Папки-передвижки

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»

Галина Кущенко
Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»

Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому я работаю над темой: «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр».

Образовательную деятельность осуществляю по комплексной программе Т. Н. Дороновой «Радуга», также реализую следующие технологии и методические пособия:

1. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»

Публикация «Обобщение опыта „Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр“» размещена в разделах

2. Н. Ф. Сорокина «Театр в детском саду»

3. О. С Ушакова «Развитие речи дошкольников»

4. Н. Я. Михайленко «Игры в детском саду»

5. Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам»

Театрализованные игры делятся на две группы:

- режиссерские и

-игры - драматизации

В играх-драматизациях ребенок-артист, я учу детей самостоятельно создавать образ с помощью различных средств выразительности: мимики, интонации, пантомимы, исполнять сюжет по сценарию. Использую различные виды драматизации:

-игры-имитации животных, людей, персонажей;

-ролевые диалоги на основе текста;

-инсценировки сказок;

-постановку спектаклей;

-игры-импровизации без предварительной подготовки.

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров :

-настольный,

-плоскостной,

-пальчиковый,

-теневой.

Ребенок в таких играх выступает как режиссер импровизированного концерта или спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.

Анализируя свой опыт работы по формированию навыков общения у дошкольников, я пришла к выводу, что игра является тем инструментом, который позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки. Любая из игр многофункциональна, но у всех общая цель – развитие коммуникативных навыков. Я считаю, что одним из важных педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей детей является грамотное и заинтересованное участие в этом процессе взрослых: педагогов и родителей.

В младших группах для проявления доброжелательного внимания к детям я использую методику «Поговорим о хорошем», т. е. раз в неделю собираю детей и коротко рассказываю что-то хорошее о каждом ребенке, независимо от его достижений и поведения.

В старших группах я применяю способ выбора занятия, т. е. предлагаю различные варианты и даю возможность самостоятельно выбрать чем заняться.

Для развития коммуникативных способностей детей я использую систему игр, направленных на:

• развитие умения сотрудничать, учу контролировать движения и соблюдать правила игры, воспитываю доверие друг к другу;

• развиваю умение давать доброжелательную оценку другому;

• учу общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, развивать слуховое восприятие;

• развиваю умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения;

• учу перефразировать сказанное, сохранив главный смысл;

• развиваю способность аргументировать свою точку зрения;

• развиваю умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Эффективным педагогическим методом в рамках игровой театрализованной деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, выступает моделирование проблемных ситуаций. В моей деятельности игра является вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Метод применяю при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

В группе ребенку нужно суметь построить отношения не только со взрослыми, но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И этому, конечно же, способствует игра и театрализованная деятельность.

Сделав анализ и выводы по данной проблеме провожу констатирующий эксперимент, с целью выявления у детей уровня сформированности навыков общения. Для реализации цели использовала 3 методики:

1.«Сломанный карандаш» – автор С. А. Улитко;

2.«Волшебные очки» – авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова;

3.«Лесенка» - авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова

Диагностика № 1 «Сломанный карандаш»

Цель: выявление уровня сформированности навыков общения у дошкольников и характера отношений между ними.

Метод: совместная деятельность.

Критерии: - умение проявлять внимание по отношению к сверстнику;

- проявляет сочувствие, но отсутствуют активные способы помощи сверстнику;

- негативное отношение к затруднениям сверстника.

На основе критерий разработала уровни.

Высокий уровень – в процессе работы проявляет заботливое отношение к сверстнику, внимателен к его работе; проявляет сочувствие в случае возникающих затруднений у сверстника в процессе деятельности.

Средний – проявляет заботу, внимание, но иногда увлекшись деятельностью не откликается на просьбу товарища.

Низкий – груб в общении, не чувствителен к радости или неудачам сверстников, акцентирует внимание только на себе.

Диагностика № 2 «Волшебные очки»

Цель: изучение взаимоотношений между детьми, через словесное выражение своего отношения к другому.

В процессе игры обращаю внимание на словесное выражение своего отношения к другому, как дети видят и подчеркивают положительные качества и достоинства других.

Во время эксперимента дети в основном отмечали положительные качества каждого: доброту, уступчивость, послушание. Скромность, не забывали и о красоте.

Вывод: делая сверстнику комплименты, говоря о нем, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались вместе с ним.

Диагностика № 3 «Лесенка».

Анализ результатов проведенного исследования показал, что 30% детей поставили себя на ступеньку «очень хорошие» и 40% «самые хорошие». Дети адекватно оценили себя.

Есть и такие ребята, которые поставили себя на ступеньку, где находятся не очень хорошие дети. У них наблюдается неблагополучие в самооценке и общем отношении к себе. Это связано, в основном, с авторитарным воспитанием в семье.

Результаты данного эксперимента:

Высокий уровень - 30%

Средний уровень – 40%

Низкий уровень – 30%

После проведенного констатируещего эксперимента и обобщения полученных результатов я наметила следующие задачи:

1. Продолжать развивать навыки общения у старших дошкольников.

2. Включить в педагогический процесс театрализованные игры, способствующие развитию коммуникативных способностей у дошкольников.

3. Заинтересовать родителей воспитанников данной проблемой, используя разные формы работы.

Работа с родителями:

- изготовила папку-передвижку «Учим детей общению

- провела родительское собрание «Детская дружба»

- консультацию на тему: «Взаимоотношения детей в игре»

Для того, чтобы проведенная работа не прерывалась я разработала методические рекомендации по данной проблеме, которые включают:

- разработать перспективный план работы игр, формирующих навыки общения;

- провести повторную диагностику для выявления эффективности проведенной работы;

- расширить предметно – игровую среду в группе.

Перспективный план мероприятий по игровой деятельности направленный на формирование навыков общения у старших дошкольников

За основу плана я взяла 4 блока игр:

• * Игры на развитие умения сотрудничать;

• * Игры на умение активно слушать;

• * Игры на умение перерабатывать информацию;

• * Игры на умение конструировать «текст для другого»(умение говорить самому).

Вывод: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром.

Публикации по теме:

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах посредством ознакомления с ПДД (подготовительная группа) «Безопасность детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения» Цель: формирование у детей навыков безопасного.

Консультация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр» Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Воспитатель: Билялова Наталья Александровна.

Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством развития навыков гигиены и самообслуживания Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через развитие навыков гигиены и самообслуживания. "Я не боюсь еще.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Практико-значимая работа на тему «Формирование и развитие коммуникативных навыков дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Повышение квалификации).

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы) 1 СЛАЙД. Визитка. 2 СЛАЙД. Из опыта работы по теме: «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через.

Формирование эстетического вкуса у детей с ОВЗ посредством занятий ручным трудом (из опыта работы) Слайд 1. Тема моего опыта: «Формирование эстетического вкуса у детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия ручным трудом.

Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

Формирование исполнительского творчества старших дошкольников посредством творческих заданий (из опыта работы) В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений всё чаще используют в своей работе собственные методы, приёмы и технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 12:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД