Лучший педагог года

ООД «Знакомство с русским народным костюмом»

таисия пешкун
ООД «Знакомство с русским народным костюмом»

Знакомство с русским

народным костюмом

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

Сотникова Руслана Николаевна

2013

Краткая аннотация к интегрированной НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном образовании. НОД такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.

Публикация «ООД „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах

Образовательная деятельность построена на совместной театрализованной, игровой, словесной, изобразительной деятельности педагога и детей.

Цель:

Познакомить с историей русского костюма.

Побуждать к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

В области обучения:

-познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;

В области развития:

-развивать фантазию и воображение при выборе узора;

-расширять кругозор, развивать любознательность;

-способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.

В области воспитания:

-прививать любовь к Родине, воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.

Музыкальный ряд:

-русские народные мелодии :

«Весёлая кадриль», «Светит месяц», «Не шей ты мне, матушка».

Зрительный ряд:

-репродукции современных художников, на которых изображены герои сказок в русских костюмах;

-иллюстрации к сказкам;

-куклы в русских народных костюмах.

Категория возраста: 5-6 лет

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах;

-рассматривание слайдов с русскими костюмами;

- рассматривание русского народного орнамента;

-вырезание полосок трафарета с орнаментом.

Обогащение словаря: сорочка, косоворотка, порты, картуз.

Оборудование и материалы:

-ПК;

- кукла Матрёна;

-дидактическая игра: «Укрась сарафан»;

-картонные заготовки кукол (мальчики и девочки);

-трафареты с орнаментом;

-гуашь, кисточки, ватные палочки, поролоновые губки, баночки с водой;

-клеёнка, салфетки для рук.

Ход НОД:

-Здравствуйте, очень рада всех видеть! И поэтому я вам улыбаюсь. Хочу подарить свою улыбку Лере.

- Лера, подари свою улыбку Ване.

- Ваня, улыбнись Лизе (перечисляю всех детей).

-Ребята, а вы обратили внимание, что у нас на занятии сегодня гости?

-Давайте повернёмся и подарим улыбки им, а они в ответ улыбнутся нам.

Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки, вдоль которых, взявшись, за руки идём.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

И рубиновые звёзды,

Звёзды мира над кремлём!

Беседа.

-О чём стихотворение?

-В какой стране мы живём?

-Назовите столицу нашей России?

-В каком городе живём?

-Мы с вами живём в современном мире, играем на компьютере, ездим на машине, носим модную одежду, но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались?

-Кто такие предки? Давайте уточним (люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).

-Ребята, из каких источников, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев).

-Вот сейчас, ребята, вы узнаете, какую же одежду носили наши предки, для этого мы отправимся с вами в мини-музей русского народного костюма. В музее находятся вещи, которые сложно найти дома или в магазине.

-Приглашаю вас в зал «Сказок».

-Посмотрите, пожалуйста, внимательно, из каких сказок эти иллюстрации? («Курочка ряба», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-Обратите внимание, как одета бабка. В сарафан, сорочку, платок, лапти (показываю и комментирую).

-Как одет дед (косоворотка, порты, лапти).

-На иллюстрациях к каким сказкам одежда рабочая (повседневная?

-На каких иллюстрациях одежда праздничная (нарядная?

-Сравните одежду Алёнушки и Снегурочки. В чём сходство, а в чем различие?

-В древней Руси шили и украшали одежду сами. И говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

-Как вы думаете, почему так говорили?

-Ребята, вам понравилось в зале «Сказок»?

-Давайте вспомним, какую одежду носили предки.

-А сейчас я приглашаю вас в следующий зал – «Зал кукол».

-Посмотрите, сколько здесь разных кукол. Все они тоже одеты в русские народные костюмы.

-Рассмотрим женский костюм.

-Главная часть женского костюма – это сорочки и сарафан (показываю, дети повторяют).

-Обувь сапоги, лапти.

-Кокошник носили девушки по праздникам;

-Костюмы украшали бисером, стеклярусом, вышивкой, тесьмой (обратить внимание детей на орнамент)

-Теперь рассмотрим мужской костюм.

Главная часть мужского костюма – косоворотка (рубаха) и порты (порты от слова портной).

-На голове картуз.

-Обувь – сапоги, лапти.

Обобщение:

Главная часть женского костюма – сорочка, сарафан.

Главная часть мужского костюма – косоворотка (рубаха, порты.

- А что не похожее, разное вы заметили в костюмах? (рабочая – праздничная, разного цвета).

-В северных районах на Руси ткань серая, синяя (тёмных оттенков). Потому что на севере холодно, пасмурно.

-А в южных районах – жёлтая, красная (яркая). Потому что на юге тепло, светит ярко солнце, разнообразие цветов и зелени.

-Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все нарядные от мала до велика песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас экскурсия подошла к концу. Об одежде старинной мы немного разузнали, теперь можно и в народную игру поиграть.

Народная игра «Ручеек» (под песню «Светит месяц»)

Кукла Матрё на:

-Ребята, вы мне очень понравились, и я приглашаю вас в свою мастерскую, помогите мне, пожалуйста, украсить сарафаны и косоворотки на праздник для друзей.

-Поможем украсить наряды? Садитесь, пожалуйста, за столы.

Дидактическая игра «Укрась сарафан»

Показ слайдов (или открыток) – варианты рисунка орнамента.

Напоминаю, как работать с трафаретом, губкой, кисточкой, ватными палочками, красками.

Приглашаю детей приступить к творческой работе (можно предложить детям создать свой авторский узор) с такими словами:

-И не забывайте, «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

Музыкальное сопровождение. Русская народная «Не шей ты мне, матушка», «Светит месяц»

(В практической части так же проводится физическая минутка и пальчиковая гимнастика)

Итог:

-Все закончили украшать наряды? Возьмите тогда кукол и покажите, пожалуйста, друг другу и Матрёне. Потрудились вы, ребята, на славу, какие замечательные получились сарафаны и косоворотки!

Матрё на:

- Спасибо, вы мне очень помогли. Ваши костюмы нарядные и красивые!

Приглашаю вас вместе с моими друзьями в хоровод!

(Русская народная «Весёлая кадриль»)

-А теперь, ребята, давайте, проводим Матрёну и её друзей, они хотят попасть на праздник в деревню ( коллективное панно: наклеивание фигур кукол на фон «Русская деревня»).

-Спасибо, вам, ребята, вот наше занятие и подошло к концу, до свидания, до новых встреч!

Публикации по теме:

Знакомство с Оренбургским академическим государственным русским народным хором Патриотическое воспитание. Тема: «Знакомство с Оренбургским академическим государственным русским народным хором.» Цель: Развитие интереса.

Конспект ООД по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект организованной образовательной деятельности по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по русским.

Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» для детей старшего дошкольного возраста Знакомство с русским народным костюмом Цель: дать представление об истории и особенностях русского нацио-нального костюма. Формировать.

Консультация «Ознакомление детей с мордовским народным костюмом» В середине 19 века народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы. И если мужская и повседневная женская.

Квест «По русским народным сказкам» Цель: Формировать у детей представление о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками. Задачи: • Уточнить и обогатить.

Лэпбук по русским народным сказкамЛэпбук по русским народным сказкам Сказка, простая и незамысловатая внешне, однажды придя к малышу остаётся с ним на всю жизнь. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим.

Ознакомление с мордовским народным костюмом Ознакомление детей с мордовским народным костюмом. В нашем д /саду «Светлячок» оформлен музей национального быта и культуры мордвы. В течении.

Сценарий детско-родительского мероприятия «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: Познакомить детей и родителенй с историей русского народного костюма, с особенностями его внешнего вида. Задачи: Приобщать.

Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством «Украсим пасхальное яйцо»Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством «Украсим пасхальное яйцо» Цель занятия: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать.

Опыт работы «Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе» Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе в структурном подразделении МОУ «Верхнекуларкинская СОШ» Духовно - нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 23:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД