Лучший педагог года

Обучение здоровому образу жизни детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию

Марина Лукашова
Обучение здоровому образу жизни детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию

Здоровье человека зависит:

- на 20% от наследственных факторов,

- на 20% от внешней среды, экологии,

- на 10% от деятельности системы здравоохранения,

- на 50% от образа жизни самого человека.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни»

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий,

- оптимальный двигательный режим,

- рациональное питание,

- закаливание,

- личная гигиена,

Публикация «Обучение здоровому образу жизни детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию» размещена в разделах

- положительные эмоции.

Традиционные составляющие ЗОЖ дошкольников:

личная гигиена,

рациональное питание,

закаливание,

оптимальный двигательный режим.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

-

технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

- развитие физических качеств, ДА и становление физической культуры дошкольников,

- закаливание,

- дыхательная гимнастика,

- массаж и самомассаж,

- профилактика плоскостопия,

- формирование правильной осанки,

- оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,

- воспитание к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Санитарно-гигиенические требования к проведению физкультурного занятия:

- Влажная уборка и проветривание физкультурного зала до и после проведения физкультурного занятия;

- температура воздуха в физкультурном зале – 14-18 С, относительная влажность – 40-55%;

- занятия в холодное время года рекомендуется проводить при одной открытой фрамуге, а в теплое время – при открытых фрамугах или окнах;

- проведение физкультурных занятий на свежем воздухе;

- учет индивидуальных способностей и физических возможностей детей;

- наличие спортивной формы (облегченной одежды) для детей;

- моторная плотность занятия.

Физкультурное занятие во всех возрастных группах состоит из 3 частей

Вводная часть.

Цель: повышать эмоциональный настрой детей, активировать их внимание, постепенно готовить организм к предстоящей физической нагрузке. Для детей раннего возраста такая подготовка несложна – ходьба или короткая пробежка.

В содержание вводной части входят упражнения в ходьбе, беге, прыжках, несложные упражнения и игры на внимание, перестроения, танцевальные упражнения, простые игры. Завершается вводная часть обычно построением (в круг, звенья, пары, удобным для выполнения ОРУ, с которых начинается основная часть занятия.

Основная часть – состоит из ОРУ, ОВД, подвижной игры.

Цель: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.

Основная часть заканчивается подвижной игрой, которая содержит одно или несколько основных движений.

Заключительная часть.

Цель: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение детей, сохранив у них бодрое настроение.

В заключительной части проводятся спокойная ходьба друг за другом или врассыпную, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы.

Примерная схема содержания физкультурного занятия

Показателями правильно составленного комплекса и правильно проведенного занятия являются:

Наличие упражнений для всех мышечных групп.

Подбор упражнений с учетом особенностей данного возрастного периода детей.

Чередование работы и отдыха (чередование исходных положений, работы мышечных групп, коллективных и индивидуальных упражнений.

Оценку эффективности физкультурного занятия проводят

- по показателю моторной плотности занятия: (не менее 70-85%)

время, затраченное на движение

Моторная плотность = --- х 100%

общее время занятия

- среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей:

Оценка внешних признаков утомления:

Легкая степень:

небольшое покраснение кожи;

незначительная потливость;

учащение дыхания (ЧД) 20-30 уд. в мин;

пульс (ЧСС) 110-150 уд. /мин;

бодрое, легкое выполнение задач.

Легкая степень утомления свидетельствует о физиологическом уровне нагрузки на занятии.

Средняя степень: - значительное покраснение кожи; - выраженная потливость; - ЧД 30-40 в мин, с глубоким вдохом; - ЧСС 160-180 уд/мин.

Средняя степень утомления допустима у детей старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и медицинских ограничений.

Переутомление: - резкое покраснение или бледность кожи; - общая потливость; - напряженное выражение лица; - учащенное поверхностное дыхание; - ЧСС 180-200 уд/мин; - отказ от выполнения упражнений.

Признаки переутомления свидетельствуют о повышении допустимого уровня нагрузки.

Реализация программы по формированию физического здоровья детей:

1) Профилактика нарушений зрения.

Игры на значимость зрения:

- физкультминутка «4 шага вперед, 4 шага назад»,

- игра «Чудесный мешочек»,

- зрительная гимнастика,

- игра «Найди свою игрушку»,

- игра «Пройди по дорожке».

2) Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания:

- д/и «Отгадай, когда человеку легче дышится»,

- опыт со свечой (энергетизированное дыхание,

- опыт с листочком,

- д/и «Узнай, кто как дышит»,

- д/и «Волшебная вата»,

- целевая прогулка в парк,

- оздоровительные пробежки по территории детского сада,

- очищающее «ха»-дыхание,

- стимулирующее шипящее дыхание,

- дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика — это система упражнений, направленных на развитие дыхания, в том числе речевого, на дифференциацию ротового и носового дыхания.

1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.

5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:

— упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;

— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);

—следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.

Дыхательная гимнастика

Основная поза дыхательной гимнастики:

Встать прямо, ноги поставить чуть уже плеч, стопы параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

Последовательность выполнения дыхательных упражнений:

- Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох; медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.

- Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно свести плечи назад, сводя лопатки, свободно вдохнуть.

- Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая вдох.

- И. П. то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед; вернуться в И. П. То же – в другую сторону.

- Ноги на ширине плеч, руки опущены; медленно поднимать правую руку, скользя ею вдоль туловища и поднимая плечо, - вдох, опускать руку и плечо – выдох; то же, но в другую сторону.

3) Профилактика нарушений сердечно-сосудистой системы:

- физкультминутки,

- беседы «Сердце – наш мотор», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»,

- опыт с медицинской грушей,

- д/и «Придумай движение» и др. ,

- режим двигательной активности детей.

4) Развитие интереса к двигательной деятельности.

5) Укрепление мышечного корсета:

- упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, кистей рук,

- упражнения для развития гибкости позвоночника,

- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног,

- упражнения для профилактики плоскостопия.

Группы здоровья

I группа здоровья – здоровые, с нормальным физическим развитием и нормальным функциональным состоянием.

II группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

III группа здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV группа здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

V группа здоровья - дети больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все дошкольники распределяются на 3 физкультурные группы:

Основная. Дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т. е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до -3.

Подготовительная. Дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью -3-4, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей.

Специальная. Дети имеют значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.

- подгруппа А: дети с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно отнесенных в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.

- подгруппа Б: дети с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.

Публикации по теме:

Консультация «Будь здоров, малыш!» Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни Номинация «Будь, здоров малыш!» Тема: «Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни» Все чаще и чаще звучат в средствах массовой.

«Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга» «Формирование у детей-аллергиков привычки к здоровому образу жизни средствами вокально-дыхательного тренинга»Тип и вид проекта Образовательный,.

«Нестандартное физкультурное оборудование — средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни» Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая.

Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни Детство – это уникальный период в жизни человека. В это время формируется здоровье, происходит становление личности. Известно, что здоровье.

Использование нетрадиционного спортивного оборудования как средства приобщения детей к здоровому образу жизниИспользование нетрадиционного спортивного оборудования как средства приобщения детей к здоровому образу жизни Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в работе с детьми,.

Круглый стол для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»Круглый стол для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Интерактивная форма "Круглый стол" была использована на педагогическом совете: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей.

Фотоотчет о развлечении «Русская баня». Приобщение детей к здоровому образу жизниФотоотчет о развлечении «Русская баня». Приобщение детей к здоровому образу жизни Приобщение детей к здоровому образа жизни – важная задача любого дошкольного учреждения. И делать это лучше в игровой форме. Все люди –.

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии» Цель семинара: Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ.

Выступление на педсовете «Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни» (из опыта работы) Моя главная задача – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения.

Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни С каждым годом возрастает актуальность вопросов связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение здоровому образу жизни детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 18:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД