Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.

Арина Рыжикова
Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?"

Цель: упражнять в употреблении сущ. единственного и множественного числа в родительном падеже.

Материал: карточки с изображением одного и множества предметов.

Ход: Воспитатель выкладывает ряд картинок, затем убирает по одной. Дети называют предмет, которого не стало: мяча, платья, солнца, помидора, книги.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: упражнять в согласовании сущ. с глаголами в роде, числе.

Ход: воспитатель проговаривает словосочетания, не согласовывая сущ. с глаголом. Ребенок услышав ошибку исправляет. Дима рисуют (Дима рисует). Лена вышел (Лена вышла).

«ЧТО Я ВИЖУ»

Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.

Ход: дети по очереди называют предметы, находящиеся в помещении предложением: Я вижу книгу. Я вижу куклу.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.

Ход: воспитатель начинает предложение, ребенок продолжает: Врач лечит (кого) больного. Художник рисует (что) картину.

«В ЗООПАРКЕ»

Цель: упражнять в употреблении словосочетаний (сущ. и прилаг.) единственного и множественного числа в винительном падеже.

Ход: воспитатель задает вопрос, показывая картинку: Кого вы видели в зоопарке? Ребенок отвечает словосочетанием: большого слона, хитрую лису, колючего ёжика.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: упражнять в согласовании сущ. с прилагательными.

Ход: воспитатель проговаривает не согласовывая словосочетания, ребенок исправляет: Школьный форма (школьная форма, кухонный полотенце (кухонное полотенце).

«РАЗБУДИ КОТА»

Цель: упражнять в использовании наименований детенышей животных.

Материал: карточки с изображением детёнышей животных.

Ход: кто-то из детей получает роль кота, он садиться, закрыв глаза. Остальные дети образуют круг. Тот, кому воспитатель покажет картинку, подает голос (звукоподражание, соответствующее этому персонажу. Задача кота – назвать, кто его разбудил (детёныша животного) и тот его изображал. Если назвал правильно, то меняются местами.

«МАГАЗИН ПОСУДЫ»

Цель: продолжать учить, правильно называть слово, обозначающее предмет посуды; упражнять в согласовании прилагательных с сущ.

Материал: предметы посуды, разные по форме, материалу, величине.

Ход: Чтобы купить предмет, надо точно знать его предназначение, уточнить материал, из которого он изготовлен. (Я хочу купить большую, прозрачную сахарницу. Подайте маленькую, пластмассовую сахарницу).

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: упражнять в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: разговаривают большая и маленькая лисы. Большая говорит: «крыльцо», а маленькая «крылечко». «Палец – пальчик, кольцо - колечко».

«В ГОСТЯХ»

Цель: Учить соотносить название продукта с соответствующей посудой.

Материал: предметы посуды, игрушки.

Ход: рассказ воспитателя, сопровождающийся показом. «Зверята пришли в гости, будем их угощать. Какую посуду надо взять? Куда насыплем сахар? Куда положим салфетки?

«КАКОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: учить образовывать прилагательные из существительных.

Ход: воспитатель говорит пару слов, ребенок изменяет их по образцу: варенье из малины – малиновое, из голубицы – голубичное, компот из яблок – яблочный, из груш – грушевый.

«СКАЖИ ПО - ДРУГОМУ»

Цель: Учить образовывать прилагательные из существительных.

Ход: Воспитатель говорит пару слов, ребенок по образцу их изменяет: горох – суп гороховый, ель – шишка еловая, береза – березовая роща.

«КАК НАЗВАТЬ ЗАЙКУ?»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: игрушки звери.

Ход: воспитатель говорит: К нам в гости пришел заяц. А можно про него сказать волк? Ёжик? Зайка? Медвежонок? Зайчонок? Бельчонок? Заинька? Далее дети повторяют цепочку родственных слов: заяц – зайка – зайчонок – заинька – зайчишка.

«ИЗ ЧЕГО»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Ход: дом из кирпича – кирпичный.

Из бумаги - …

Из шерсти - ….

Из меди - ….

Из соломы - ….

Из железа - …

Из стекла - …

Из дерева - …

«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ?»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Ход: Сам летает – самолет,

Сам варит - …

Пар, возить - ….

Голубые глаза - ….

Темные волосы - ….

Любит тепло - ….

Вола плавает - ….

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ?»

Цель: учить образовывать прилагательные суффиксальным способом.

Материал: игрушки и предметы из различных материалов.

Ход: дети составляют предложение по аналогии, образовывая прилагательные. Самолет из железа, значит он железный, Лошадка из дерева, значит она деревянная.

«ОБРАЗУЙ СЛОВО»

Цель: учить детей образовывать причастие из глагола.

Ход: воспитатель предлагает образец, дети образуют слова по образцу: Лист желтеет. Он какой? Желтеющий. Лист шуршит. Он какой? Шуршащий. Лист мокнет. Он какой? Мокнущий.

«ДЕРЕВО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: макет дерева, на листочках схемы.

Ход: мы будем собирать слова, похожие на слово рыба: есть слово маленькое… (рыбка,

Большое (рыбища, слово действие (рыбачить, слово человек (рыбак, слово которое обозначает много (рыбы… Ветерок подул, листочки опали. Давайте их вернем на дерево.

«ЧТО У ТЕБЯ, А ЧТО У КУКЛЫ?»

Цель: образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксом, Практическое употребление сложных предложений с союзом «А».

Ход: дети сравнивают себя с куклой, называя все части тела.

У меня голова, а у куклы головка.

У меня глаза, а у куклы глазки.

У меня рот, а у куклы ротик.

У меня спина, а у куклы спинка. И т. д.

«КУДА ПОЛОЖИМ»

Цель: упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход: Хлеб кладут в …хлебницу.

Мыло кладут в ….мыльницу.

Масло кладут в …

Сахар насыпают в …

Салфетки ставят в …

Масло кладут в …

«ПОВАРЁНОК»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: воспитатель задает вопросы. Из вермишели какой сварим суп … (вермишелевый). Из гороха? Из гречки?

Из яблок какой сварим компот?

Из груш какой сварим компот?

«СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

Цель: учить соотносить названия животных с их детенышами.

Материал: иллюстрации с изображением животных и их детенышей.

Ход: воспитатель рассказывает, сопровождая показом картинок.

«Отправились на прогулку кошка с, утка с, и т. д. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах!

Испугались малыши, побежали к своим мамам: котята к, Утята к, и т. д. Успокоили мамы своих малышей, и пошли дальше к реке (повтор истории). Кто же так страшно трещит, а это птица, сама чёрная, крылья белые, кто это?

«УГАДАЙ – КА»

Цель учить правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числах.

Ход: Воспитатель изображает тигра: Кого я показала? Как называют детеныша тигра? А если их много? Покажите тигрят. А сейчас Оля нам покажет …, а мы будем отгадывать.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПУХА»

Цель: учить соотносить названия животных и их детенышей, использовать предлоги с пространственными значениями.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей.

Ход: Рассказ с сопровождением картинок: «Жил – был котёнок Пух. Почему его так назвали? На день его рождения пришли малыши вместе с мамами. Пришла свинья

с, белка с, и т. д. Мамы сели в сторонке, а малыши стали играть в прятки. Пух нашёл кого? Где? А кого не нашёл? Повторно игру проводят дети.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы», «Предметы».

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово. На Севере много (медведей, тюленей, моржей). В тайге много…. В магазине много…

«ХОЗЯЙКА КОРМИЛА КОГО?»

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого кормила хозяйка? (собаку, лошадь, курицу, жеребенка, петуха, цыпленка).

«ВОЛК НАПУГАЛ КОГО?»

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого напугал волк?

(белку, зайца, бельчонка, зайчонка….)

«НЕТ КОГО?»

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: на наборном полотне выставлены карточки, воспитатель, убирая одну, спрашивает: Нет кого? Нет чего?

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: усвоение категории родительного падежа.

Материал: предметные картинки.

Ход: воспитатель с детьми «собирается»

В лес и спрашивает каждого ребенка

Кого (что) ты увидишь в лесу? Ребенок отвечает:

Я увижу лису.

Я увижу белку.

Я увижу березу.

«ЧТО МЫ СЪЕЛИ?»

Цель: употребление сущ. единственного и множественного чисел в родительном падеже.

Материал: карточки по теме «Фрукты», «Овощи».

Ход: Воспитатель рассказывает, предлагая вставить пропущенные слова: Мама купила фрукты, вымыла и положила на тарелку. Мы их с удовольствием съели. На тарелке не осталось ни одного … Мы съели все …

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа.

Материал: карточки по лексическим темам.

Ход: задавая вопрос, ребенку предлагают картинку: Гладил что? Юбку. Гладил кого? Котенка. Мыл что? Руки. Мыл кого? Щенка.

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО,

ДЕЛАЙ СТАРАТЕЛЬНО»

Цель: упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже, развивать умение давать и выполнять словесную инструкцию.

Материал: предметы посуды.

Ход: дети дают друг другу словесные инструкции: возьми ложку, положи

ложку,

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: воспитатель проговаривая предложение, показывает картинку, ребенок подсказывает нужное слово.

Продавец встал за … (прилавок)

Солнце спряталось за (тучи)

Мальчик входит в (автобус)

«УГОСТИМ ЗВЕРЮШЕК»

Цель: усвоение категории дательного падежа единственного числа. Упражнять в составлении простого предложения.

Материал: игрушки или картинки по теме «ЖИВОТНЫЕ», муляжи фруктов и овощей.

Ход: у каждого ребенка в руке фрукт или овощ. Дети по очереди подходят к столу, кладут их около игрушки и говорят:

Я дам яблоко зайчику.

Я дам капусту козе.

«УГОСТИМ ЗВЕРЕЙ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа дательного падежа.

Материал: предметные карточки

По лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточку, спрашивает:

Морковку дадим … (зайцу)

Косточку дадим (щенку)

Молоко нальём (котёнку)

«СКАЗКА»

Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки по сказкам.

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Пятачок пришёл в гости к …

Старик пришёл к …

Принц торопится к …

«БЮРО НАХОДОК»

Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: карточки выставлены на наборном полотне. Воспитатель рассказывает, что в бюро находок принесли потерянные вещи. Их надо раздать: Кому дать шубу?

Кому дать гриву?

Кому дать Хвост?

Кому дать рога и копыта?

«ЕДА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.

Материал: предметные картинки по теме «Продукты».

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Медведь мечтает о …

Кошка мечтает о …

Собака мечтает о …

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа творительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки. говорит:

В Австралию мы отправимся за …

В Арктику мы полетим за.

«ЧТО ЧЕМ?»

Цель: упражнять в образовании сущ.

творительного падежа.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: карточки выложены на наборном полотне, воспитатель задает вопросы, ребенок, отвечая, выбирает нужную картинку.

Я пилю чем? Пилой.

Я ем чем? Вилкой.

Рисую чем? Карандашом.

«КТО С КЕМ? КТО С ЧЕМ?»

Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Мальчик идет с …

Девочка играет с.

Папа идет с …

«ЧЕМ УГОСТИШЬ»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Ход: раскладывая картинки по парно, дети проговаривают:

Кошку угощу молоком.

Лошадь угощу овсом.

Корову угощу травкой.

«ЧЕМ БУДЕТ?»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Материал: предметные картинки по теме «Продукты питания»

Ход: воспитатель показывает картинку и спрашивает: Если это приготовить, чем будет?

Яйцо будет…

Мясо будет …

Капуста буде …

«ВЫБЕРИ ИГРУШКУ»

Цель: усвоение категории творительного падежа ед. числа. Упражнять в составлении простого предложения.

Ход: воспитатель, выставляя на стол игрушки, спрашивает, чем ребенок хочет играть? Ребенок должен ответить:

Я хочу играть с гармошкой.

Я хочу играть с поездом.

Я хочу играть с куклой.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с сущ.

Материал: предметные картинки по темам «Фрукты», «Ягоды».

Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подбирая определения к каждому фрукту по плану (цвет, вкус, размер).

Лимон. Желтый, кислый, средний.

Вишня. Бордовая, сладкая, маленькая.

«ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов настоящего и прошедшего времени.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: воспитатель, показывая картинку, спрашивает. Что делает Алеша? (сажает)

Что делал Алеша? (сажал)

«КАРТИНКИ ОСЕНИ»

Цель: упражнять в употреблении глагола настоящего времени «БЫВАЕТ» в единственном и множественном числе.

Материал: картинки с изображением основных признаков осени.

Ход: дети произносят предложение с опорой на образец.

Осенью бывает … дождь

Осенью бывает …листопад

«ЧЬИ ВЕЩИ»

Цель: усвоение родовых понятий при употреблении местоимений «мой», «моя», «моё», «мои».

Ход: воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Чей? Чья? Чьё?

Дети отвечают:

Моя юбка.

Мой медвежонок.

«ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК»

Цель: Упражнять в образовании глаголов 1-го лица, ед. числа.

Материал: карточки с изображением действия.

Ход: воспитатель говорит: Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты – послушный ребенок –отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.

Иди. Я иду. Стой. Я стою.

«ЧТО СПРОСИЛА МАМА?»

Цель: упражнять в образовании глаголов 1-го, 2-го лица, ед. числа.

Материал: карточки с изображением действий.

Ход: показывая карточки, воспитатель спрашивает, ребенок отвечает: Ты бежишь? Я бегу. Ты несешь? Я несу.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи. Здравствуйте участники сайта "МАААМ. RU". Хочу предложить Вашему вниманию картотеку дидактических игр, которую "создала" и использую в своей.

Логопедическое пособие «Логокуб»Логопедическое пособие «Логокуб» Логопедическое пособие "Логокуб" используется на занятиях по развитию речи. Варианты игр: - по формированию фонетико-фонеатических представлений.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 04:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Прощание с летом»
Материал может быть основой летнего досуга для детей среднего дошкольного возраста. И может быть полезным в работе педагогам, инструкторам по физической...
«Песочная терапия — как важный показатель благополучного развития детей — дошкольников»
На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком на шаблонах....
Фотоотчет театрализованного представления по мотивам сказки К. И. Чуковского...
Не секрет, что театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе...
Фотоотчет «Наблюдения на цветочной клумбе».
Наблюдения на цветочной клумбе. Фотоотчет. Лето – это прекрасная пора. Оно ассоциируется с весёлым пением птиц, разноцветными бабочками и с цветением...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
И вновь - о колыбельных В III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить и о...