Обучение дошкольников составлению творческих и логических рассказов по картине и по серии картинок

Ирина Масакова
Обучение дошкольников составлению творческих и логических рассказов по картине и по серии картинок

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Ребёнок должен применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации должен преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок должен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе («Социальный портрет выпускника», как результат освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 655 от 23.11.2009 «Федеральные государственные требования к структуре общей образовательной программы дошкольного образования»).

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей, однако анализ состояния коммуникативной деятельности образовательного процесса в МБДОУ показывает, что методика, используемая в практике речевого развития детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на формирование умения связно высказывать мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Вместе с тем, рассказы детей одинаковые, страдают скудностью, ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет образец с незначительной интерпретацией

Использование традиционных методов и приемов в этом направлении не дает нужных результатов. Но жизнь идет вперед! Поэтому мы стали

применять в работе над развитием связной речи у детей современные образовательные технологии – это технология ОТСМ и ТРИЗ, цель которых - педагогическое сопровождение освоения детьми обобщённых способов составления логической последовательности событий и связных текстов на этой основе. В основу положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. ТРИЗ называют технологией творчества. В этой теории существуют методы и приёмы, позволяющие создать творческий продукт высокого уровня новизны даже ребёнку. Дошкольник может научиться составлять загадки, стихи, сказки, рассказы с помощью определённых алгоритмов. ТРИЗ в педагогике называют гуманной технологией, потому что она даёт возможность даже ребёнку с проблемами в развитии быть успешным в творчестве. В теории разработаны ориентиры, основанные на объективных законах, которые позволяют решателю не делать пустых проб, а достаточно быстро находить эффективное решение.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению логических и творческих рассказов позволяет развить устойчивый интерес, самостоятельность в поиске информации, умение отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своим результатам и способствует формированию ценностей, связанных с созидательной деятельностью.

Поэтому целью нашего педагогического исследования стала разработка системы работы по обучению дошкольников составлению логических и творческих рассказов.

Объект исследования:

Подгруппа детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 26»- 13 человек.

Предмет исследования:

Обучение составлению логических и творческих рассказов по картинке и сюжетной картине с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ и ОТСМ.

Цель эксперимента:

Развивать способность создавать новый продукт речевой деятельности- новый рассказ, сказку, загадку, уметь представлять объект данных литературных произведений, т. е. анализировать, отбирать основные их свойства и качества, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Экспериментальная работа по данной теме рассчитана на 2 года (сентябрь 2011- май 2013г.) и состоит из нескольких этапов:

1 Этап – ориентировочный (сентябрь 2011- октябрь 2011 г.)

-Изучение научно- методической литературы по теме (Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Технология составления творческих текстов по картине»);

-Изучение методов и приёмов технологии ТРИЗ и РТВ;

- Разработка технологических карт с методическими рекомендациями по составлению разного рода рассказов, лимериков, загадок и т. д. ;

- Проведение серии обучающих семинаров по проблеме составления рассказов с участниками эксперимента;

-Создание творческой группы МБДОУ, где разрабатывалась ООП, создавалось тематическое планирование.

2 Этап – диагностический (ноябрь 2011г.)

- Проведение мониторинга качества коммуникативной образовательной области, а также детского развития интегративных качеств: способность решать интеллектуальные и личностные задачи по отобранным методикам (методика «Интеллектуальный портрет», а также по качеству - любознательность, активность;

- Проведение медико- психолого- педагогической диагностики детей (состояние здоровья, где выявлены группа здоровья, заболеваемость, посещаемость; особенности речевой деятельности по диагностической тетради под ред. О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблонской «Путешествие по стране правильной речи», где проанализированы все стороны речи; создана индивидуальная карта речевого развития каждого участника эксперимента;

- Проведение диагностики психических процессов детей: память, воображение, мышление и т. д.

На начальном этапе нашей работы детям предлагались различные методики, позволяющие определить исходный уровень сформированности мыслительных процессов, творческого воображения и речи дошкольников. Результат оказался вполне ожидаемым, поскольку наш эксперимент находился на начальном этапе своего развития. Так, анализ данных, полученных в результате проведения методики «Придумай рассказ» (Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Уч. Заведений/ Р. С. НЕмов- В 3 кн. – 4 изд. - М.: Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. - 608 стр., показал, что у 61,5% детей обнаружен средний уровень умений придумывать рассказ. Это позволяет говорить о достаточно хорошем уровне знаний и умений детей ориентироваться в окружающем мире и составлять рассказы. Однако, их речевая деятельность характеризуется недостаточно широким варьированием различных речевых средств и способов проявления творческого мышления и воображения, необычности и оригинальности сюжета рассказа. У 23,1% детей явно преобладает низкий уровень сформированности умений придумывать рассказы. Это означает, что данную категорию детей характеризует отсутствие достаточного уровня умения составлять логические и творческие рассказы, им составляет трудность создавать новый продукт речевой деятельности - новый рассказ.

У 15,4% детей от общего количества испытуемых преобладает высокий уровень умений придумывать рассказ. Это означает,что этих детей отличает следующее: разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность, достаточно необычный и оригинальный подход к решению поставленной задачи.

Диагностика на раннем этапе нашего эксперимента позволила нам выявить потенциал каждого ребёнка, его способности и возможный рост, позволила наметить цели, для достижения которых нам были необходимы не только теоретические знания, но и сопутствующий инструментарий (дидактические игры, различные атрибуты, оборудования и т. п.). В связи с этим был обозначен 3 этап нашей работы.

3 Этап - постановочный (декабрь 2011- апрель 2012г.)

- Приобретение демонстрационного, наглядного, раздаточного материала для проведения НОД;

- Оформление нескольких серий картинок для логического рассказывания (по сказкам, рассказам, текстам);

- Оформление серии дидактических игр по развитию познавательных способностей в живой и неживой природе, по определению свойств характера, по определению ближайшего окружения объекта, игра «Да - нет» и д. р. ;

- Приобретение серии журналов, учебников- тетрадей для дошкольников старшего дошкольного возраста по определению познавательных способностей «Я - исследователь» А. И. Савенкова, «Животные на ферме Василия и Василисы» с набором игрушек и. д.

Основным показателем результативности и необходимости проводимого нами эксперимента стало участие одного из наших воспитанников - в городском фестивале исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я- исследователь» (апрель 2012г). В связи с этим можно сделать вывод, что в процессе нашего исследования

- у детей качественно меняется связная монологическая речь;

- дети умеют составлять повествовательные рассказы из личного опыта;

- расширяется словарь за счёт расширения представлений об окружающей жизни, о её социальных явлениях;

-развивается умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

4 этап- преобразующий (сентябрь 2012- март 2013г.)

- Отслеживание и преобразование результатов по степени формирования знаний по составлению логических и творческих рассказов по картине и по серии картин.

На данном этапе нам удалось достигнуть неплохих результатов: была произведена оценка активного словарного запаса детей по методике «Расскажи по картинке» (Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Уч. Заведений/ Р. С. Немов- В 3 кн. – 4 изд. - М.: Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. - 608 стр.). По результатам, полученным с помощью указанной методики, 71,2% детей от общего количества испытуемых характеризует средний уровень развития речи. Им свойственно употреблять в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, то есть более половины из всех фрагментов речи, фиксируемых в процессе исследования. У 28,8% обнаружен средний уровень развития умения составлять рассказ по картинке. Отметим, что отсутствуют дети с низким уровнем, что свидетельствует об эффективности нашего эксперимента.

Таким образом, благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок с применением современных технологий, дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев, у детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Окончательным итогом своей экспериментальной работы хотелось бы видеть:

1. Свободное владение детьми умением составлять логические и творческие рассказы по картинам,

2. Развитие творческого мышления, воображения и связной речи

3. Развитие способности ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности- новый рассказ.

Публикации по теме:

Кружковая работа с детьми старшего возраста по ФЭМП Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать. отгадать, раскрыть секрет, составить, установить.

Осваиваем образовательные технологии Уважаемые коллеги! В ФГТ одним из пунктов 3.5. описаны планируемые результаты освоения детьми Основной образовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние животные
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Обучение дошкольников составлению творческих и логических рассказов по картине и по серии картинок
Опубликовано: 10 января 2013 в 21:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...