ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»

Погожева Ольга
ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

муниципального образования Успенский район

Образовательная деятельность с детьми старшей группы

по теме «Хохлома».

Подготовила и провела

Воспитатель: Погожева О. И.

Тема ОД: «Золотая хохлома»

Задачи:

Образовательная:

-обобщить и закрепить знания детей о хохломе как традиционном русском промысле.

-ознакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок, украшающий хохломские изделия.

-учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы.

Развивающая:

-активизировать познавательную деятельность детей.

-развивать психические процессы: память, мышление, внимание.

-развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

-вызвать у детей уважение к предметам быта как результатам деятельности человеческого труда.

-воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу.

-побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.

Подготовительная работа:

чтение стихотворения О. Волковой «Золотая хохлома», рассматривание иллюстраций и беседа о хохломской росписи, выполнение элементов росписи.

Материал:

иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно – прикладного искусства, таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек, травинок, капелек, усиков, завитков.», бумажные силуэты тарелочек, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Вступительная часть:

Воспитатель:

-ребята, а вы хотите побывать в музее, это место, где хранятся

предметы искусства (картины, предметы быта). Мы сегодня с вами побываем в музее «Золотая хохлома». Чтобы попасть на выставку надо отгадать загадку:

ветка плавно изогнулась

и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава – как бахрома.

Что же это? (хохлома).

Основная часть.

-Хохлома, какое странное и веселое слово. Как же оно начиналось, откуда пришло это диво?

-Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и пошел хохломской промысел. Большую часть края занимали дремучие леса, отсюда много древесины использовали для изготовления деревянной посуды.

Деревянная посуда с древних времени была в повсеместном употреблении: деревянную ложку можно увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и у царей. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. Ведь на стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее как можно красивее.

Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может вырезать из нее любые изделия. Затем эти изделия необходимо просушить, а то изделие может дать трещину. Чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что сосуд треснет, поры древесины надо закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделие очищают шкуркой и покрывают олифой. Затем оно поступает к художнику.

-В своей работе художники используют масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Часто травку дополняют цветами, ягодами, листьями. Тот вид росписи называют «растительно- травочным», также используют роспись «под фон», и роспись «кудрина». Она напоминает кудри.

(весь рассказ воспитателя сопровождается показом презентации и подлинными хохломскими изделиями)

-Ребята, предлагаю вам рассмотреть хохломские изделия. Посмотрите, какие в росписи элементы «травки». Обратите внимание на то, как располагается «травка».рассмотрите каждый элемент – «ресничка», «травинка», «усик», «завиток».

-Предлагаю вам показать способ выполнения элемента «ресничка».

Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно,

Я считаюсь чуть не главной. (показ иллюстрации «реснички»)

-Предлагаю вам попробовать нарисовать «ресничку».

-Теперь давайте рассмотрим с вами «травинку».этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.

Я травинка – просто чудо,

А нажим – он очень нужен,

Сверху вниз – и вот готов

Кистью плавный переход. (показ иллюстрации «травинка»)

-ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент.

-а теперь обратите внимание на местоположение «усика» в узоре. Посмотрите на то, как он заворачивается в спираль.

А я «усик» так горжусь

Тонкостью своею.

Вправо, влево закручусь –

Это я умею. (показ иллюстрации «усик»)

-теперь выполним элемент «завиток».

Кистью плавно закручу

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина. (показ иллюстрации «завиток»).

-Теперь выполним этот элемент.

-продолжаем знакомиться с элементами хохломской росписи. «Капелька» и «кустик» выполняют легким прикосновением кончика кисти к бумаге.

Меня капелькой зовут,

пишут просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь. (показ иллюстрации «капелька»)

-предлагаю выполнить элементы «травки».

-сейчас, ребята, покажу вам способ выполнения «растительно- травочного» орнамента. Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. Немного отступаем, делаем то же самое. В «растительно – травяном» орнаменте эти линии заканчиваются или завитком или ягодкой. После весь узор дополняется «травкой».

-Давайте, немного отдохнем.

(физминутка)

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. Потягивания- руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. Потягивания – руки вверх.

Ветер дует иногда,

Только это не беда. Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. Наклоны.

А потом опять встают

И по- прежнему встают. Выпрямляются и машут кистями рук.

-А теперь предлагаю вам придумать и выполнить узор на бумажном силуэте тарелочки.

Итог.

Дети с воспитателем оформляют выставку своих работ, рассказывая, какие работы понравились и почему.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.

Бал-концерт «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Бал - концерт «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста автор музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №79»г. о. Самара.

Интегрированное развлечение с элементами художественно — эстетического развития «Золотая хохлома» для старшего возраста Цель: Развитие музыкальной, художественной и общей культуры ребенка с использованием русского национального компонента. Задачи: Заинтересовать.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 14:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт «Зарядка со Снеговиком» (в рамках Всемирного Дня снеговика)
Фото отчёт "Зарядка со Снеговиком. " В рамках Всемирного Дня снеговика ( 18 января 2018 г) мне захотелось провести необычную утреннюю зарядку....
«Вытынанка – Ажурная резьба по бумаге» Мастер класс
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "Сказка" п. Советский Республики Марий Эл «ВЫТЫНАНКА – АЖУРНАЯ РЕЗЬБА ПО БУМАГЕ»...
Выставки в ДОУ
Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок различной тематики. Такие...
Фотоотчет «Новогодний праздник в разновозрастной группе»
Самый любимый, самый долгожданный праздник для детей - это, конечно, день их рождения и новый год! В этом году вновь прибывших детей было достаточно, и они...
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Самое прекрасное, светлое время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный и...