Обучающие игры на уроке немецкого языка

Елена Бабино
Обучающие игры на уроке немецкого языка

Игра как один из эффективных приёмов обучения школьников иностранному языку находит всё более широкое применение на уроках немецкого языка. Игра вызывает интерес и активность учащихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Во время игры можно не только лучше усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать всё то новое, что встречается в игре. Поэтому различные игры могут быть использованы на уроке как при объяснении и закреплении нового учебного материала, так и при опросе и контроле знаний и умений. Игровая форма занятий помогает избежать учащимся дополнительной нагрузки чисто учебными занятиями, а кроме того создаёт условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближенной к естественной.

В обучении иностранному языку особо важную роль занимает принцип активности, так как успешное овладение иностранным языком возможно, если каждый учащийся будет занимать активную позицию в учебном процессе. Именно здесь имеет смысл отметить использование игровых приёмов при обучении иностранному языку.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребёнка в особенности. Игра является неотъемлемой частью деятельности учащихся младшего возраста и с её помощью как средства обучения повышается эффективность и коммуникативная направленность обучения иностранным языкам. Но в дальнейшем для учителя встаёт вопрос, как же сохранить интерес, желание, мотивацию учащихся не только на начальной, но и на средней и старшей ступенях обучения. Ответ прост - в игре и через игру. Ещё А. С. Макаренко отмечал, что игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, такое же, каким у взрослого является деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приёмов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленности речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению,

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала,

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще,

-снятие усталости и напряжённости.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащённости, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Ниже приведены некоторые игровые приёмы, использованные мною на разных этапах обучения немецкому языку.

1. Фонетические игры

«Какое слово звучит?» Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.

Ход игры: ученикам предлагается набор из 10-20 слов. Учитель начинает читать с определённой скоростью слова в произвольной последовательности. Ученики должны найти в списке слов произнесённые учителем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения учителем.

2. Лексические игры

«Озвучивание картинки» Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: ученики образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведёт.

«Угадай» Цель: активизация лексики и развитие навыка употребления во-просительной формы (общий вопрос).

Наглядные средства: конверт с картинками

Ход игры: ученик выбирает конверт, вынимает картинку и сообщает классу, кто изображён на ней. Учащиеся должны догадаться, что данное лицо/животное делает, задавая общие вопросы. Угадавший получает право вы-брать конверт.

Ist das ein Br? Schwimmt er? Isst er Honig?

Ist das ein Elefant? Ist er gro? Ist er grau?

Ist das ein Sportler? Treibt er Sport? Ist er sportlich?

3. Грамматические игры

«Кубики» Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Ученики по очереди выходят, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

В заключение хотелось бы отметить, что игровые приёмы, приведённые в данной статье, не исчерпывают всего разнообразия игр, которые позволяют вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребёнка, сделать процесс обучения немецкому языку не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным.

Урок немецкого языка- это не только игра. Доверительность и непринуждённость общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьёзным разговорам, обсуждению реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она несёт в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим. Именно поэтому я широко использую в своей практике игровые приёмы и считаю это необходимым на всех этапах обучения немецкому языку.

Литература

1. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе – М.: Просвещение, 1995

2. Настольная книга преподавателя иностранного языка (Справочное пособие).- Мн.: «Высшая школа», 1992

3.Buttner S. Tamburin (Немецкий для детей).- Max Hueber Verlag.

4.Rieder E. Das ABC-Haus.- Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1996

Публикации по теме:

Проба пера по созданию портфолио Портфолио учителя английского языка Брагинской Екатерины Владимировны. Приступаю к работе над проблемой «Игровая направленность на уроках.

Воспитание гармонически развитой личности через обучение детей английскому языку. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Обучающие игры на уроке немецкого языка
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 17:18
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....