Обычаи и традиции русского народа. Сценарий праздника «Масленица»

Анастасия Мосинцева
Обычаи и традиции русского народа. Сценарий праздника «Масленица»

Обычаи и традиции русского народа

Цель: продолжать осваивать народные традиции в опыте жизнедеятельности детей.

Задачи:

• Познакомить детей с русским обычаем- обычаем гостеприимства.

• Закрепить знания о празднике Масленица, ярмарка.

• Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к русским обычаям и традициям.

• Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Материал и оборудование: шали, самовар, столы; изделия дымковских мастеров, посуда; солнце, блины, каравай, рушник, выпечка, ленточки; русские народные костюмы.

Ход занятия

(Слайд 1)

Под русскую народную музыку дети входят в зал.

Воспитатель встречает их в русском народном костюме с хлебом-солью.

Воспитатель: (Слайд 2) Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Я хочу пригласить вас в мир русской культуры. Сегодня вы узнаете о русских обычаях и традициях, увидите знакомые народные промыслы - мастерство народных умельцев, побываете на празднике.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

Дети по очереди отламывают хлеб и едят его.

Воспитатель: Русский народ очень уважал свои обычаи. На праздники, гулянья, посиделки одевался в русские народные костюмы. Посмотрите, какой у меня наряд.

Дети рассматривают костюм.

Воспитатель: Издавна славился русский народ своими мастерами. (Слайд 3) Из обыкновенной глины, делали такие произведения искусства, что нельзя было глаз отвести. А скажите мне, пожалуйста, где же он свой товар показывал?

Дети: на ярмарках. (Слайд 4)

Воспитатель: Проводить веселые ярмарки - это традиция русского народа. А вы хотите попасть на ярмарку? Идя на ярмарку, брали с собой гармошки, бубны. И мы с вами тоже возьмем ложки, трещотки, погремушки.

Звучит веселая песня "Ярмарка", дети идут на ярмарку.

Скоморох 1: Эге-гей! Собирайся народ! Сегодня вас много интересного ждет! Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех! Добрый день, гости дорогие! Жданые и нежданные! Званые и не званые!

Скоморох 2: Ждут вас игры, забавы и шутки. Скучать не дадут ни минутки.

Да, много есть у нас добра,

Наша ярмарка щедра!

Дешево продаем, почти за даром отдаем.

Скоморохи созывали людей на ярмарку, предлагали свой товар.

Воспитатель: Вот мы и пришли с вами на ярмарку.

1 продавец: (Слайд 5)

Игрушка-диво!

Изящна, красива!

Угодно купить?

Могу уступить!

Подходи, смотри:

Товар, что надо,

Отдам без заклада!

2 продавец: (Слайд 6)

Кому баранок связку?

Кому песню и сказку?

3 продавец: Подходите! Подходите! На товары поглядите! (Слайд 7)

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки –

Расписные чудо ложки!

До чего товар хорош –

Тут уж мимо не пройдешь!

Ложки расписные, расписные, хохломские,

Кто на них поиграет,

На ярмарке народ позабавит?

Воспитатель: (Слайд 8) Посмотрим товар, ребятки? Вот здесь расположились игрушки яркие, нарядные. Какая роспись на игрушках?

Дети: дымковская

Где их делают?.

Дети: слобода Дымково, в основной своей массе, были гончарами, ремесленниками и мастерами по изготовлению игрушек.

Воспитатель: Да, это Дымковская игрушка.

Ребенок:

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок.

Вьется голубой дымок.

Ребенок:

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Воспитатель: А вы знаете, что про эти игрушки и загадки сложили:

1. Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные-

Статные и важные. (Барышня) (Слайд 9/1)

2. Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

Очень рано встаю, детям спать не даю. (Петух) (Слайд 9/2)

Воспитатель: Ой, молодцы какие! Но на ярмарках не только игрушками торговали, но и посудой, и выпечкой. (Слайд 10)

Рассматривают посуду и другие изделия.

Воспитатель: И, конечно же, не обходилась ярмарка без гуляний, игр и катаний на каруселях. Давайте и мы покатаемся на качелях-каруселях. (Слайд 11)

Игра "Карусели".

Играющие становятся в круг. Воспитатель в центре круга держит самодельную карусель. Ребята берут разноцветные ленточки карусели правой (или левой) рукой, идут по кругу со словами: Еле-еле, еле-еле,

завертелись карусели, а потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут ленты другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие отпускают ленты и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т. е. взять ленту, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший игрок на карусели не катается.

Воспитатель: Понравилось вам на ярмарке?

Дети: да

Воспитатель. Очень весело было. Вот на таких ярмарках показывали люди свой товар и свой труд. А проводились ярмарки на какой-нибудь праздник. Например, осенью ярмарку проводили после сбора урожая. Много у русского народа праздников. А какие вы знаете?.

Дети: рождество, пасха, троица, масленица, крещение и т. д….

Воспитатель. (Слайд 12)Каждый год в конце февраля в начале марта люди собирались вместе, чтобы проводить зиму и встретить весну. Как же этот праздник называется?.

Дети: масленица

Воспитатель. А вы знаете, что это за Масленица такая?.

Дети:

Воспитатель: А вот мы сейчас это проверим.

1. Что встречает Масленица?

Дети: весну

Воспитатель: 2. А что провожает?

Дети: зиму

Воспитатель: 3. Что является символом Масленицы?

Дети: блины (Слайд 13)

Воспитатель: 4. А почему именно блины?

Дети: они символизирует солнце, весну, радостное настроение (Слайд 14)

Воспитатель: Молодцы! Конечно, люди соскучились по весеннему солнцу, а блины такие яркие, румяные, как солнышко. Давайте и мы позовем Масленицу.

Ребенок:

Масленица, Масленица!

Дадим тебе мы масленица!

Встретим тебя калачом

И поджаренным блином!

Ребенок:

Собирайся народ!

Становитесь в хоровод!

Масленицу открываем

И веселье начинаем!

Песня "Зима проходит" Слова Т. Мираджи Обр. П. Чайковского

1.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли, люли, проходит,

Люли, люли, проходит.

2.

Светит солнышко светлее,

Греет солнышко теплее,

Люли, люли, теплее,

Люли, люли, теплее.

3.

"Чик, чик" - солнышку навстречу

Птички весело щебечут.

Люли, люли, щебечут,

Люли, люли, щебечут.

Звенят колокольчики, входит Масленица. (Слайд 14/ нажать звук)

Воспитатель:

Здравствуй, дорогая Масленица!

Здравствуй, Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная трехаршинная!

Платок беленький новомодненький!

Надолго ли ты Масленица к нам пришла?

Масленица - яркий, веселый, шумный праздник, который длится неделю. Каждый день имеет свое название.

Понедельник - Встреча

Вторник – Заигрыш

Среда - Лакомка

Четверг - Разгуляй, широкий четверг

Пятница -Тёщины вечера

Суббота - Золовкины посиделки

Воскресенье - Прощенное воскресенье

Ребенок:

Наша Масленица дорогая.

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали - на семь недель,

А оказалось - на семь дней.

А с чем ты пришла, Масленица?

Воспитатель: Эй, детишки - ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а веселые игры играет? Давайте и мы поиграем. Скажите, что мы зимой из снега лепим?.

Игра "Снежная баба".

(русская народная игра)

Дети встают в круг. В центре - ребенок, изображающий снежную бабу.

Мы слепили это чудо

в пять минут. Имитируют лепку "снежков".

Мы слепили это чудо

в пять минут.

Как зовут такое чудо,

Как зовут? Пожимают плечами.

Как зовут такое чудо,

Как зовут?

(Говорком)

- Снежная баба!

К снежной бабе Сужают круг,

Близко-близко подойдем, подходя к снежной бабе.

К снежной бабе

Низкий - низкий наш поклон. Кланяются.

Мы над бабой посмеемся: Расширяют круг и показывают

"Ха - ха- ха! на нее рукой.

Хороша ты, наша баба, хороша! Качают головой.

(Говорком) - Раз, два, три!

Нас ты, баба, догони!

Дети убегают, "снежная баба" их ловит.

Воспитатель: Встречают Масленицу сытостью и довольством. Чем богаче и веселее Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. А мы тебя, Масленица, и весну хороводом встретим.

Хоровод "Мы по лугу пойдем" Муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.

1. Мы по лугу пойдем, Идем по лугу.

Хоровод заведем.

Приходи, весна,

Приходи, красна! Хлопаем.

2. Мы по лугу пойдем, Идем по кругу.

Хоровод заведем.

Дождик, лей - поливай, Руки вверх,

Всем напиться давай! Отпускаем ладошки.

3. Мы по лугу пойдем, Идем по кругу.

Хоровод заведем.

Солнце, ярче свети, Качаем руками

Помогай нам расти! Вправо - влево (вверху).

Воспитатель: Ну, что же, хватит нам петь да играть, пора Масленицу провожать.

Все кланяются Масленице:

Прощай, Масленица,

Проводим тебя,

Станет грустно!

Воспитатель: Много народных обычаев и традиций мы узнали и вспомнили. Чем же встречают дорогих гостей?.

Дети: хлебом-солью

На каком празднике мы сегодня были?.

Дети: масленица

Воспитатель: Где мы еще были?

Дети: на ярмарке

Воспитатель: Что мы там видели?

Дети: игрушки, посуду и т. д.

Воспитатель: Ребята, хотите сами изготовить дымковские изделия и продать их на ярмарке? А покупателями будут наши гости. На ярмарке работает мастерская. Давайте пойдем туда и будем, как художники, расписывать дымковские изделия. Выберите форму, которая вам нравится, подумайте каким узором вы ее украсите, какие краски возьмете, что бы они сочетались с фоном. С чего вы начнете?

Дети садятся за стол, выбирают трафареты из бумаги, приступают к работе.

Русский народ умел чередовать работу и отдых, поэтому все у него получалось красивым. А еще, ребята, русский народ очень гостеприимный и хлебосольный.

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Напекли мы вам поесть

Сотен пять, а может шесть.

Угощение на славу,

А ребятам на забаву. (Слайд 15)

Дети угощают гостей. Воспитатель приглашает в группу детей на чай и блины.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Программное содержание: Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Обычаи и традиции русского народа. Сценарий праздника «Масленица»
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:26
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...