Обучение или развитие — что выбираем?

Ольга Чапорова
Обучение или развитие — что выбираем?

Для парусника, который не знает куда плыть,

Ни один ветер не может быть попутным.

Л. А. Сенека

Сегодня, в эпоху информационного взрыва и бурного роста технологий, формируется современное представление о фундаментальности образования. Традиционного набора знаний, умений, навыков уже не достаточно, необходимо такое образование, благодаря которому ребенок вырастет инициативным, конкурентоспособным и свободным человеком. Мы знаем, что все дети талантливы, так откуда берется столько неуспешных взрослых? Как подготовить ребенка к новым условиям? ФГОС второго поколения, заявленные как переходный вектор, решают для меня вопрос выбора «обучение или развитие» - однозначно. Но, чтобы сохранить интригу, поразмышляем на эту тему.

И так, что выбрать: развитие или обучение? На мой взгляд, такая постановка вопроса уже подразумевает отсутствие какой либо связи между двумя этими понятиями.

Допустим, мы выбираем развитие, а обучение рассматриваем лишь как внешний процесс, который сам по себе ничего не меняет, а скорее лишь использует достижения развития.

Частично я могу с этим согласиться, т. к. за такой позицией стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя устоявшаяся практика образования и знаменитый дидактический принцип – принцип доступности, согласно которому ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он может понять, для чего у него уже созрели определенные познавательные способности.

Однако такая точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения и поэтому мной не поддерживается.

Говорить о ведущей роли обучения в ходе развития не приходится на том простом основании, что циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

В связи с этим, в проблеме «Обучение или развитие?» я предлагаю заменить противопоставляющий союз «или» на союз «и», поскольку обучение и развитие нельзя рассматривать как два независимых друг от друга процесса.

Но и здесь возможна вариативность. Существует такая точка зрения, когда обучение и развитие тождественны, когда первое сливается со вторым. По моим наблюдениям многие воспитатели-практики опираются в своей работе именно на данную позицию и не затрудняют себя достаточно сложными процедурами по различению процессов обучения и развития (а они порой, действительно, трудно различимы, особенно для начинающих).

И все же я являюсь сторонницей «золотой середины», выделенной в свое время Львом Семеновичем Выготским. Педагог говорит о единстве обучения и развития и отмечает ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие вперед. Здесь есть важный момент: обучение не должно отрываться от развития. Искусственное забегание вперед, без учета возможностей ребенка, приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. Кстати, отсюда и проблема «формального образования», когда происходит расхождение между усвоением знаний, предусмотренных программой, и умственным развитием дошкольника.

Я для себя четко определила: только то обучение может быть развивающим, которое учитывает потенциальные возможности ребенка. А это становится возможным лишь в тесном сотрудничестве меня и малыша. Я стараюсь таким образом выстроить работу, чтобы дети под моим руководством учились выявлять проблему, искать пути её решения. Я уверена, то, что ребенок сегодня делает со мной – завтра он будет делать самостоятельно: выстраивать план своего обучения, формулировать вопросы и искать на них ответы.

Включение в свой педагогический процесс исследовательского и проектного методов, технологии деятельностного метода позволяет мне выявить в каждом малыше его потенциальные возможности, учить преодолевать немалые трудности, верить в свои силы.

Возвращаясь к вопросу: что выбрать – обучение или развитие, я добавлю: «Только ЛЮБОВЬ может ответить на все вопросы». Именно любовь к детям породила все имеющиеся методы воспитания, взгляды. Не знаете, что выбрать? Просто любите детей. И никогда не ошибетесь. Любовь – большая сила. Она делает из наших детей людей сильных и смелых, она делает их СЧАСТЛИВЫМИ!

Публикации по теме:

Самопрезентация воспитателя. Видеопрезентация Самопрезентация воспитателя, Поляковой Натальи Владимировны г. Пущино. В видеопрезентации отображены цели и результаты деятельности нашего.

Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Обучение или развитие — что выбираем?
Опубликовано: 3 марта 2013 в 17:07
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...