Обучение детей старшего дошкольного возраста складыванию поделок из бумаги в технике «оригами»

Татьяна Отлетова
Обучение детей старшего дошкольного возраста складыванию поделок из бумаги в технике «оригами»

Обучение детей старшего дошкольного возраста складыванию поделок из бумаги в технике «оригами».

(Из опыта работы).

Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей любого возраста. Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять свою форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается и т. д. Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе со взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему.

Существуют разные способы изготовления игрушек. В основном это трудоёмкий процесс, требующий подготовки разнообразных материалов, наличие навыков, определённых художественных способностей, большой затраты времени. Но можно взять обычный лист бумаги, сложить его несколько раз, и вот уже готов кораблик. Можно отправляться на прогулку и пускать в дальнее плавание сделанную своими руками игрушку. А можно сложить несколько зверушек и показать своим друзьям сказку.

И так, взяв в руки листок бумаги и перегнув его пополам, ребёнок делает первые шаги в великий мир японского искусства – «оригами». Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Оригами способствует концентрации внимания.

Оригами развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.

Оригами стимулирует и развитие памяти.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций.

Всё это побудило меня организовать кружок по обучению детей искусству оригами. Название «Волшебный квадрат» выбрано не случайно. Ведь в основе практически каждой поделки лежит именно квадрат, а благодаря манипуляциям с ним, квадрат, как по волшебству, превращается в какую-нибудь игрушку.

Прежде чем начать знакомить детей с оригами, я изучила методическую литературу по этому вопросу. Много полезных советов я почерпнула из популярного пособия Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка». Это и история оригами, и правила пользования материалами и инструментами, общие правила при обучении технике оригами. Неоценимую помощь в составлении конспектов оказала книга Г. И. Долженко «100 оригами», где автор даёт не только схемы складывания поделок со словесным описанием, но и предлагает к каждой теме художественное слово.

Проанализировав прочитанное и учитывая опыт, накопленный мною в процессе программного обучения детей конструированию из бумаги, я выработала для себя ряд правил:

- число одновременно обучающихся детей не должно превышать 7-8 человек, так как работа требует пристального контроля и внимания за действиями каждого ребёнка на протяжении всего занятия;

- при выборе бумаги необходимо учитывать её структуру. Она должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся. Если используется цветная бумага, то лучше брать одностороннюю, с которой ребёнку будет легче ориентироваться;

- заготовки целесообразнее делать взрослому, так как они должны иметь точно квадратную форму. Ребёнок же может немного отойти от стандарта, что приведёт к искажению конечной формы;

- показ изготовления должен проводиться на столе в непосредственной близости от детей;

- заготовка для показа должна быть больше, чем у детей;

- обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;

- после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.

Есть ряд правил и для детей, с которыми я знакомлю их на первых занятиях:

- складывание игрушки производить на столе, так как дети должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба;

- во время работы дети не должны делать лишних поворотов и переворотов изделия;

- линии сгибов должны тщательно проглаживаться;

- совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

Складывание поделок в технике оригами, как правило, происходит без использования дополнительных инструментов. Лишь в некоторых случаях нужны ножницы. Если занятие предполагает использования этого инструмента, то я обязательно акцентирую внимание детей на соблюдение техники безопасности при работе ножницами.

Перед тем, как начать знакомить детей с искусством оригами, я закрепляю с ними знание геометрических форм, предлагаю упражнения по отработке основных элементов складывания, сочетая показ со словесными комментариями и наводящими вопросами:

- Как называется фигура?

- Где угол квадрата?

- Как можно найти середину квадрата?

- Где верхний угол квадрата? /нижний, левый, правый/

- Где диагональ? и т. д.

Практические действия, дополненные объяснениями способствуют более эффективному усвоению приёмов складывания.

Первые занятия по знакомству детей с оригами носят чисто визуальный характер. Дети рассматривают поделки, узнают историю оригами. На этом этапе необходимо вызвать интерес к этому виду деятельности и желание самому сложить фигурку. Я предлагаю детям аккуратно развернуть одну из поделок. Именно опытным путём дети узнают начальную форму заготовки – квадрат. И с этого момента начинается более глубокое освоение этой фигуры.

Один из главных принципов моих занятий – от простого к сложному. Именно поэтому обучение начинается с самой простой базовой формы – «треугольник». На ней дети отрабатывают основные сгибы. Важно с первых занятий научить детей правильно складывать квадрат в различных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов. Я заостряю их внимание на том, что любое наложение углов или сторон друг на друга сначала должно быть зафиксировано, и только потом можно заглаживать линию сгиба.

Не всем детям удаётся сразу освоить сгибы. Некоторые делают это поспешно, в результате чего фигура получается неровной. В этих случаях я помогаю каждому ребёнку, индивидуально показывая как правильно наложить сторону на сторону, как их зафиксировать, как прогладить сгиб. Только после того, как все дети освоили основные сгибы, можно переходить к более сложным формам.

С усложнением фигурки, меняется и структура занятий. Если в начале обучения непосредственно складыванию поделки отводится лишь половина времени, так как простые Фигурки складываются двумя-тремя приёмами. Остальная часть занятия уходит на оформление фигурки. То сложные фигуры требуют более значительной затраты времени. Составляя конспекты, я старалась учесть этот факт. Так, простые фигуры я предлагаю украшать аппликацией, а в сложных фигурах дети недостающие элементы дорисовывают.

Составляя перспективный план кружка, продумывая тематику занятий, я опиралась на общую программу обучения детей в детском саду. Например, осенью детей на познавательных и экологических занятиях знакомят с грибами. На этом материале построено и кружковое занятие «Грибок». Дети отгадывают загадки, вспоминают название грибов и поток складывают один из них.

В программе кружка нашли отражение и некоторые лексические темы, изучаемые на занятиях по развитию речи, такие как: «Транспорт», «Посуда», «Птицы», «Животные» и т. д. Не остались без внимания и знаменательные даты, праздники: к Новому году мы делаем «Ёлочку», «Снегурочку»; «Тюльпан» - к 8 Марта; к дню космонавтики я предлагаю детям сложить «Ракету» и т. д. Таким образом, обучение в нашем кружке идёт параллельно с основной программой.

Ведя кружковую работу уже несколько лет, я каждый раз убеждаюсь, что этот вид деятельности очень благотворно влияет на развитие детей и оказывает значительную помощь в подготовке их к обучению в школе.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Чем больше мастерства, тем умнее ребенок» Практические советы по обучению изготовления поделок из бумаги в технике оригами Цель: Привлечение родителей к помощи изготовления поделок.

Приглашаю к чаюПриглашаю к чаю Когда мы говорим о поделках из бумаги, в голове невольно возникает знакомое всем слово. Слово "оригами". Оригами - это искусство создания.

Библиотека изображений:
  • Домашние птицы
  • Посуда
  • Транспорт
Автор публикации:
Обучение детей старшего дошкольного возраста складыванию поделок из бумаги в технике «оригами»
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 06:42
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Петя-Петушок. Мастер-класс мягкая игрушка из ткани.
Петя-Петушок. Совсем скоро Красная Огненная Обезьяна по восточному календарю уступит свой царственный трон Красному Огненному Петуху. Который по своему...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...