта:

чтение и заучивание произведений художественной литературы;

знакомство с конструкцией книги, рассматривание иллюстраций;

НОД;

дидактические игры;

просмотр видеофильмов по произведениям;

игры-путешествия (в сказку);

беседы;

творческие мастерские;

выставки работ;

работа с родителями.

Работа над проектом.

1. Подготовительный этап.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии:

Подбор материала и оборудования, подбор песен, стихов, игр, театральных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление стенда по ИЗО для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.

2. Основной этап.

Чтение,

разучивание произведений

художественной литературы

И. Бунин "Листопад"

М. Волошин "Осенью"

В. Даль "Война грибов с ягодами"

Ю. Тувим "Разговаривали вещи"

пословицы, поговорки

загадки

Просмотр м/ф

"Вершки и корешки"

"Крошка Енот"

"Репка"

"О том, как гном покинул дом"

Просмотр презентаций

"Осень"

"Животные осенью"

"Грибы"

"Как хорошо уметь читать"

Беседы и НОД

Познание.

Формирование целостной картины мира.

"В осеннем лесу", "Листопад", "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Рябинка", "Улетают птицы", "Дары Осени" и др.

Музыка.

"Осенний дождь", "Музыка Осени" и др.

Физическая культура.

"По осенней дорожке", "Звери осенью" и др.

Коммуникация

Коллективные работы: "Грибочки в кузовочке",

"Осеннее дерево", "Рябинка".

Изобразительное искусство

Различные техники изодеятельности: пуантилистика ("Рябинка", "Овощи", монотипия ("Листопад", "Осенний лес", аппликация ("Осенний вечер", улетают птицы», восковой резерв ("Осенний дождь", декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – хохломская роспись, квиллинг ("Рябинка") и др.

Наблюдения

Наблюдения за природой на участке под музыку и чтение стихов про осень.

Дидактические игры

"Из какой сказки?"

"Четвертый лишний"

"Цветик-семицветик"

"Персонажи и предметы"

Театрализованная деятельность

Инсценирование сказки "Репка", исполнение ролей грибов, животных из сказок, стихов.

Альбом творчества детей и родителей

"Фруктово-овощная сказка" (сказки)

"Животные осенью" (стихи)

Мероприятия по работе с родителями:

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к творчеству;

- рекомендации родителям по приобретению раскрасок по художественным произведениям в соответствии с возрастными особенностями детей;

- консультации для родителей о значении художественной литературы в жизни и развитии ребёнка;

- сочинение сказок, стихов, рассказов к рисункам детей.

3. Заключительный этап.

- оформление выставки детских работ;

- показ НОД по теме;

- создание альбома творчества детей и родителей.

Ожидаемый результат:

Педагоги и родители удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован материал по теме проекта.

Дети используют в речи понятия "иллюстрация", "иллюстратор", "портрет", "пейзаж", пытаются и сочиняют рассказы, стихи, сказки, более раскрепощённо их рассказывают.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны, владеют разными техниками изодеятельности;

Пополнился словарный запас у детей, они знают и называют названия литературных произведений, в свободной деятельности широко применяют полученные знания, умения, навыки, расширился их творческий потенциал.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, появилось желание общаться с педагогами, участвовать в жизни сада.

Вывод.

В реализацию проекта были вовлечены все участники на предполагаемый срок. Была использована необходимая литература, музыка. Дети познакомились со многими литературными произведениями из книг, мультфильмов, видео- и аудиокниг, изображали героев в разных техниках изодеятельности. Они с удовольствием "оживляли" предметы и сочиняли про них сказочные истории. В старшей группе дети пока ещё затруднялись в составлении сказок по своему рисунку, однако раскрепощённо старались это сделать. Более чувствительны к музыке стали ребята, особенно в старшей группе. Определяя характер и ритм, они соотносили музыку с героями сказок, стихов. Активно выполняли ребята все движения физминуток и подвижных игр, заучивали их тексты. Дети учились работать вместе, сообща, помогая друг другу. Этому способствовали коллективные, групповые работы. В подготовительной группе ребята уже научились самостоятельно соблюдать порядок, дисциплину. У них возрастает интерес к чтению, сочинению. Этому помогают их родители: своим примером, участвуя в конкурсах, беседуя с ребёнком по теме НОД, организовывая вечера чтений дома. Достижение всего вышеперечисленного и было целью данного проекта.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

Консультация. Тема: «Связь художественной литературы с нравственным воспитанием дошкольников». Художественная литература – неоценимый помощник в воспитании ребёнка. Книга – источник, который питает любознательность, даёт пищу воображению,.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» Трудно переоценить значение художественной литературы в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера. Правила.

Картотека дидактических игр и художественной литературы по теме «Величина» для дошкольников Подборка дидактических игр на величину для дошкольников. 1. «Подарим мячи Мишке и Мишутке» Цель: Совершенствовать умение сравнивать два.

Проект «Книжкина неделя» по чтению художественной литературы Выполнила: Воспитатель старшей группы МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок» Шикунова Е. Ю. Продолжительность проекта: одна неделя.

Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством приобщения к чтению художественной литературы Тема: "В каждой книжке свой секрет, И не нужных книжек нет!" Срок реализации: один месяц, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники,.

Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы» Проект:«Воспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы» Я хочу представить.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы»
Опубликовано: 19 января 2016 в 13:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД