Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы

Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста.

Что помогает человеку в общении с окружающими? Культура поведения. Именно она создает почву для эмоционального благополучия, комфортного самочувствия, и, естественно, из этого складывается успешная жизнедеятельность. Первичные представления о нормах и правилах поведения и знания, которые помогают уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, ребенок получает в семье и в детском саду. Ведь эти нормы и правила основаны на уважительном, тактичном отношении к личности другого человека. А если эти правила усвоены с детства, то они становятся привычными и полезными.

Перед нами стоит основная цель – научить детей общаться и строить отношения в обществе. Для того, что бы достигнуть этой цели, я определила следующие задачи работы с детьми:

1. Дать первичные понятия – что такое этикет. Систематично обогащать и расширять знания.

2. Сформировать положительное отношение к правилам этикета.

3. Уметь в различных ситуациях применять и использовать усвоенные правила. Понимать значение этих правил.

Изучив и разобрав каждую задачу, я пришла к выводу, что обучение любого правила необходимо проводить в определенной последовательности:

1. Доступным способом мы даем ребенку знания о данном правиле;

2. Помогаем осознавать его необходимость и разумность;

3. Учим применять его практически.

Мы, взрослые, должны постоянно формировать у детей этичное поведение, подводить его к правильным поведенческим действиям, предостерегать от негативных поступков. Для этого мы используем различные организационные формы: игры, беседы, чтение художественной литературы, создаем различные проблемные ситуации, рассматриваем иллюстрации, и так далее. Изо дня в день, в различных режимных моментах, в специально

отведенное время мы ненавязчиво, чаще в игровой форме знакомим детей с различными правилами, учим соблюдать эти правила и применять. Но для того, что бы у ребенка прививалось этичное поведение, я поняла о необходимости соблюдения ряда условий:

1. У ребенка должен быть позитивный настрой;

2. Необходим положительный пример взрослых;

3. Единое отношение и требование к правилам семьи и детского сада.

Работу по обучению правил этикета я начала с первого дня поступления ребенка в группу и продолжаю на протяжении всего периода. Это помогало детям сперва быстрее адаптироваться в новом коллективе, найти контакт со взрослыми и сверстниками, а в дальнейшем, легко общаться со всеми окружающими и свободно, раскрепощенно чувствовать себя в различных ситуациях.

Все обучение я разделила на шесть блоков, направлен на решение определенной задачи.

-1. Первый блок я назвала : “Волшебные слова”. Здесь я знакомила детей с культурой общения, с определенными правилами, выработанные человеком. Эти правила и есть ЭТИКЕТ. Основной целью было у меня ввести в речь ребенка общепринятые формы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинения и так далее). Воспитывала желание быть вежливым.

-2 “Где и как себя вести”. В этом разделе я знакомлю детей с правилами поведения в общественных местах. Общественными – называются места, где собираются люди разного возраста, с различными взглядами, положением. Поэтому в таких местах необходимо соблюдать правила, чтобы не задеть ин-

тересы другого человека.

-3. “Когда я ем”. В этом разделе я знакомлю детей с правилами поведения за столом, культуре еды, обучаю детей столовому этикету.

-4. “ Гости”. Это пятый блок. Ребенок часто ходит в гости или к нему приходят знакомые. И что бы он не чувствовал себя скованно, он должен вести себя как радушный, приветливый хозяин, или желанный гость. Знания гостевого этикета помогут ребенку быть уверенным в себе и доброжелательным в общении.

-5. “ Наша дружная семья”. Всем известно, что семья, внутрисемейные отношения играют огромную роль в жизни ребенка. Огромный мир для него сконцентрирован именно в семье. Поэтому, в этом блоке необходимо раскрыть в первую очередь, что такое семья, как надо относиться к членам семьи. Донести до сознания ребенка, что надо быть дружными, учить сочувствовать, сопереживать. Через эти знания он познает, что такое родня, страна и мир в целом.

-6. “ Я и все, все”. В этой части я раскрываю и воспитываю культуру внешнего вида, решаем с детьми, как понравиться людям; как нужно вести себя со старшими и младшими; когда и как можно помогать друг другу.

При соблюдении единых требований со стороны всех взрослых (родителей, педагогов, воздействующих на детей, при системной работе мы можем добиться того, что ребенок усвоит принятые нормы поведения, правила этикета, выработанные национальной культурой. Кроме этого, у детей сформируется привычка выполнять общепринятые правила вежливости, научаться культуре общения.

При соблюдении единых требований со стороны всех взрослых (родителей, педагогов, воздействующих на детей, при системной работе мы можем добиться того, что ребенок усвоит принятые нормы поведения, правила этикета, выработанные национальной культурой. Кроме этого, у детей сформируется привычка выполнять общепринятые правила вежливости, научаться культуре общения.



Версия для печати
Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы
Опубликовано: 5 июля 2013 в 20:20
0
Вне конкурса
Всего комментариев: 0. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
День рождения папы
Уважаемые МААМОВЦЫ хочу рассказать вам как мы отпраздновали день рождения моего сына Дмитрия. С внуком Владом мы серьёзно подготовились. И вот, что у нас...
«Быстротечное время!»
Время – субъективное понятие! Яркая и насыщенная жизнь в детском саду , делает волшебства! Мы не замечаем течение времени! Приходит срок, и мы оглядываемся...
Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые...
Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ веками стремился в...
Прогулка с внуками «Путешествие в царство «Гороха»
До царства "Гороха" идти далеко. С внуками добраться туда не легко. На велосипедах намного быстрей, Дружненько садимся на железных коней. Едем через...