Папки-передвижки

Обучающий тренинг для воспитателей на тему «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»

Ольга Габдильнасырова
Обучающий тренинг для воспитателей на тему «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»

Цели тренинга :

1. Обучение воспитателей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми.

2. Развивать умение воспитателей применять полученные знания на практике.

3. Создание между участниками тренинга атмосферы доверия, которое позволит им экспериментировать над своим поведением, не стесняясь ошибок.

Оборудование:

Публикация «Обучающий тренинг для воспитателей на тему „Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми“» размещена в разделах

чудесный мешочек с мелкими предметами или игрушками из киндер – сюрпризов.

аудиозапись с детскими рассуждениями на тему : «Когда я злюсь?»

фонограмма детских песен, музыка для релаксации.

детские рисунки (выставка)

бланки «Портрет «особого» ребёнка» (5 шт.)

шпаргалки (записки) с методами работы по направлению «Выражение гнева в приемлемой форме».

альбомные листы, цветные карандаши, коробка, газета, подушка, боксёрская груша с перчатками, пластилин и дощечка, батут, «стаканчик для крика», погремушка, воздушный шарик, доска и мел, тазик с водой, водный пистолет, мелкие игрушки.

мелкие камушки по количеству участников тренинга.

карточки с названиями сказок

фон со звёздным небом

ножницы

спокойная музыка на тему «Космос»

английские булавки

значок «Стоп»

Тест «Можно или нельзя» (по количеству участников)

сигнальные карточки к рекомендательной части.

оборудование для упражнения «Исповедь матери»

План тренинга :

I Знакомство:

1. Приветствие ведущего (краткое объяснение понятия «тренинг» и его принципов)

2. Упражнения на знакомство:

1 круг-представление каждого участника (Ф. И. О., место работы)

2 круг- «Вы ещё не знаете, что в свободное время я люблю…»

3 круг-игра «Чудесный мешочек»

II Подготовительная работа:

1. Объявление темы и цели тренинга.

2. Аудиозапись с детскими рассуждениями на тему : «Когда я злюсь?»

3. Выставка детских рисунков (выявление рисунков с агрессивной направленностью).

III Теоретическая часть:

1. Мини – лекция «Что такое агрессивность».

2. Упражнение с бланками «Портрет агрессивного ребёнка».

3. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка».

IV Практическая часть:

1. Обучение воспитателей способам работы с агрессивными детьми в направлении «Выражение гнева в приемлемой форме».

2. Обучение воспитателей способам работы с агрессивными детьми в направлении «Распознание и контроль негативных эмоций».

2.1. Игра «Камушек в ботинке»

2.2. Предупреждающий символ «Стоп».

3. Обучение воспитателей способам работы с агрессивными детьми в направлении «Формирование сочувствия, сопереживания, способности к эмпатии».

3.1. Упражнение на развитие эмпатии.

4. Обучение воспитателей способам работы с агрессивными детьми в направлении «Умение расслабиться».

4.1. Релаксационное упражнение «Найди свою звезду»

4.2. Памятка для воспитателей «Как играть с агрессивными детьми»

V Рекомендательная часть:

1. Формы наказаний.

1.1. Тест «Можно или нельзя»

1.2. Работа по сигнальным карточкам

2. Работа с родителями агрессивных детей.

2.1. Памятка для родителей агрессивных детей.

2.2. Упражнение – инсценировка с участием воспитателей «Исповедь матери»

VI Обратная связь: Упражнение «Телеграмма». Задание: написать телеграмму ведущему тренинга с отзывами о встрече и пожеланиями.

Содержание тренинга :

I. Знакомство:

1. Приветствие ведущего (краткое сообщение понятия «тренинг» и его принципов)

2. Упражнения на знакомство:

1 круг – «Я предлагаю поближе познакомиться. Каждый следующий участник называет себя и ту информацию о себе, которую считает необходимой для своего представления». (начинает ведущий)

2 круг – «Каждый следующий участник начинает со слов: «Вы ещё не знаете, что в свободное время я люблю…»

3 круг - Упр. «Чудесный мешочек» Цель: умение воспитателей соотносить себя с выбранным предметом (игрушкой, найти схожие качества и преподнести в виде творческой идеи; сплочение участников тренинга.

Оборудование: мешочек с мелкими предметами или игрушками из киндер – сюрприза.

Ход: каждый участник вытягивает из мешочка предмет. Даё тся задание: как вы олицетворяете себя с этим предметом, что общего между вами?

I. Подготовительная работа:

1. Объявление темы и цели тренинга.

Ведущий: «Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о детской агрессивности, о том, как помочь таким детям справиться со своей агрессией, как работать с родителями агрессивных детей и научиться некоторым приёмам эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.

Перед тем как начать работу давайте поближе познакомимся, с данной категорией детей».

2. Аудиозапись с детскими рассуждениями на тему : «Когда я злюсь?»

После прослушивания психолог продолжает: «Все свои эмоциональные переживания и недовольства дети изображают на рисунках. Нужно только постараться увидеть то, что хотел сказать ребёнок».

3. Выставка детских рисунков.

Цель: выявление рисунков с агрессивной направленностью. Оборудование: детские рисунки, фонограмма с детскими песнями.

а) Психолог: «Предлагаю вам выбрать по одному рисунку, в котором на ваш взгляд проглядывается агрессия ребёнка. Подумайте, в чём именно это выражается. Будет хорошо, если вы попробуете разгадать то, о чём хотел сказать ребёнок в своём рисунке», (отбор рисунков воспитателями)

б) Презентация рисунков воспитателями

в) Вывод ведущего

II. Основная часть:

1. Мини – лекция «Что такое агрессивность».

Ведущий: «В каждой группе детского сада есть хотя бы один ребёнок с признаками агрессии. Они нападают на сверстников, обзывают, употребляют намеренно грубые выражения, отбирают игрушки, ломают их и дерутся. Что может означать такие агрессивные действия ребёнка?

Таким образом, ребёнок как бы заявляет о себе, о своих потребностях, либо отображает то, что видит (неблагополучная обстановка в семье или авторитарный агрессивно настроенный взрослый рядом).

Хотя и считается, что в раннем и подростковом возрасте агрессивные действия необходимы для становления личности (полное их отсутствие говорит о нарушениях в развитии, другое дело, когда агрессивность перерастает в другую черту характера.

Причины:

индивидуальные особенности ребёнка.

серьёзные соматические заболевания.

заболевания головного мозга.

хроническое недоедание.

недостаточная двигательная активность или напротив постоянное переутомление.

неблагополучная семейная обстановка (систематические скандалы родителей, пьянство и т. п.)

давление авторитарного взрослого

неконтролируемый просмотр передач с агрессивной направленностью.

Таким образом, агрессия не возникает сама по себе, она появляется вследствие чего – то.

Узнать агрессивного ребёнка в группе несложно. Каждый из нас по определённым характерным особенностям сможет вычислить его».

2. Упр. «Портрет агрессивного ребёнка».

Цель: развивать умение воспитателей отличать данную категорию детей от других.

Оборудование: 4 бланка «Портрет «особого» ребёнка» на 4 группы. (см. бланк в приложении 1)

Ведущий: «Опираясь на собственный опыт и на интуицию, попробуйте выбрать те поведенческие проявления, которые относятся к агрессивным детям на ваш взгляд.

Для удобства поделимся на 4 группы. Каждая группа по окончанию работы озвучит свой портрет агрессивного ребёнка». (участники разбиваются на группы и начинают работать по команде ведущего в течении 2 – 3 минут.

Ведущий: «Агрессивные дети не только сами наделены враждебными намереньями, но часто имеют склонность приписывать враждебные намеренья окружающим людям, с которыми они общаются, даже не думая причинять им вред. Такая личностная характеристика получила название предвзятый атрибуции враждебности. «Одним словом, если ребёнок агрессивный - он и мир вокруг видит таким.

Давайте убедимся в этом сами на примере следующего упражнения».

3. Упр. «Мир глазами агрессивного ребёнка».

Цели: познакомить воспитателей с понятием «предвзятая атрибуция враждебности», развивать умение её отличать.

Ход: участники рассчитываются на 1 – 2. Первый номер выполняет любое неагрессивное действие (встаёт, кладёт ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается и многое другое). Второй из пары комментирует это действие с позиции агрессивного ребёнка. Остальные участники могут предлагать свои варианты. Например: «Ты встал, потому что ты хочешь толкнуть меня».

Обратная связь: после упражнения участники делятся тем, что они чувствовали во время игры, какая роль им ближе: агрессора или «невинной жертвы».

III. Практическая часть:

Ведущий: «Дети зачастую проявляют агрессию, потому что не знают других способов выражения своих негативных чувств. Задача взрослых – научить ребёнка выходить из конфликтных ситуаций или освобождаться от гнева приемлемыми способами, не причиняя вреда и беспокойства окружающим.

Коррекционная работа с агрессивными детьми проводиться в следующих направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

На столе приготовлены шпаргалки, в которых указаны методы работы в данном направлении. Каждый участник выбирает по одной и готовит небольшую презентацию, используя оборудование (оно находиться в определённом месте).

На шпаргалках:

рисование обидчика, смять рисунок и выкинуть.

слепить обидчика и размазать его по дощечке.

рвать бумагу на клочки

комкать бумагу и бросать её в цель.

бить подушку.

бить боксёрскую грушу.

использовать батут.

изготовить бумажные дубинки для состязаний.

использовать погремушку.

нарисовать на воздушном шаре лицо обидчика и лопнуть его.

нарисовать мелом на доске обидчика и пошвырять в него бумажными комочками (тряпичными мячиками).

водным пистолетом сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде.

2. Обучение детей распознавать и контролировать свои эмоции.

2.1. Игра «Камушек в ботинке»

Цель: игра помогает раскрыть внутренние переживания ребёнка, предотвратить назревающий конфликт в группе; учит детей выражать словами своё эмоциональное состояние; способствует снижению эмоционального напряжения; сплачивает детский коллектив.

Оборудование для игры на тренинге : мелкие камушки по кол. уч.

Ход: «Снимите, пожалуйста, вашу обувь с одной ноги (ведущий проходит мимо каждого и опускает в обувь камушек). Оденьте обувь и походите по залу. Вернитесь на места. Попытайтесь одним словом выразить то, что вы ощущали при ходьбе».

(участники по кругу описывают свои ощущения) «Когда мы сердимся, чем-то озадачены, взволнованы, это нами воспринимается как маленький камешек в ботинке. Если мы сразу достанем его, то нога останется невредимой. А если оставим камушек и будем продолжать носить обувь с ним, то будет рана. Поэтому всем людям – взрослым и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, т. е. «вытаскивать камушек наружу, как только вы его заметите». Не допускайте, чтобы камушки копились, и доходило до большой раны, а своевременно извлекайте их. Давайте договоримся: если кто – то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём, что вам, что – то мешает и если вы захотите сможем поговорить об этом. Если вас ничего не мучает в данный момент, то вы отвечаете: «У меня нет камушка в ботинке». (начинает ведущий, затем каждый участник по кругу)

Вывод ведущего: «Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Эта игра может стать своеобразным ритуалом в группе».

2.2. Предупреждающий символ «Стоп»

Цель: приучить ребёнка реагировать на сигнальный значок и намеренно останавливать агрессивные действия.

Ход: в карман одежды ребёнка положить значок «Стоп». Предварительно с ребёнком нужно побеседовать о начале игры. По её правилам, как только ребёнка начинают одолевать агрессивные мысли и желания, он должен достать значок и произнести для себя: «Стоп!».

3. Развитие у детей сочувствия, сопереживания и способности к эмпатии.

Правила:

Никогда не ленитесь разбирать любой конфликт между детьми всей группой. Такая форма работы способствует социализации детей умению выстраивать свои отношения с окружающими в рамках общепринятых норм.

Воспитателю самому не мешает избавиться от привычки обвинять ребёнка во всём. Например, вместо: «Ты почему раскидываешь вещи?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны».

Побольше читайте и обсуждайте вместе с детьми.

3.1. Упражнение на развитее эмпатии.

Цель: развивать умение воспитателей задавать детям вопросы к сказкам, которые сформируют у них чувство эмпатии.

Оборудование: карточки с названиями сказок.

Ход: участники делятся на подгруппы, каждая получает карточку с названием сказки, к которой нужно придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии.

4. Развивать у детей умение расслабляться.

4.1. Релаксационное упражнение «Найди свою звезду»

Цель: возможность расслабиться и набраться уверенности в себе.

Оборудование: фон со звёздным небом, цветные карандаши, ножницы, листы по кол. уч., спокойная музыка на тему «Космос», английские булавки.

Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза, представьте себе звё здное небо: звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Одна из них – ваша звезда. Быть может она похожа на вашу мечту, а может, напоминает о минутах счастья, радости, удачи. Снимите её с неба и бережно положите перед собой. Рассмотрите звезду поближе. Проведите ладонями по коленам, вниз к ступням ног и сладко подтянитесь, откройте глаза».

Задание после релаксации: «Возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите её на наше звёздное небо».

Обратная связь: - Понравилось ли то, что получилось? - Поделитесь своими чувствами: что вы испытывали во время упражнения? - Удалось ли вам создать ту звезду, которую вы выбрали на звёздном небе?

Дополнение ведущего:

• «По такому же принципу проводится упражнение «Цветочная полянка», «На морском дне», «В лесу».

• Раздать участникам тренинга памятки «Как играть с агрессивными детьми» (см. приложение 2)

IV. Рекомендательная часть:

1. Формы наказаний. Тест «Можно или нельзя» (инструкцию см. в приложении 3)

Если проступок действительно был, неизбежно должен встать вопрос о пресечении недопустимого поведения впредь.

Взрослые обычно пользуются криком, чтобы наказать. Что есть крик взрослого? Это его бессилие, выброс негативных эмоций. А любой крик для ребёнка это - стресс. В состоянии стресса ребёнок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплёскивая негативные эмоции, мы можем рассчитывать только на ответную такую же негативную реакцию ребёнка. Постоянный крик перестаёт ребёнком замечаться или рождает манеру разговаривать так же.

Когда можно кричать? Когда ребёнок подвергает свою жизнь или жизнь др. ребёнка опасности.

Запреты. Они важны для формирования у ребёнка социальных навыков. Запрещать можно, но спокойным, уверенным голосом.

Можно шлёпнуть ребёнка, но, не затрачивая физической силы и время для объяснения «за что шлёпнули». Так как каждый человек инстинктивно боится физического наказания, лёгкий шлепок будет лишним напоминанием, чего делать нельзя.

Изоляция – это когда ребёнок отделяется от группы детей или выводится из общей игры на определённый период времени. Она должна быть организованна: специальное место, (др. комната) или «виноватый стульчик», но всё это в поле зрения воспитателя. Заранее с детьми обсуждается, что изоляция действует пока, например, пересыпается песок в песоч. часах или стрелка часов не окажется в опред. месте. В итоге время изоляции для ребёнка становится периодом успокоения и осмысления своих поступков.

Лишение приятного. Для этого необходимо, чтобы в группе существовал какой-то приятный для детей ритуал, традиция, общее дело. Отказ ребёнку, в случае провинности, участвовать совместном ритуале станет для него переживанием и запомнится на долго.

(вывод ведущего делается с помощью сигнальных карточек).

2. Работа с родителями агрессивных детей.

2.1. Памятка для родителей агрессивных детей. (см. приложение 4).

2.2. Упражнение – инсценировка с участием воспитателей «Исповедь матери»

V. Обратная связь.

Задание: написать телеграмму ведущим тренинга с отзывами о встрече и пожеланиями. Количество слов недолжно превышать 15.

Литература:

1. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2005г.

2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб. ,1997г.

3. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер коммуникабельность. Ярославль, 1977.

4. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребёнка. СПб. ,1997.

Публикации по теме:

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми Хочу предложить вашему вниманию игру"доброе животное". Цель игры: способствовать сплочению коллектива,научит понимать детей чувства других,оказывать.

Анкета для воспитателей. Взаимодействие с родителями Анкета для выявления объективности самоанализа готовности педагогов к эффективному взаимодействию с родителями Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь,.

Доклад на тему: «Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность» «Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность» «Семья для ребенка-это источник общественного.

Игры с агрессивными детьми Игра с которой я вас хочу познакомить называется "Дракон". Наверно многие воспитатели замечают, что некоторые дети в группе испытывают трудности.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие родителей и детского сада в обучении дошкольников ПДД» Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма. Профилактика детского.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль.

Психологический тренинг для воспитателей Психологический тренинг для воспитателей на тему: «Развиваясь – совершенствуемся!»Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информаций,.

Психологический тренинг для воспитателей «Мы-команда!»Психологический тренинг для воспитателей «Мы-команда!» Благоприятный климат в коллектив – важный показатель успешного трудового процесса. От психологического комфорта напрямую зависит рабочий.

Психолого-педагогический тренинг для воспитателей детского сада «Экологические интересности»Психолого-педагогический тренинг для воспитателей детского сада «Экологические интересности» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Цель: - развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада. - закреплять знания.

Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Цель: • Сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучающий тренинг для воспитателей на тему «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»
Опубликовано: 29 октября 2017 в 16:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД