Лучший педагог года

Обучение или развитие — что выбираем?

Ольга Чапорова
Обучение или развитие — что выбираем?

Для парусника, который не знает куда плыть,

Ни один ветер не может быть попутным.

Л. А. Сенека

Сегодня, в эпоху информационного взрыва и бурного роста технологий, формируется современное представление о фундаментальности образования. Традиционного набора знаний, умений, навыков уже не достаточно, необходимо такое образование, благодаря которому ребенок вырастет инициативным, конкурентоспособным и свободным человеком. Мы знаем, что все дети талантливы, так откуда берется столько неуспешных взрослых? Как подготовить ребенка к новым условиям? ФГОС второго поколения, заявленные как переходный вектор, решают для меня вопрос выбора «обучение или развитие» - однозначно. Но, чтобы сохранить интригу, поразмышляем на эту тему.

Публикация «Обучение или развитие — что выбираем?» размещена в разделах

И так, что выбрать: развитие или обучение? На мой взгляд, такая постановка вопроса уже подразумевает отсутствие какой либо связи между двумя этими понятиями.

Допустим, мы выбираем развитие, а обучение рассматриваем лишь как внешний процесс, который сам по себе ничего не меняет, а скорее лишь использует достижения развития.

Частично я могу с этим согласиться, т. к. за такой позицией стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя устоявшаяся практика образования и знаменитый дидактический принцип – принцип доступности, согласно которому ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он может понять, для чего у него уже созрели определенные познавательные способности.

Однако такая точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения и поэтому мной не поддерживается.

Говорить о ведущей роли обучения в ходе развития не приходится на том простом основании, что циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

В связи с этим, в проблеме «Обучение или развитие?» я предлагаю заменить противопоставляющий союз «или» на союз «и», поскольку обучение и развитие нельзя рассматривать как два независимых друг от друга процесса.

Но и здесь возможна вариативность. Существует такая точка зрения, когда обучение и развитие тождественны, когда первое сливается со вторым. По моим наблюдениям многие воспитатели-практики опираются в своей работе именно на данную позицию и не затрудняют себя достаточно сложными процедурами по различению процессов обучения и развития (а они порой, действительно, трудно различимы, особенно для начинающих).

И все же я являюсь сторонницей «золотой середины», выделенной в свое время Львом Семеновичем Выготским. Педагог говорит о единстве обучения и развития и отмечает ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие вперед. Здесь есть важный момент: обучение не должно отрываться от развития. Искусственное забегание вперед, без учета возможностей ребенка, приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. Кстати, отсюда и проблема «формального образования», когда происходит расхождение между усвоением знаний, предусмотренных программой, и умственным развитием дошкольника.

Я для себя четко определила: только то обучение может быть развивающим, которое учитывает потенциальные возможности ребенка. А это становится возможным лишь в тесном сотрудничестве меня и малыша. Я стараюсь таким образом выстроить работу, чтобы дети под моим руководством учились выявлять проблему, искать пути её решения. Я уверена, то, что ребенок сегодня делает со мной – завтра он будет делать самостоятельно: выстраивать план своего обучения, формулировать вопросы и искать на них ответы.

Включение в свой педагогический процесс исследовательского и проектного методов, технологии деятельностного метода позволяет мне выявить в каждом малыше его потенциальные возможности, учить преодолевать немалые трудности, верить в свои силы.

Возвращаясь к вопросу: что выбрать – обучение или развитие, я добавлю: «Только ЛЮБОВЬ может ответить на все вопросы». Именно любовь к детям породила все имеющиеся методы воспитания, взгляды. Не знаете, что выбрать? Просто любите детей. И никогда не ошибетесь. Любовь – большая сила. Она делает из наших детей людей сильных и смелых, она делает их СЧАСТЛИВЫМИ!

Публикации по теме:

Самопрезентация воспитателя. Видеопрезентация Самопрезентация воспитателя, Поляковой Натальи Владимировны г. Пущино. В видеопрезентации отображены цели и результаты деятельности нашего.

Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение или развитие — что выбираем?
Опубликовано: 3 марта 2013 в 17:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД