МААМ-картинки

Обучение составлению рассказа по картине

Ольга Шишкина
Обучение составлению рассказа по картине

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картине.

На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

Публикация «Обучение составлению рассказа по картине» размещена в разделах

В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Для того, чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В начале проводится краткая беседа, в которой нужно коснуться основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, надо обращаться к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

В конце краткой беседы педагог конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание.

В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце года). Если, например, занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применить прием совместных действий – педагог начинает рассказ по картине, а дети продолжают.

Можно привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Проводя занятия по рассматриванию картины и тем самым подготавливая группу к составлению содержательных рассказов, педагог усилит у детей интерес к картине, желание высказываться и вслушиваться в речь друг друга, если в ходе беседы предложит ребятам самим задавать вопросы.

Вопросы, задаваемые детьми, необходимо внимательно выслушать, для того чтобы, во-первых, прийти на помощь ребенку, затрудняющемуся в формулировке, а во-вторых, чтобы отделить те, которые непосредственно связаны с содержанием занятий, от тех, ответить на которые будет уместно в другое время. Ответы детей педагог также должен дополнять и уточнять.

Важно от занятия к занятию повышать активность детей. Это достигается целенаправленным установлением связи между содержанием занятий.

С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой он происходит, причинных связей и зависимостей, своевремен-но предотвращая появления в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей.

В ходе беседы нужно побуждать детей выражать личное отношение к изображенному. Ответив на вопросы: «На что в картине хочется подольше смотреть? Чем полюбоваться? О чем хочется подробнее всего рассказать?». Ребенок выделит что-то эмоционально привлекательное для себя, и это сделает для него картину более близкой, интересной, усилит желание говорить об изображенном.

Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников – рассказыванию отводится основное учебное время.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказов. Для коллективных рассказов нужно выбирать картины, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.

В ходе беседы по картине дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания. Большую роль играет речь педагога, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (снег, снежный, снежок, снеговик, синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.

Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, нужно дать образец правильного употребления слова.

Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа. Затем по просьбе взрослого кто-нибудь из детей еще раз воспроизведет последовательность изложения материала.

Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (я поправляю рассказчиков, подсказываю нужное слово, подбадриваю и т. д.). Таким образом на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредотачивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом педагог своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но не сообщает детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Таким образом, на занятиях следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Уровни освоения детьми речевых умений и навыков. "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок" Умения, навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение составлению рассказа по картине
Опубликовано: 16 октября 2013 в 16:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД