Обучаем детей решать задачи

elena kirillova
Обучаем детей решать задачи

В подготовительной группе перед воспитателем стоит новая задача - научить детей составлять и решать простые арифметические задачи. Обучение строится на основе предварительно проведенной работы по усвоению отношений части и целого, операций с множествами (объединение частей и удаление части из множества, а также изучения состава чисел из единиц и из двух меньших чисел. В то же время обучение решению арифметических задач является необходимым условием более осознанного понимания отношений величин,практического смысла арифметических действий сложения и вычитания.

Необходимо учить детей составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие, знакомить со случаями, когда к большему прибавляют меньшее число и когда вычитаемое меньше остатка, учить прибавлять сначала 1 число, а затем числа 2 и 3 (по единице).

Формируя умение составлять задачи, необходимо использовать опыт наблюдений детей за окружающим, рассматривание картин, действий с предметами и игрушками, то есть учить составлять задачи на наглядной основе (задачи-драматизации и задачи-иллюстрации): "Сережа поставил в гараж четыре машины. Петя поставил еще одну. О чем можно спросить в задаче?" (Сколько всего машин стоит в гараже)

Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: "Сколько автомашин поставил в гараж Сережа? Сколько Петя? Больше или меньше стало автомобилей после того, как Петя поставил один автомобиль в гараж?". И только убедившись в том, что дети запомнили числовые данные задачи и

отношения, в которые они вступают, можно приступить к решению задачи. Для этого воспитатель формулирует вопрос "Сколько автомобилей поставили в гараж Сережа и Петя вместе?". Уже на начальном этапе обучения решению задач необходимо научить детей различать две ее части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается); понимать: для того, чтобы ответить на вопрос, надо решить задачу.

Одним из важнейших компонентов обучения решению арифметических задач является формирование умения рассуждать. Воспитатель учит детей объяснять, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какое арифметическое действие нужно выполнить для получения ответа на вопрос задачи. Так, предлагая решить задач "На дерево сели 8 птиц, 1 улетела и села на забор. Сколько птиц осталось на дереве?" - воспитатель задает уточняющие вопросы:"Что нам известно (Всего было восемь птиц, одна перелетела на забор) - А знаем ли мы, сколько птиц осталось на дереве? Надо найти их число. Как?" вначале воспитатель учит детей рассуждать, не пользуясь числами:"Из всех птиц, сидящих на дереве, надо вычесть ту, что улетела". Затем продолжает:"Значит 8 надо уменьшить на 1. Из 8 вычесть 1 - останется 7. Сколько же птиц осталось на дереве после того, как 1 перелетела на забор? На дереве осталось 7 птиц. Таким образом, решив задачу, мы ответили на поставленный в ней вопрос.

Начинать обучение надо с задач на сложение и лишь затем переходить к задачам на вычитание. При этом сначала слагаемым или вычитаемым является число "один".

После того, как дети усвоят структуру задачи и арифметические действия сложения и вычитания, их можно познакомить с приемами присчитывания второго слагаемого (2 и 3) по единице и отсчитывания вычитаемого (2 и 3) по единице. Например, прибавляя к семи два по единице, воспитатель учит детей сопровождать свои действия словами:"К семи прибавить один - будет восемь и еще прибавить один - будет девять; или вычитая из семи пять по единице, он учит формулировать:"От семи отнять один - будет шесть и еще раз отнять один - будет пять. Значит, от семи отнять два - будет пять.

В результате организованных упражнений ребенок овладевает умением составлять простые арифметические задачи, различать условие и вопрос, выделять числовые данные, устанавливать отношения между ними, правильно выбирать и формулировать арифметическое действие, находить его результат и давать развернутый ответ на вопрос задачи.

Публикации по теме:

Дидактические игры для закрепления состава числа из двух меньших чиселДидактические игры для закрепления состава числа из двух меньших чисел Математическая игра «Полянка». Задачи: 1. Закрепить знания об образовании чисел в пределах 10. 2. Продолжать учить соотносить цифру с числом.

Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы (продолжение). Тематический план НОД Пояснительная записка Тематический план НОД по формированию элементных математических представлений № п/п Тема НОД Кол-во НОД 1 Упражнения.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Логические загадки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Обучаем детей решать задачи
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 20:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Интерактивный театр»
Детский интерактивный театр! Всем детям идет на пользу, если они участвуют не только в роли зрителя, но и в качестве участника спектакля или...
Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста
Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,...
Фотоотчет «Международный женский день»
Международный женский день! Каждый год к 8 марта мальчишки и девчонки в каждом детском саду хотят поздравить своих мамочек! Учат и читают для них...
Фототчет «Весна идет!» (весенняя картина в рамочке) с детьми старшей группы
Цель : привлечь детей к созданию картины на весеннюю тематику. Задачи: вызвать интерес к оформлению картин в рамочке, создать условия для творческого...
Нестандартное физкультурное оборудование для развитие глазомера, меткости, ловкости
Предлагаю вашему вниманию нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками для развитие глазомера, меткости, ловкости. Пособие «Поймай...