Обучение грамоте. Картотека игр для детей подготовительной к школе группы

юлия черкашина
Обучение грамоте. Картотека игр для детей подготовительной к школе группы

Отгадай мое слово

Воспитатель:

-Я задумала слово, которое начинается со звука [Ш] (или слога). Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка на картинке, которая лежит у меня на столе. Я ее покажу в конце игры.

Дети называют разные слова. Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-нибудь отгадает слово в начале игры. Заканчивая ее, воспитатель показывает картинку. «Кто отгадал мое слово?»

***

Скажи, как я

В кругу с мячом. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово и перебрасывает мяч воспитателю.

***

Узнай букву

Детям предлагаются буквы, вырезанные из плотного картона. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен ощупать букву и назвать ее. После названия всех букв, например, р, с, а, у, к, л дети составляют из них слова: рука, сук, мак, рак, лук

***

Найди братца

Стоя в кругу. Воспитатель:

Я буду называть большой братец (твердый согласный звук, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий согласный звук). Затем наоборот.

Усложнение. Воспитатель называет вперемешку, то большого братца, то маленького, а дети его пару.

***

Спрятавшиеся слова

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Воспитатель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его отыскать.

***

Чудесный мешочек

Воспитатель: «К нам в гости пришла из сказок Добрая Фея и принесла с собой мешочек. В нем лежат волшебные буквы. Если вы сумеете отгадать их и составить из них слово, то вы узнаете, какую сказку больше всего любит фея».

***

Цепочка

Воспитатель называет слово, а дети должны продолжить «цепочку» таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего. Например: шар - рак - кот.

***

Найди первый звук в слове

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок у которого мяч должен назвать первый звук слова и вернуть мяч воспитателю.

***

Дополни до целого слова

В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги, например, ка, ко, ки, ку. Дети учатся читать слоги, подбирают слова, в которых эти слоги есть: Каркуша, кино, карандаш, картина, кукушка, яблоко, кошка и т. д.

***

Поставь букву правильно

Буквы стоят боком, вниз, зеркально. Нужно исправить их положение.

***

Полубуковка

Полубуквы приносит Мурзилка в своем портфеле. Дети должны узнать буквы, дополнив их.

***

Вкусные слова

Буратино шел в гости к детям, он нес «вкусные слова», но по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова (яблоко, апельсин, груша, слива и т. д.) После чтения дети приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

***

Помоги Карлсону приземлиться

На столах слоги. Необходимо прочитать слоги с мягкими согласными, дополнить слог до слова.

***

Какой звук заблудился

Забодал меня котел (козел,

На него я очень зол.

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки, а играл в футбол.

Оттого в тетрадке появился гол (кол).

На волке (полке) сметана, творог, молоко.

И рад бы поесть, да достать не легко.

Под березами, где тень,

Притаился старый день (пень).

Писем мы не написали,

Тучку (ручку) целый день искали.

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (Репка).

Загремел весенний гном (гром,

Тучи на небе кругом.

У печки (речки) с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

Роет землю старый кот (крот,

Под землёю он живет.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Наевшись, рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

***

Найди пару

Воспитатель раздает детям по одной предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина; стол - слон).

Воспитатель:

-Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается ваше слово. А теперь вы должны найти друг у друга предмет, который начинается с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно.

***

Слово в шляпе

На небольших квадратиках из плотной бумаги пишутся буквы алфавита. Часто встречающиеся буквы в большом количестве. Буквы складываются в шляпу и перемешиваются. Каждый игрок берет себе 10 штук. Из этих букв нужно составить слово.

***

Найди общий звук

Детям предлагается прослушать ряды слов и определить общий звук.

Дротик, кров, песок, мост.

Лимон, килька, пилка, бита.

Носки, астра, стриж, маска.

Нож, жук, вожжи, железо.

Чайник, почта, печка, дочь.

Река, огурец, лекарство, ель.

Веселье, лед, лимон, король.

Сом, моль, лампа, комок.

Весло, мост, весна, бусы.

Какие два звука повторяются?

Книга, гора, ангел, грамота.

Бокс, короб, забой, роба.

Печка, врач, челка, чемодан.

Река, ремонт, ракета, ремесло.

***

Узнай слово

Воспитатель:

-Я произнесу слово медленно, растянуто, а вы попытайтесь отгадать, какое слово я сказала.

«мммммааааааааммммммммааааааааа»

Если дети легко справляются с заданием, усложните его, называя звуки в слове как отдельные самостоятельные единицы:

[с], [о], [н], [ц], [э]

***

Теремок

В теремке живут только гласные. Согласные стучатся к гласным в теремок и просятся войти. Те пускают только тогда, когда согласная правильно расскажет о себе. Затем читается слог слияния.

***

Узнай братца

Воспитатель:

-Если я назову большого братца - то вы поднимаете руки вверх, если маленького - присядете.

В - вь - д - дь - сь - с - г -р - рь –

и т. д.

***

Звук спрятался

Предлагается ребёнку запомнить звук, который произнесёт педагог. Затем произнести несколько звуков подряд. Ребёнок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

***

Найди общий звук

Попросить ребёнка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: МОХ, МАРТ, МУРАВЕЙ; УДОЧКА, КУКЛА; ГРЯЗЬ, ЗЕРКАЛО, БИЗОН… Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: МОЛОКО, ОБРУБОК, ПЕРЕСЕЛЕНИЕ…

***

Весёлая цепочка

Назвать слово и предложить ребёнку назвать следующее, которое начинается на последнюю букву предложенного (стол-лодка-арка).

Затем, усложняя задание, на третью букву от конца, предпоследнюю и т. д…

***

Отгадай слово

Предложить ребёнку запомнить первый звук из слова КРОТ, второй звук из слова ПОРТ, четвёртый звук из слова ТОРТ.

«Какое слово получилось?» (КОТ)

***

Запрещённый звук.

Ребёнку ставится условие, что в своих ответах на вопросы взрослого он НЕ должен употреблять слова с определённым звуком, например [М]. Тогда на вопрос «Какую ягоду ты любишь?» - ему нельзя назвать землянику, малину. Или вместо запрещённого звука хлопает в ладоши.

***

Балда

Играют несколько человек. Первый игрок называет звук; второй задумывает какое-нибудь слово, начинающееся с этого звука, и называет его второй звук. Следующий игрок, задумав слово, начинающееся двумя названными звуками, произносит третий и т. д… Проигрывает тот, кто скажет последний звук какого-либо слова, он объявляется «балдой».

***

Похожие слова

Ребёнку предлагается выписать в два столбика слова с оппозиционными фонемами, которые хуже всего различаются на слух: Б-П, Д-Т, Г-К…

Бак-паук

Гвоздь-хвост

Звёзды-сдача

Душ-туча

Гусь-куст

Кит-кеды

Бусы-парус

Дача-тачка

Гость-кость…

***

Буква изменилась

Ребёнку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова. Например:

Дом-дым,

бак-бок,

пить-петь-путь-пять,

мак-рак-бак-лак-так,

дом-том-ком-сом,

день-тень-пень-лень,

ром-рог-рот-рок,

роза-роса-коса-коза-кожа,

пашет-пишет-пышет,

палка-пилка-полка,

торт-порт-корт-борт-сорт и т. п

***

Конец и начало

Написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого слова и началом второго:

МЕ)ОЛАД (шок)

БАР)ТОР (сук)

НО)ОЛ (сок)

ПОРЯ)ТОР (док)

ПО)ОТ (топ)

ОБЫ)КА (чай)

ПО)АРЬ (ток)

БЕГЕ)ОР (мот)

ВАМ)АМИДА (пир)

У)ОВА (гол)

СВИР)НИК (ель)

СНА)ОВОЙ (ряд)

ПЕ)ОЛ (сок)

БАЛ)ЕДА (бес) и т. п…

***

Поймай осу

-Из этих слов улетела оса. Что это за слова?

___да

___дки

___нка

к___

р___

пол___

н___тый

***

Замени букву

Замени подчёркнутую гласную букву другой гласной так, чтобы получилось новое слово.

Сон –….

Кит - ….

Дым –….

Сам –….…

Эхо –….…

Пять –….

Река –…

Шлюпка –….…

Порог –….

Точка - ….

***

Замени букву 2

Замени подчёркнутую согласную букву другой согласной так, чтобы получилось новое слово.

Корж – морж

Дедушка – …. …

Малина – ….

Палка – …. ….

Доска – …. ….

Блин –….

Губы –….

Шапка -….

Колено -….

***

Бросаемся слогами.

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры:

- Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.

- Са - …молёт; …поги; …мовар.

- Де - …рево; …вочка; …ти.

***

Поиск.

Для игры понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.

Разложить карточки в комнате на разных предметах - столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.

Например, карточка с буквой "С" лежит на диване - это неправильно, она должна лежать на столе.

***

Картина.

Чёрный ворон на дубу

С белой крапинкой на лбу,

Бу.

От дождя блестит кора,

Вдалеке блестит гора.

Ра.

Нелегко туда пройти,

Мост разрушен на пути.

Ти.

В замке светится окно,

А в горах уже темно.

Но.

Превосходная картина?

Кто художник?

***

Что мешает?

Эй, держи, хватай!

В лесу

Ловят рыжую лису.

Су.

Шум и гам. Народу тьма.

Громче всех кричит Кузьма.

Ма.

Он без куртки, без пальто.

Вместо шапки решето.

То.

Из оврага, где ольха

Слышны крики петуха.

Ха.

Изловить лису б неплохо,

Да мешает….

Кто над вербой?

Тучи давят на поля.

Будет воду пить земля.

Ля.

Гладь реки. На берегу

Ветер вербу гнёт в дугу.

Гу.

Слева крыша шалаша.

Сложен он из камыша.

Ша.

Словно красный сок граната

Над рекой лучи заката.

Та.

Кто под вербой на картине,

Поищи посередине.

Публикации по теме:

Игра-презентация «Отгадай слово» (обучение грамоте) Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (3 -5, развивать фонематический слух.

Совместная работа детей и родителей. по подготовке к грамоте. При обучение детей грамоте в подготовительной группе всегда возникают моменты, когда ребёнку требуется индивидуальный подход для лучшего.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Тело, организм, эмоции
  • Игрушки
Автор публикации:
Обучение грамоте. Картотека игр для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 11 июля 2013 в 18:34
+42
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...