«Откуда хлеб пришёл». Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе

Виктория Миронова
«Откуда хлеб пришёл». Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе

Цели:

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

2. Развивать речь детей; обогащение словарного запаса. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Активизация артистических навыков.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Посевные работы», «Сельскохозяйственные машины».

2. Чтение украинской народной сказки «Колосок».

3. Разучивание текста подвижной игры.

Словарная работа:

объяснение значений слов: соха, пашня, серп, сноп, комбайн, плуг, цепа, борона, мельница, мукомольный завод, пекарня, печь.

(зал разделён пополам занавесом, в первой половине зала находится театральная ширма, во второй половине стульчики для детей, стол с накрытым караваем хлеба)

Воспитатель: поговорим сегодня о важном продукте, вы узнаете о нём из загадки:

Есть такие слова: «Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет, мягкий чёрный, белый… (хлеб)

Мы поговорим сегодня о хлебе, узнаем откуда хлеб пришёл.

(рассматриваем с детьми каравай хлеба на столе)

- Опишите ребята, какой он, хлеб? (мягкий, душистый, круглый, пшеничный)

- Как же он попал к нам в детский сад? (привезли из магазина, из пекарни)

- Как появился он в пекарне? (хлеб испекли из теста, с использованием воды,муки и соли)

-Откуда появилась мука? (её смололи на мукомольном заводе из пшеничного или ржаного зерна)

- откуда появилось это зерно? (его собрали на полях)

Давайте присядем на стульчики и посмотрим всю историю появления этого хлеба на нашем столе.

(просмотр слайдов на проекторе с комментариями воспитателя)

Чтобы хлеб появился у нас на столах, много труда нужно приложить и сегодня вы тоже сможете в этом участвовать.

Посмотрите – это наше маленькое поле. (на столе выставляется ёмкость с землёй)

- Подскажите, что мы сначала будем делать? (поле нужно вспахать, чтобы земля стала мягкой, рыхлой)

Ребёнок подходит к столу, берёт маленькие грабли и разрыхляет землю. Воспитатель может сопровождать его действия комментариями «Раньше для этого запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали землю; теперь, в наши дни, эту работу выполняют тракторы».

-Земля вспахана, что же делать дальше? (сажать семена)

Ребёнок подходит к столу, берёт лукошко и рассыпает семена в бороздки.

Воспитатель: наши дедушки и прадедушки тоже сажали семена, рассыпая их руками. Идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Сейчас поля огромные и эту работу выполняют специальные машины.

-Что необходимо для жизни и роста растений? (солнце и дождей в меру)

Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели:

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Дети поют песенку. Один ребёнок берёт лейку и поливает семена водой.

-Чтобы наши семена проросли нужно время и забота. Тяжело приходиться зёрнышкам на земле; сдувает их ветер, заливает дождь, да ещё птицы так и наровят ими полакомиться. Как же можно защитить наш будущий урожай? (можно поставить пугало)

Я предлагаю поиграть в игру «Защитим наш урожай».

Выбираем ребёнка – Пугало, одеваем ему на голову яркую шляпу. Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону. Дети идут по кругу и поют.

Вот на поле пугало, пугало стоит

Колоски нам пугало рвать с поля не велит (грозят пальчиком)

Мы тихонько подойдём

Колосочков мы нарвём (дети идут на носочках к пугалу)

(пугало громко поёт) Колоски нельзя здесь рвать

Буду я вас догонять! (дети убегают на стульчики, пугало их догоняет)

- Мы защитили наш урожай, а теперь давайте представим, что вы сейчас пшеничные зёрнышки (дети садятся на корточки на полу) Солнце пригрело, дождик прошёл и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

-И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Колоски срезали и собирали в снопы (дети собираются вместе). А теперь колоски погрузим в повозку и отвезём на мельницу (дети рассаживаются на стульчики).

- Вот тут-то и потерялся колосок, который нашёл Петушок.

Я предлагаю вам и нашим гостям посмотреть кукольный спектакль по украинской народной сказке «Колосок».

(дети – актёры уходят за занавес и показывают спектакль по украинской сказке «Колосок».

Воспитатель: Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко (персонажи появляются из-за ширмы).

Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу (рассказ воспитателя сопровождается движениями персонажей).

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: Круть, Верть, глядите, что я нашёл!

Круть: Это колосок. Нужно его обмолотить.

Петушок: А кто будет молотить?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Ладно, я обмолочу.

И принялся за работу, а мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:

Петушок: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Верть: Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: А кто понесёт?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Ладно, я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселяться. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

Петушок: Сюда Круть, сюда, Верть! Я принёс муку.

Круть: Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить, да пироги печь.

Петушок: Кто будет месить?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Видимо мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Круть: Ох и проголодался же я!

Верть: Ох и есть хочется!

Петушок: Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

Круть: Ты нашёл.

Петушок: А кто колосок обмолотил?

Верть: Ты обмолотил.

Петушок: А кто зерно на мельницу носил?

Круть: Ты носил.

Петушок: А кто тесто месил, дрова носил, печь топил, пироги пёк?

Верть: Ты.

Петушок: А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживал. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

(дети – актёры выходят на поклон и садятся на стульчики)

-Вспомните, что сделал петушок с колоском после того, как его нашёл? (обмолотил). Взял цепу – это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке. Ею петушок бил по колоску, и зёрна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведьв нём частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал.

- Куда отнёс петушок очищенное зерно? (на мельницу)

- Как из него смололи муку? (растирали зерно между жерновами)

- Что было потом? (петушок замесил тесто, сделал пироги, поставил их в печь)

-Помните, чем закончилась сказка? (петушок не пустил мышат за стол)

_ Почему? Потому что «кто не работает, тот не ест». А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какие замечательные пироги получились! Не зря говорят в народе: «Не трудиться – хлеба не добиться». И ещё говорят: «Хочешь калачи, не сиди на печи».

В заключении я предлагаю вам, ребята поиграть в игру «Собери историю». Здесь на картинках нарисована история появления хлеба на нашем столе, но все картинки перемешаны. Ваша задача расположить их в правильном порядке. (ребёнок (по желанию)берёт нужную картинку и рассказывает о ней; так по порядку должна быть рассказана вся история)

Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Хлеб ржаной,

Батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(уход детей в группу)

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Проект на неделю: «Великое чудо — хлеб». Тип проекта познавательно - игровой. Сроки реализации :ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ. Цель формировать у детей представление о хлебе,каке одном из.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
«Откуда хлеб пришёл». Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе
Опубликовано: 27 октября 2013 в 17:25
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....