Обучение детей составлению загадок.

Оксана Галиева
Обучение детей составлению загадок.

Использование социоигровых технологий в процессе

обучения детей составлению загадок в подготовительной группе.

Программное содержание:

1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.

2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устанавливать связи, отбирать необходимый и достаточный набор признаков для составления загадки.

3. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.

4. Обогащение и активизация словаря: магазин, супермаркет, кассир, продавец-консультант, грузчик. Формировать речь-доказательство.

5. Закрепить умение работать с моделью.

6. Развивать мышление, внимание.

7. Воспитывать уважение и терпимость к ответам товарищей.

Предварительная работа: чтение загадок о фруктах и овощах, работа по модели.

Материал к занятию: муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением мяча, шляп, груши, пакеты, модель (на листе бумаги изображены: человек – назначение и способы использования предмета; геометрические фигуры – форма предмета; цветовой спектр – цвет предмета; кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый).

Занятие проводится на ковре, в сюжетно-ролевом уголке «семья», «магазин».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня на обед к нам придут гости. Русская пословица говорит: «Умел в гости звать, умей и угощать». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (различные ответы детей).

Воспитатель: Да, вы правы. Раз мы гостей позвали, то обязательно должны показать, что готовились к их приходу, ждали. Поэтому и принято на Руси гостей угощать. А чтобы приготовить еду, нам нужно купить продукты. Куда мы пойдем за продуктами? (в магазин)

Воспитатель: Как называют человека, который в магазине продает товар? (продавец) А кто еще работает в магазине? (охранник, грузчик, уборщик, директор)

Воспитатель: Чем отличается магазин от супермаркета? (супермаркет большой, магазин маленький)

Воспитатель: Да, действительно магазин по размеру меньше, чем супермаркет. Но не только этим они отличаются. Обычно в магазине продают один вид товаров: или продукты. Как будет назваться такой магазин? (продуктовый). Или бытовую технику, как называется такой магазин? (магазин бытовой техники). Или игрушки (магазин игрушек). А в супермаркете продают все эти товары вместе. Поэтому и продавцы там работают не такие как в обычном магазине. В супермаркете можно встретить продавца-консультанта, он консультирует, помогает выбрать нам нужный товар. А вот платить мы будем за этот товар кассиру.

Воспитатель: Давайте возьмем сумки и отправимся в магазин.

Воспитатель: Мы пришли в необычный магазин, где для покупки нам нужны не деньги, а загадки.

Воспитатель загадывает детям загадки:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Воспитатель: О каком фрукте говорится в этих загадках? (о сливе)

Что описывают в первой загадке про сливу, с чем ее сравнивают? (слива как шар, цвет синий)

Что говорят про сливу во второй загадке? (слива синяя сверху, внутри желтая, она сладкая)

Чем похожи эти загадки? (говорится об одном предмете).

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)

Воспитатель выставляет ряд картинок (мяч, лампа, шляпа)

Воспитатель: Посмотрите на эти картинки и скажите на какую из них похож арбуз? (мяч) Почему? («Арбуз, как мячик круглый, он полосатый»; «А еще арбуз похож на шарик»)

Воспитатель: Молодцы, а теперь найдите предмет, похожий на эту картинку. Выставляет картинку с лампочкой. (груша) Почему вы так решили? («Груша похожа, потому что они висят и похожи по форме» Некоторые говорят известную загадку: Висит груша – нельзя скушать.)

Воспитатель: Осталась у нас одна картинка, какой предмет подходит к ней? (Гриб. У гриба шляпка на ножке, вот здесь картинка со шляпой).

Воспитатель: Помните мы с вами описывали предмет по модели (показывает модель) Чтобы нам купить яблоко, мы должны описать его признаки по этой модели.

Воспитатель:

«Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»

«Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»

«Какое яблоко на ощупь?»

«Как оно используется человеком?»

Ответы детей:

– Яблоко круглое, похоже на шар, круг.

– Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов.

– Оно гладкое вот как здесь.

– Варят варенье, есть сок яблочный. Пироги пекут с яблоками

Воспитатель: А теперь, чтобы купить оставшиеся продукты вы должны сами загадать о них загадки по этой модели. А остальные – отгадать.

- Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный.

- Это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый.

Воспитатель: Мы купили все продукты. Давайте отправимся домой.

Садятся на коврик. Вынимают из пакетов продукты.

Воспитатель: расскажите, какие продукты вы купили в магазине? Что из них можно приготовит? (Я купила яблоки, из них можно выжать сок. Я купил помидоры, огурцы. Из них можно сделать салат).

Воспитатель: Тогда можно приступать к приготовлению еды. Но к приходу гостей нужно не только еду приготовить, но и убраться, накрыть на стол. Этим сейчас мы и займемся.

Занятие перетекает в сюжетно-ролевую игру, дети самостоятельно распределяют роли, договариваются.

Публикации по теме:

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Составление описательных рассказов с использованием графо-сенсорной схемыСоставление описательных рассказов с использованием графо-сенсорной схемы При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях  эффективно использую  сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Обучение детей составлению загадок.
Опубликовано: 30 октября 2012 в 16:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....