Обучение второму (русскому) языку через игру.

Диля Гарипова
Обучение второму (русскому) языку через игру.

В соответствии с законом РТ «О государственных языках РТ и других языках в Республике Татарстан»(№44 от 27.07.2004,приказами Министерства образования и науки РТ, «Программой воспитания и обучения в детском саду»(Казань «Хтер»;2000,в дошкольных учреждениях, начиная с 4-летнего возраста, проводится обучение второму государственному языку: для русских детей -татарскому языку, для детей татар -русскому.

Ранее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Для овладения языками наиболее благоприятным периодом рассматривается раннее детство, потому что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. В свое время К. Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет». Эти слова не потеряли свою актуальность.

Обучение русскому языку осуществляется в средней, старшей и подготовительной к школе группах с 4-6 летними детьми.

Основной формой обучения русскому языку является занятие, каждое из них должно быть праздником для детей. Чтобы занятия получились интересными, я использую разнообразные пальчиковые игры, физкультминутки, песни, мультфильмы, презентации, сказки, подвижные, дидактические игры.

В выборе методов и приемов обучения русскому языку на передней план выдвигается игра. Актуальность проблемы диктует необходимость рассмотрения вопроса использования в образовательном процессе детского сада игры как одной из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности нерусских детей.

Активное воздействие на личностную эмоциональную сферу ребенка в процессе овладения русской речью, которое достигается в игре, способствует решением одной из важнейших задач – формированию у детей устойчивого интереса, положительного отношения к занятиям русским языком, радостного их ожидания. Широкое использование различных видов игр во всех блоках педагогической деятельности, их разнообразие, правильная организация, обеспечивающая с одной стороны, коллективный характер игр, объединение усилий детей для решения единой коммуникативной задачи, способствует формированию навыков общения в коллективе. Игра также обеспечивает достаточную степень индивидуальности, давать каждому ребенку возможность использовать свои речевые способности. Характерные для игры новые роли, неожиданные повороты сюжетов, воображаемые ситуации делают возможности создания у детей, живущих вне русской языковой среды, особой потребности в общении на русском языке. А теперь рассмотрим это на примере отдельных видов игр.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии проводятся фонетические упражнения в форме игр: «Эхо», «Цепочка», используя журналы «Карапуз», аудиодиск «Трудные звуки». Важно, чтобы каждый ребенок был активен во всех играх (слушание, произношение, подражание). Педагог руководит игрой, замечает, какие фонетические явления освоены воспитанниками, кто испытывает затруднения, а кто почти не нуждается в индивидуальном внимании.

В ходе игр ребенок учится управлять движениями своих губ, языка, рта при произнесении русских звуков и слов, пользоваться ударением и интонацией для точной передачи смысла слова и предложения. Считать, что ребенок освоил звук, противопоставительный признак, тип ударения и интонации, можно лишь при условии, если ребенок правильно пользуется ими в собственной речи, при свободном выражении собственной мысли.

При обработке навыков произношения в игре рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий:

- привлечь внимание ребенка к отрабатываемому звуку, затем ввести новый звук,

- объяснить артикуляцию звука,

- предоставить ребенку возможность сначала повторить звук, а затем произнести его в соответствии с игровой ситуацией,

- формировать умение различать звук, смешивающийся в произношении и реагировать на каждый соответствующими игровыми действиями,

- имитировать звуковые различия в игре,

- самостоятельно произносить звуки в игре,

- включать в игру слова и фразы, содержащие отрабатываемый звук.

Примеры игр:

«Произнесение слов родного языка, заимствованных из русского». Показать детям, что в их родном языке есть слова, звучащие похоже на русские, но отличающиеся от них произношением какого-то или каких-то звуков (например: телефон, машина, карандаш, барабан и т. д.)

«Телефон»- закрепление умений правильно произносить пары слов, различающихся одним или несколькими звуками. Водящий шепчет на ухо первому ребенку пару слов (стол-стул, роза-коза).Последний ребенок вслух произносит два слова. После этого воспитатель показывает картинки с изображением названных слов.

Игра: «Кто ты?» - которую дети средней группы очень полюбили. Они учатся спрашивать двухсловными вопросительными предложениями. Например: за дверью: зайчик. Дети задают вопросы: Ты, ежик, Ты, мишка, Ты, собачка, Ты, кошка? И т. д. А воспитатель вместо зайчика отвечает на те вопросы, которые были высказаны с нужной интонацией.

Игра «Семья». Ударение на разных слогах. Воспитатель: в одной семье все всегда смеются только так: ха-ха-ха. Только члены семьи все по-разному произносят: бабушка: ха-ха-ха, дедушка: ха-ха-ха. Как смеется бабушка? А дедушка? То же самое проводится с другими звукосочетаниями: хе-хе-хе, хи-хи-хи, хо-хо-хо.

С детьми подготовительной группы я пользуюсь с диском «Трудные звуки». Например: Работа над звуком «С».

Попробуй свистеть как ветерок: с- с-с.

Су- сы- со- са- полосатая оса,

Сы- со- са- су- не поймать в саду осу,

Со- са- су- сы- есть ли у осы усы.

Сну- сны- сно- сна- в саду ягода красна,

Сно- сны- сну- сна- как смородина вкусна,

Сна- сно- сны- сну- вот наемся и усну,

Сна- сно- сну- сны- сняться сладкие мне сны.

Послушай и повторяй за мной слова:

Сок, сыр, сироп, слива, сахар, салют, снеговик, самовар, зонтик. Здесь есть лишнее слово? (зонтик)

Слушай и повторяй за мной: оса, маска, персик, костер, пустыня.

Лес, квас, кактус, абрикос, автобус. Где в этих словах звук «с»?

Повтори скороговорки:

У осы и у лисы, усы для красы.

У маленького Саньки, новенькие санки,

Новенькие санки у маленького Саньки.

У Сони, у Сени, у Сани, в сетях длинный сом с усами.

Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.

Дети с желанием занимаются по диску, слушая русскую речь с хорошим произношением, стараются повторять правильно. Чтобы дети чаще слышали правильную, четкую речь слушаем сказки в аудиозаписях и смотрим мультфильмы.

Дидактическая игра является одним из основным методическим приемом:

- выработки положительного эмоционального отношения ребенка к речевой деятельности на русском языке, повышения его речевой активности;

- понимания и активного употребления новой лексики;

- отработки грамматических навыков, употребления максимального числа языковых конструкций в новой ситуации, творческого «пересмотра»;

- развития связной речи.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

- дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные;

- игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях;

- правила обеспечивают реализацию игрового содержания.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.

Примеры игр.

«Зайка - незнайка». Закрепление умений различать на слух русские слова и опознавать знакомые предметы, названные по-русски.

Игровая ситуация. Водящий дает игрушку Зайку-незнайку то одному, то другому ребенку и просит помочь найти и показать среди других предметов тот, который назовет воспитатель.

2 вариант игры. «Покажи и скажи где?».Дети не только показывают, где тот или иной предмет, но и называют его.

«Домики». Закрепление и активизация лексики.

Игровая ситуация. Дети делятся на две группы, каждая получает ситуативные картинки. Водящий имитирует стук в дверь и произносит: «Тук-тук! Кто здесь живет?» Дети по очереди перечисляют: «Здесь живет мама», «Здесь живет папа» и т. д. «Что делает мальчик?»- спрашивает водящий. Ему отвечает тот, у которого на картинке мальчик: «мальчик рисует» и т. д.

Игра «Что я вижу?». Дети рассматривают картину через «бинокль» - называют отдельных предметов, людей, отвечают на вопросы: Например: что делает мальчик? Цветок какой? и т. д.

Игра «Веселый кубик». Можно использовать во многих занятиях, меняя на гранях кубика картинки. Дети обучаются считать, назвать предметы, подбирать и согласовать глаголы и прилагательные с существительными. Например: по теме «Семья» на гранях кубика изображение членов семьи (мальчик рисует, бабушка вяжет, папа смотрит телевизор, мама варит суп и т. д.).

Игра и игровые ситуации тесно связаны с целями и задачами практического овладения лексическими единицами, синтаксическими конструкциями, предусмотренными программой. Игра позволяет закрепить за русским языком определенную сферу общения, сделать для ребенка естественным переходом на русский язык в общении с педагогами и сверстниками.

Для обогащения словарного запаса детей эффективным методом считаются игры - драматизации русских народных сказок, произведений русских писателей. Они способствуют закреплению новой лексики, формированию умения строить диалог.

В драматизации сказки «Репка» участвовали даже молчаливые, застенчивые дети. Дети с большим нетерпением ждут новые роли по драматизации следующей сказки.

Для закрепления новых слов на занятиях использование разнообразных игр, упражнений недостаточно. Поэтому работу по обучению русскому языку нужно вести и в свободное от занятий время. С целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

Для воспитателей хочу порекомендовать несколько игр, которых легко проводить в любое свободное время, с атрибутами под рукой.

Игра с мячиком.

1. «Переводчики» (цвета, дом, животные, дикие животные, одежда, обувь, игрушки, посуда и др.) Варианты игр: 1. Воспитатель говорит на родном языке, ребенок переводит на русский. 2. Воспитатель говорит на русском, ребенок переводит на татарский язык.

2. «Палочка – выручалочка» - Составление рассказа по опорным словам (заяц, лиса, волк и т. д.)

Воспитатель предлагает рассказать о каком-нибудь животном. Дети, стоя в кругу, передают друг - другу палочку, при этом каждый старается, не повторяя других, назвать признаки животных.

Воспитатель говорит: зайчик. Дети по очереди называют признаки: белый, пушистый, мягкий, веселый и т. д.

3. «Кто что делает?». У воспитателя картинки на которых представлены действия людей и животных. Нужно отыскать предмет к которому относится действие и составить предложение. Например: воспитатель говорит: лежит. Ребенок находит картинку и составляет предложение: Дедушка лежит на диване.

4. «Кто там?». В коробке или в кармане воспитателя маленькая игрушка (домашнее животное, дикое животное и т. д.). Дети спрашивают: кто там? Воспитатель отвечает: секрет.

Ты ежик?- спрашивают дети.

Воспитатель говорит: нет.

Таким образом дети называют диких животных до получения ответа: да.

5. «Что лишнее?» С детьми подготовительной группы игру можно проводит без наглядного материала. Например, учитывая время года воспитатель говорит: найдите лишнее слово среди других.

Коньки, лыжи, надувной круг, санки.

Дети находят лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее и т. д. При проведении подвижных игр можно выбирать водящего считалкой на русском языке. Конечно, всех игр перечислить просто невозможно. А если мы постараемся создать творческую атмосферу с доброжелательными слушателями и интересом взрослых к результатам детской речевой активности, то условие для успешного обучения детей русскому языку будет обеспечена. Учите детей играя. Желаю творческих успехов всем коллегам.

Публикации по теме:

«Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду». Цель : раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку. Задачи : определить возможности дошкольников.

Значение изучения второго (татарского) языка в детском саду. В ходе занятий по татарскому языку: - дети учатся понимать речь педагога на втором языке, как в организационные моменты, так и в ходе объяснения.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Обучение второму (русскому) языку через игру.
Опубликовано: 6 января 2013 в 14:38
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
«Добрая сказка» конспект музыкального занятия для детей младшего возраста.
Цель - Доставить детям радость. Задачи - развивать музыкальные способности; Пробудить у детей интерес к творчеству. Музыкальный репертуар - 1. "Пляска...