Папки-передвижки

Общение как деятельность

Екатерина Позднякова
Общение как деятельность

Значимость и значение общения

Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.

Общение является :

Публикация «Общение как деятельность» размещена в разделах

– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др., так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

– источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].

Значение общения (его смысл) :

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Рассмотрим феномен общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Общение – сущностная характеристика и условие бытия человека

общение как способ проявления человеческой сущности

Любая предметная (как материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”,

а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношений [3].

общение как фактор становления человека

Природу и место индивида в обществе определяет принадлежность к специфически человеческим формам деятельности (труд и социальное общение). Общение является решающей предпосылкой возникновения сознания и языка. Исходная функция человеческого сознания – ориентация в ближайшей среде существования, т. е. в окружении других людей. Язык возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.

общение как условие существования и органическая потребность человека

Потребность в общении относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии человека. Социальная природа потребности в общении – необходимость в совместной деятельности. Но общественная натура человека проявляется и в условиях относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения. Экспериментально доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция – начало безумия.

два условия: осознание значимости для человека удовлетворения его органической потребности в общении и необходимость подготовки людей к условиям пребывания в относительной изоляции – заставили ученых, и прежде всего психологов, заниматься исследованием специфических условий космического полета. Человека на шесть часов наглухо изолируют в термосурдобарокамере, он не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Значительная часть испытуемых в этих условиях, а это обычно здоровые, физически крепкие люди, до срока нажимают на кнопку с требованием прекратить опыт. Подтверждено, что в числе трудностей, с которыми сталкивается человек в условиях изоляции от внешнего мира, оказывается не только неудовлетворенная потребность в общении, но и невозможность ориентироваться во времени. Последняя приводит к различным психическим деформациям, псевдопсихопатологическим сдвигам (галлюцинации, бредовые идеи и т. д., которые сравнительно легко устраняются после восстановления нормального общения.

Особенно интересны с точки зрения психических сдвигов эксперименты на длительную информационную изоляцию человека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы А. Сенни. Он побил рекорд продолжительности подземного одиночества, пробыв в пещере Приморских Альп 125 суток на глубине 100 метров в полном одиночестве (1964 г.).

Французский спелеолог М. Сиффр (руководитель экспериментов Сенни) изучал приспособляемость человеческого организма к жизни в полном отрыве от внешнего мира. Сенни, по условиям опыта, был лишен часов и всяких других приборов, позволяющих определять время. Он потерял всякое представление о времени. Когда через три дня его предупредили о скором выходе на поверхность, он удивился: по его подсчетам прошла только половина срока.

Проводились эксперименты на длительную изоляцию и небольших групп людей. В группах проявляется внутренняя связь и фактор взаимного общения, и это обстоятельство позволяет увеличить сроки изоляции. Такой эксперимент впервые в мире был осуществлен в нашей стране в 1967–1968 гг. Три человека в течение одного года апробировали наземный комплекс систем жизнедеятельности [4].

Потребность человека в общении развивается, изменяется в течение всей его жизни, т. е. это фактор динамичный, о чем свидетельствует нравственный прогресс личности, возрастающая социальная активность и коммуникабельность.

Общение как фактор жизнедеятельности общности

общение – условие существования общности

Общение – важнейшая предпосылка и условие существования не только индивида, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств. От уровня сообщаемости на протяжении всей истории общества зависят возможности и масштабы, прочность и перспективы развития самых разных групп людей. У примитивных групп размер общества ограничен трудностью передачи информации посредством языка. Великие же империи существовали благодаря улучшенным средствам связи.

Критерии сообщаемости различных частей, или подразделений, общности [4] :

• степень оперативности (реагирования на что-то) и скорость передачи информации (процесс передачи);

• степень коммуникативности членов сообщества, которая предполагает интенсивность общения; степень взаимопонимания, взаиморасположения друг к другу, без чего не может быть эффективных и просто согласованных действий.

Общение – источник взаимной информированности индивида и общности

Огромная значимость общения объясняется его информативной функцией. Это процесс взаимозависимый. Отношения людей динамичны, они развиваются, изменяются, соответственно, изменяется характер общения, характер и качество информированности. А с другой стороны, потребность в новой информации в практике человеческого общения важна как инструмент корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи.

Однако существенно не только наличие или отсутствие непрерывной информационной связи, но и уровень, количество поступающей и перерабатываемой информации. Человеку свойствен определенный оптимальный уровень информационной активности, тонизирующий его деятельность и предполагающий удовлетворение потребности как в получении некоторого количества новой информации, так и в том, чтобы передавать часть информации другим [4].

Влияние общения на поведение людей

Общение и особенности человеческого поведения

Кроме того, что общение определяет природу человека, его становление, историческое развитие и условия бытия, оно еще оказывает огромное влияние на особенности повседневного поведения человека. Находясь среди людей (в большой массе или малой группе, человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой, следовательно, проявляются такие стороны нервно-психической деятельности, которые не обнаруживаются в индивидуальной жизни. И здесь мы подходим к еще одной особенности, или стороне, общения.

Ситуативность в общении и поведении людей

Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, достаточно велик. Он колеблется в зависимости от конкретных особенностей групповых отношений и ситуации, в которой находится человек (на лекции, митинге, концерте, в театре, на стадионе). На лекции – сдержанная, корректная реакция. В театре зрители проявляют себя более активно (эмоциональная реакция). У спортивных болельщиков наблюдается эффект психологического заражения (повышенная нервная реактивность).

Но независимо от различий в особенностях поведения существуют и закономерности поведения в обстановке коллективной деятельности : среди единомышленников или друзей человек чувствует себя более уверенно, испытывает подъем.

Противоречивость поведенческих эффектов под влиянием группового общения

совместная групповая деятельность оказывает тонизирующее влияние на психические свойства и способности индивида: активизируются процессы мышления и воли, обостряются ощущения и восприятие (позитивное влияние). Если ценностные ориентации личности и группы не совпадают, то коллектив нередко подавляет или парализует инициативу и волю личности. Но и в случае совпадения ценностных ориентаций могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые, по существу, направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Это ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания (компания подростков, т. е. конформистское поведение.

По своей природе механизм конформистского поведения связан с эффектом группового давления, в том числе и через санкции отрицательного эмоционального отношения [2]. Этот эффект чрезвычайно действен, поскольку человек склонен так или иначе переживать нерасположение или отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Эффект конформизма был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога С. Аша.

Следует различать конформизм как стратегическую (в отличие от тактической) линию поведения, которая является доминантой в структуре ценностных ориентаций личности и жестко запрограммирована в поведении. В этом случае конформизм выступает в качестве типа социальной ориентации личности и чаще всего носит некритический характер. Но конформизм может носить и менее глобальный характер и проявляться в отдельных, не столь существенных для индивида моментах, ради которых не стоит идти на обострение отношений с референтной группой.

В таких случаях конформное поведение сопровождается критическим отношением личности к ситуации, где это поведение имеет место.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотозарисовка: «Общение с Природой!»Фотозарисовка: «Общение с Природой!» Фотозарисовка: «Общение с Природой!» Запысова М. И. Мы живём в стране чудес, в виртуальной реальности. Когда нам плохо – всё вокруг кажется.

Картотека игр на общение Младшая группа «Ласковое имя» Цель игры: Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Ход игры: Ритуал начала «Дети,.

Конспект НОД «Общение в древнем и современном мире» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Лещева А. А., Воспитатель 2 старшей группы общеразвивающей направленности.

Общение ребенка со взрослым и сверстником Ребенок раннего возраста уже способен к деловым контактам со взрослым и предпочитает их всем другим коммуникативным ситуациям. Но дети еще.

Общение родителей с воспитателями Общение родителей с воспитателями. «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.» Джон Локк Сегодня хотелось бы.

Общение с детьми и речевая агрессия Общение с взрослым выступает в качестве одного из основных условий психического развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности,.

Общение с детьми «Рекомендации для родителей» Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково.

Разновозрастное общение в детском саду Разновозрастное общение в детском саду. В настоящее время в большинстве детских садов детей разделяют на группы строго по возрастам. Для.

Речь и общениеРечь и общение Мы выпустили детей в школу, через несколько дней на смену большим детям пришли малыши. Такие интересные, малыши, каждый со своим «Я». Но.

Занятие-беседа «Общение без конфликтов» елевая аудитория: несовершеннолетние в возрасте 11-14лет. Формы и методы проведения: занятие –беседа Цель: Закрепить знания детей с основами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение как деятельность
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 08:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД