Обучение детей правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте

Наталья Орешкова
Обучение детей правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте

Сообщение из опыта работы

Наше дошкольное учреждение изначально строилось для детей работников железнодорожного транспорта, и поэтому, одной из составных частей воспитания наших дошкольников являлось и является ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями, присущими ему, правилами безопасного поведения на железной дороге и вблизи нее.

Начало такой работы возможно уже с детьми первой младшей группы. Мы рассматривали картинки с изображением паровозика, вагончиков. Читали потешки, например: «Если паровозик едет, как гудит он, кто ответит? Ту-ту-ту!» Картинки рассматривали, выделяя и называя все части паровоза: колеса, кабина, труба. В ходе этого рассматривания, можно называть их цвет, помогая детям его запомнить.

В повседневной жизни, играя с детьми, использовали подвижную игру «Поезд», которую предлагает детям этого возраста «Программа воспитания обучения детей в детском саду». В эту игру играли по-разному. Просто «ехали», изображая поезд, издавая специфические звуки «чу-чу-чу», иногда останавливались, потом опять продолжали поездку, пыхтя и сигналя.

Или же «ехали» с песней

Вот какой паровоз к празднику купили,

Вот какой паровоз детям подарили.

Дальняя, дальняя, дальняя дорога

Вдоль нашей комнаты прямо до порога.

Вот какой паровоз к празднику купили,

Вот какой паровоз детям подарили.

Кто едет в поезде? Куклы да матрешки

Стрелочник, стрелочник вышел из сторожки.

Песню, конечно же, пел воспитатель.

Надо сказать, что эта песня нами часто использовалась, потому что она детям нравилась, увлекала их и привлекала внимание тех детей, которые вначале не «садились» в наш поезд.

Это игра «Поезд» любима детьми, особенно в самом начале первой младшей группы, когда детям еще сложно, трудно, возможно не всегда комфортно в новом месте, без мамы. А эта игра сплачивает, вносит веселье, помогает всем объединиться, держась друг за друга, внося тепло, определенное бесстрашие в души детей, помогает привыкнуть к новому коллективу.

Начиная с лета, возвращаясь с прогулки, ехали паровозиком, а то и под песню» Мы едем, едем, едем в далекие края…».

В первой младшей группе работа по ознакомлению с железнодорожным транспортом на этом и ограничивалась, а о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте мы не говорили.

В наш уголок мы добавили дидактическую игру «Веселый поезд» на развитие мелкой моторики, на закрепление цвета. Используя эту игру можно знакомить детей с изображением поезда, вагончиков. Уточнять, кто может ездить в поезде, куда и т. д. Еще мы приобрели детскую книгу "О непослушном вагончике".

Обучение детей правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте

Читая её, мы решаем и задачу ознакомления детей с железнодорожным транспортом и простейшим правилам безопасного поведения на нем и задачу нравственного воспитания детей.

Поскольку наше дошкольное учреждение является учреждением ОАО РЖД, мы много внимания уделяем подбору детской литературы – купили раскраски с изображением локомотивов, вагонов, сделали из картона фигурку вагончика (того самого – непослушного, собираем игрушки, делаем дидактические игры.

Во второй младшей группе игра «Поезд» тоже присутствовала, но на другом уровне. Из стульчиков – вагонов строили поезд, впереди паровоз – большой стул воспитателя.

Воспитатель-машинист в железнодорожной фуражке. С песнями «ездили» на поляну, в лес, куда угодно. Поезд останавливался, пассажиры выходили, осматривали то место, куда приехали. Собирали цветы, ягоды, загорали, отдыхали и т. д.

Можно придумать разные варианты. Такие поездки-игры доставляли детям большой удовольствие, помогали развивать у детей воображение закреплять знания о железной дороге.

Занятия, особенно открытые, тоже могли включать в себя поездки на поезде. И во второй младшей, и в средней группах посещали музей железнодорожного транспорта, который организован в нашем детском саду.

В нем мы рассматривали железную дорогу, разные поезда, паровозы. Рассказывали детям, что поезд состоит из локомотива и вагончиков. Уточняли, зачем нужна железная дорога людям, какие бывают поезда (пассажирские, грузовые, почтовые). И уже в этом возрасте начинали знакомить с простейшими правилами. Рассказывали детям о том, что поезд большой, тяжелый, состоит из большого числа вагонов. Рассказывали, что у поезда есть своя дорога – рельсы и людям ходить по ним нельзя, потому что это очень опасно.

Уже в начале средней группы у нас уголок железнодорожного транспорта стал объемнее. В уголке была представлена мини - железная дорога, дидактические игры и пособия для ознакомления с железной дорогой и правилами безопасного поведения на ней. Ребята очень любят играть в этом уголке.

Дидактические игры были сначала просты: это картинки с изображением разных паровозов, вагонов. Задачами этих игр было научить детей различать пассажирские, грузовые поезда. Рассказать, что есть вагоны, в которых возят письма людей, их посылки. Играя, дети составляли поезда из вагонов, подбирали соответствующие вагоны.

Сюда же в уголок мы положили правила поведения на железной дороге и вблизи неё. Это была маленькая книжечка, рассматривать которую мог один ребенок или двое. Мы увеличили картинки и сделали новый альбом для рассматривания в другом формате.

Мы напечатали загадки о железнодорожном транспорте, стихи о разных видах транспорта, правила поведения на железной дороге в стихах.

Конечно же, поначалу детям было сложно отгадывать загадки о железнодорожном транспорте, так как знания детей о нем были самыми элементарными, но рассматривание открыток, иллюстраций в книгах по данной теме, обсуждение различных ситуаций, чтение стихов и многое другое позволило ребятам получить достаточные для их возраста представления о железнодорожном транспорте.

У нас появилась книга о семафоре, мы читали и рассматривали картинки в ней.

В старшей и подготовительной группах мы продолжим посещать музей железнодорожного транспорта в нашем саду. Наш музей тоже пополняется экспонатами. Будем уточнять знания детей о железной дороге, закреплять их.

Каждое посещение обязательно сопровождается повторением правил безопасного поведения на железной дороге. Обсуждаются возможные ситуации поведения детей и взрослых на железной дороге.

Дети рисуют на железнодорожную тематику, делясь впечатлениями от увиденного, во время своих поездок с родителями.

Кстати, в нашем уголке были и стихи о разных видах локомотивов. Несколько книг об истории железной дороги (самодельные и покупные). Мы изготовили фигурку железнодорожника и поместили в наш уголок, панно с изображением паровоза. Есть кукла-проводница.

Ко дню железнодорожника вместе с детьми готовим подарки шефам (Открытки,объемные вагончики)

В нашем уголке есть атрибуты настоящей железнодорожной формы, сигнальные флажки, погоны железнодорожников, гигиенические принадлежности из пассажирского вагона. Многое принесли родители.

В старших группах планируем знакомить детей с профессиями железнодорожников – родителей наших ребят. И не просто называли профессии, но и уточняли специфику работы этих людей. Среди наших родителей есть осмотрщик вагонов, составитель поездов, дежурный по станции, диспетчер, помощник машиниста, кассир. Мы просим родителей подробнее рассказать детям о своей работе. Эти знания пригодятся ребятам в дальнейшем.

С каждым годом появляется больше литературы для ознакомления дошкольников с железной дорогой, а значит и для успешной профориентационной работы с дошкольниками.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах города» Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного.

Материал по ПДДМатериал по ПДД Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасного поведения.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение детей правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте
Опубликовано: 15 июня 2012 в 21:10
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...