Папки-передвижки

Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.

Арина Рыжикова
Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?"

Цель: упражнять в употреблении сущ. единственного и множественного числа в родительном падеже.

Материал: карточки с изображением одного и множества предметов.

Ход: Воспитатель выкладывает ряд картинок, затем убирает по одной. Дети называют предмет, которого не стало: мяча, платья, солнца, помидора, книги.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: упражнять в согласовании сущ. с глаголами в роде, числе.

Публикация «Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи,» размещена в разделах

Ход: воспитатель проговаривает словосочетания, не согласовывая сущ. с глаголом. Ребенок услышав ошибку исправляет. Дима рисуют (Дима рисует). Лена вышел (Лена вышла).

«ЧТО Я ВИЖУ»

Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.

Ход: дети по очереди называют предметы, находящиеся в помещении предложением: Я вижу книгу. Я вижу куклу.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.

Ход: воспитатель начинает предложение, ребенок продолжает : Врач лечит (кого) больного. Художник рисует (что) картину.

«В ЗООПАРКЕ»

Цель: упражнять в употреблении словосочетаний (сущ. и прилаг.) единственного и множественного числа в винительном падеже.

Ход: воспитатель задает вопрос, показывая картинку : Кого вы видели в зоопарке? Ребенок отвечает словосочетанием: большого слона, хитрую лису, колючего ёжика.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: упражнять в согласовании сущ. с прилагательными.

Ход: воспитатель проговаривает не согласовывая словосочетания, ребенок исправляет : Школьный форма (школьная форма, кухонный полотенце (кухонное полотенце).

«РАЗБУДИ КОТА»

Цель: упражнять в использовании наименований детенышей животных.

Материал: карточки с изображением детёнышей животных.

Ход: кто-то из детей получает роль кота, он садиться, закрыв глаза. Остальные дети образуют круг. Тот, кому воспитатель покажет картинку, подает голос (звукоподражание, соответствующее этому персонажу. Задача кота – назвать, кто его разбудил (детёныша животного) и тот его изображал. Если назвал правильно, то меняются местами.

«МАГАЗИН ПОСУДЫ»

Цель: продолжать учить, правильно называть слово, обозначающее предмет посуды; упражнять в согласовании прилагательных с сущ.

Материал: предметы посуды, разные по форме, материалу, величине.

Ход: Чтобы купить предмет, надо точно знать его предназначение, уточнить материал, из которого он изготовлен. (Я хочу купить большую, прозрачную сахарницу. Подайте маленькую, пластмассовую сахарницу).

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: упражнять в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: разговаривают большая и маленькая лисы. Большая говорит: «крыльцо», а маленькая «крылечко». «Палец – пальчик, кольцо - колечко».

«В ГОСТЯХ»

Цель: Учить соотносить название продукта с соответствующей посудой.

Материал: предметы посуды, игрушки.

Ход: рассказ воспитателя, сопровождающийся показом. «Зверята пришли в гости, будем их угощать. Какую посуду надо взять? Куда насыплем сахар? Куда положим салфетки?

«КАКОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: учить образовывать прилагательные из существительных.

Ход: воспитатель говорит пару слов, ребенок изменяет их по образцу: варенье из малины – малиновое, из голубицы – голубичное, компот из яблок – яблочный, из груш – грушевый.

«СКАЖИ ПО - ДРУГОМУ»

Цель: Учить образовывать прилагательные из существительных.

Ход: Воспитатель говорит пару слов, ребенок по образцу их изменяет: горох – суп гороховый, ель – шишка еловая, береза – березовая роща.

«КАК НАЗВАТЬ ЗАЙКУ?»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: игрушки звери.

Ход: воспитатель говорит: К нам в гости пришел заяц. А можно про него сказать волк? Ёжик? Зайка? Медвежонок? Зайчонок? Бельчонок? Заинька? Далее дети повторяют цепочку родственных слов: заяц – зайка – зайчонок – заинька – зайчишка.

«ИЗ ЧЕГО»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Ход: дом из кирпича – кирпичный.

Из бумаги - …

Из шерсти - ….

Из меди - ….

Из соломы - ….

Из железа - …

Из стекла - …

Из дерева - …

«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ?»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Ход: Сам летает – самолет,

Сам варит - …

Пар, возить - ….

Голубые глаза - ….

Темные волосы - ….

Любит тепло - ….

Вола плавает - ….

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ?»

Цель: учить образовывать прилагательные суффиксальным способом.

Материал: игрушки и предметы из различных материалов.

Ход: дети составляют предложение по аналогии, образовывая прилагательные. Самолет из железа, значит он железный, Лошадка из дерева, значит она деревянная.

«ОБРАЗУЙ СЛОВО»

Цель: учить детей образовывать причастие из глагола.

Ход: воспитатель предлагает образец, дети образуют слова по образцу: Лист желтеет. Он какой? Желтеющий. Лист шуршит. Он какой? Шуршащий. Лист мокнет. Он какой? Мокнущий.

«ДЕРЕВО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: макет дерева, на листочках схемы.

Ход: мы будем собирать слова, похожие на слово рыба: есть слово маленькое… (рыбка,

Большое (рыбища, слово действие (рыбачить, слово человек (рыбак, слово которое обозначает много (рыбы… Ветерок подул, листочки опали. Давайте их вернем на дерево.

«ЧТО У ТЕБЯ, А ЧТО У КУКЛЫ?»

Цель: образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксом, Практическое употребление сложных предложений с союзом «А».

Ход: дети сравнивают себя с куклой, называя все части тела.

У меня голова, а у куклы головка.

У меня глаза, а у куклы глазки.

У меня рот, а у куклы ротик.

У меня спина, а у куклы спинка. И т. д.

«КУДА ПОЛОЖИМ»

Цель: упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход: Хлеб кладут в …хлебницу.

Мыло кладут в ….мыльницу.

Масло кладут в …

Сахар насыпают в …

Салфетки ставят в …

Масло кладут в …

«ПОВАРЁНОК»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: воспитатель задает вопросы. Из вермишели какой сварим суп … (вермишелевый). Из гороха? Из гречки?

Из яблок какой сварим компот?

Из груш какой сварим компот?

«СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

Цель: учить соотносить названия животных с их детенышами.

Материал: иллюстрации с изображением животных и их детенышей.

Ход: воспитатель рассказывает, сопровождая показом картинок.

«Отправились на прогулку кошка с, утка с, и т. д. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах!

Испугались малыши, побежали к своим мамам: котята к, Утята к, и т. д. Успокоили мамы своих малышей, и пошли дальше к реке (повтор истории). Кто же так страшно трещит, а это птица, сама чёрная, крылья белые, кто это?

«УГАДАЙ – КА»

Цель учить правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числах.

Ход: Воспитатель изображает тигра: Кого я показала? Как называют детеныша тигра? А если их много? Покажите тигрят. А сейчас Оля нам покажет …, а мы будем отгадывать.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПУХА»

Цель: учить соотносить названия животных и их детенышей, использовать предлоги с пространственными значениями.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей.

Ход: Рассказ с сопровождением картинок : «Жил – был котёнок Пух. Почему его так назвали? На день его рождения пришли малыши вместе с мамами. Пришла свинья

с, белка с, и т. д. Мамы сели в сторонке, а малыши стали играть в прятки. Пух нашёл кого? Где? А кого не нашёл? Повторно игру проводят дети.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы», «Предметы».

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово. На Севере много (медведей, тюленей, моржей). В тайге много…. В магазине много…

«ХОЗЯЙКА КОРМИЛА КОГО?»

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого кормила хозяйка? (собаку, лошадь, курицу, жеребенка, петуха, цыпленка).

«ВОЛК НАПУГАЛ КОГО?»

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого напугал волк?

(белку, зайца, бельчонка, зайчонка….)

«НЕТ КОГО?»

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: на наборном полотне выставлены карточки, воспитатель, убирая одну, спрашивает: Нет кого? Нет чего?

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: усвоение категории родительного падежа.

Материал: предметные картинки.

Ход: воспитатель с детьми «собирается»

В лес и спрашивает каждого ребенка

Кого (что) ты увидишь в лесу? Ребенок отвечает:

Я увижу лису.

Я увижу белку.

Я увижу березу.

«ЧТО МЫ СЪЕЛИ?»

Цель: употребление сущ. единственного и множественного чисел в родительном падеже.

Материал: карточки по теме «Фрукты», «Овощи».

Ход: Воспитатель рассказывает, предлагая вставить пропущенные слова: Мама купила фрукты, вымыла и положила на тарелку. Мы их с удовольствием съели. На тарелке не осталось ни одного … Мы съели все …

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа.

Материал: карточки по лексическим темам.

Ход: задавая вопрос, ребенку предлагают картинку : Гладил что? Юбку. Гладил кого? Котенка. Мыл что? Руки. Мыл кого? Щенка.

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО,

ДЕЛАЙ СТАРАТЕЛЬНО»

Цель: упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже, развивать умение давать и выполнять словесную инструкцию.

Материал: предметы посуды.

Ход: дети дают друг другу словесные инструкции: возьми ложку, положи

ложку,

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: воспитатель проговаривая предложение, показывает картинку, ребенок подсказывает нужное слово.

Продавец встал за … (прилавок)

Солнце спряталось за (тучи)

Мальчик входит в (автобус)

«УГОСТИМ ЗВЕРЮШЕК»

Цель: усвоение категории дательного падежа единственного числа. Упражнять в составлении простого предложения.

Материал: игрушки или картинки по теме «ЖИВОТНЫЕ», муляжи фруктов и овощей.

Ход: у каждого ребенка в руке фрукт или овощ. Дети по очереди подходят к столу, кладут их около игрушки и говорят:

Я дам яблоко зайчику.

Я дам капусту козе.

«УГОСТИМ ЗВЕРЕЙ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа дательного падежа.

Материал: предметные карточки

По лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточку, спрашивает:

Морковку дадим … (зайцу)

Косточку дадим (щенку)

Молоко нальём (котёнку)

«СКАЗКА»

Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки по сказкам.

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Пятачок пришёл в гости к …

Старик пришёл к …

Принц торопится к …

«БЮРО НАХОДОК»

Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: карточки выставлены на наборном полотне. Воспитатель рассказывает, что в бюро находок принесли потерянные вещи. Их надо раздать: Кому дать шубу?

Кому дать гриву?

Кому дать Хвост?

Кому дать рога и копыта?

«ЕДА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.

Материал: предметные картинки по теме «Продукты».

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Медведь мечтает о …

Кошка мечтает о …

Собака мечтает о …

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа творительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки. говорит:

В Австралию мы отправимся за …

В Арктику мы полетим за.

«ЧТО ЧЕМ?»

Цель: упражнять в образовании сущ.

творительного падежа.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: карточки выложены на наборном полотне, воспитатель задает вопросы, ребенок, отвечая, выбирает нужную картинку.

Я пилю чем? Пилой.

Я ем чем? Вилкой.

Рисую чем? Карандашом.

«КТО С КЕМ? КТО С ЧЕМ?»

Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Мальчик идет с …

Девочка играет с.

Папа идет с …

«ЧЕМ УГОСТИШЬ»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Ход: раскладывая картинки по парно, дети проговаривают:

Кошку угощу молоком.

Лошадь угощу овсом.

Корову угощу травкой.

«ЧЕМ БУДЕТ?»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Материал: предметные картинки по теме «Продукты питания»

Ход: воспитатель показывает картинку и спрашивает : Если это приготовить, чем будет?

Яйцо будет…

Мясо будет …

Капуста буде …

«ВЫБЕРИ ИГРУШКУ»

Цель: усвоение категории творительного падежа ед. числа. Упражнять в составлении простого предложения.

Ход: воспитатель, выставляя на стол игрушки, спрашивает, чем ребенок хочет играть? Ребенок должен ответить:

Я хочу играть с гармошкой.

Я хочу играть с поездом.

Я хочу играть с куклой.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с сущ.

Материал: предметные картинки по темам «Фрукты», «Ягоды».

Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подбирая определения к каждому фрукту по плану (цвет, вкус, размер).

Лимон. Желтый, кислый, средний.

Вишня. Бордовая, сладкая, маленькая.

«ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов настоящего и прошедшего времени.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: воспитатель, показывая картинку, спрашивает. Что делает Алеша? (сажает)

Что делал Алеша? (сажал)

«КАРТИНКИ ОСЕНИ»

Цель: упражнять в употреблении глагола настоящего времени «БЫВАЕТ» в единственном и множественном числе.

Материал: картинки с изображением основных признаков осени.

Ход: дети произносят предложение с опорой на образец.

Осенью бывает … дождь

Осенью бывает …листопад

«ЧЬИ ВЕЩИ»

Цель: усвоение родовых понятий при употреблении местоимений «мой», «моя», «моё», «мои».

Ход: воспитатель показывает картинки и задает вопрос : Чей? Чья? Чьё?

Дети отвечают:

Моя юбка.

Мой медвежонок.

«ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК»

Цель: Упражнять в образовании глаголов 1-го лица, ед. числа.

Материал: карточки с изображением действия.

Ход: воспитатель говорит: Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты – послушный ребенок –отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.

Иди. Я иду. Стой. Я стою.

«ЧТО СПРОСИЛА МАМА?»

Цель: упражнять в образовании глаголов 1-го, 2-го лица, ед. числа.

Материал: карточки с изображением действий.

Ход: показывая карточки, воспитатель спрашивает, ребенок отвечает: Ты бежишь? Я бегу. Ты несешь? Я несу.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи. Здравствуйте участники сайта "МАААМ. RU". Хочу предложить Вашему вниманию картотеку дидактических игр, которую "создала" и использую в своей.

Логопедическое пособие «Логокуб»Логопедическое пособие «Логокуб» Логопедическое пособие "Логокуб" используется на занятиях по развитию речи. Варианты игр: - по формированию фонетико-фонеатических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 04:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД