Описание опыта «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края»

Ольга Давлатова
Описание опыта «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края»

Актуальность темы

Двадцать первый век… как быстро летит время. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западом, мы забываем культуру своего народа. Мы перенимаем культуру запада, порой не зная, как жили наши предки, как отдыхали, работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Только то общество, которое знает свои корни, свою историю, может развиваться.

На пороге времени, когда оказались утраченными многие истинные духовные и моральные ценности, важно создать условие для ознакомления детей с историей родного края. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны, своей «малой Родины».

Исходя из выше изложенного я определила для себя цель – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края.

Направила свою работу на реализацию задач:

расширение и углубление знаний детей об истории родного города;

ознакомление с достопримечательностями родного края, его боевыми и трудовыми подвигами;

ознакомление с именами тех, кто основал и прославил наш город, с творчеством местных поэтов и художников;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, природе родного края, культурному наследию своего народа;

воспитание чувства любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

Описание моего опыта работы

Прежде чем приступить к работе, я проработала следующие вопросы:

в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

как дошкольник может выразить эти чувства?

каким образом у ребенка формируются представления о родном крае?

какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?

какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к «малой Родине»?

Анализ этих вопросов позволил составить мне перспективный план мероприятий, включающий:

разработку тематического планирования, способствующего эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, установлению взаимосвязи между событиями и явлениями, происходящими в нем;

разработку плана работы с родителями;

экскурсии – живые впечатления, путешествия по родному городу в процессе образовательной деятельности;

Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей «малой Родине», побуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе. Содержание работы было выстроено по принципам от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.

Моя работа была в первую очередь основана на том, чтобы организовать развивающую среду, начиная со старшей дошкольной группы, с учетом ФГТ таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровнем активности, посредством которой дети знакомились бы с родным городом. Создать условия для развития познавательной активности, а это значит, что необходимо на протяжении всего времени поддерживать у дошкольника интерес. Интерес возникает у ребенка тогда, когда присутствует в среде новизна. В этой связи я старалась организовывать среду таким образом, чтобы она в течение года была мобильной, менялась неоднократно. К примеру, при взаимодействии с детьми у нас появилась совместная задумка или по итогам изучения темы решили организовать выставку, тогда зоны меняла местами.

Свою работу выстроила по блокам:

1. Семья и детский сад.

Цель: создание условий для благоприятного климата взаимодействия детей, педагогов и родителей; вовлечение семьи в единое образовательное пространство; активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Мною были реализованы на практике следующие формы:

в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

продуктивные формы организации деятельности.

творческие и исследовательские проекты.

организация совместной работы родителей и детей. Изготовление поделок к выставкам по итогам тематических недель.

привлечение родителей к организации совместных праздников, семейных праздников, дней открытых дверей в дошкольном учреждении, участие в выездных конкурсах, экскурсиях, в планировании и проведению маршрутов выходного дня.

2. Детский сад.

Цель: воспитание уважения к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формирование умения ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.

Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно, уверенно, имел возможность заниматься свои любимым делом. С дошкольного возраста формировала привычку вежливого отношения друг к другу и к сотрудникам детского сада. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Мною были реализованы на практике следующие формы:

экскурсии.

организованная игровая деятельность детей: сюжетно-ролевые игры,дидактические игры и упражнения.

художественно-творческая деятельность.

оформление выставок.

создание традиций группы.

ведение папок «Наше творчество», фотоальбом «Наша дружная семья», «Наша жизнь в детском саду», фото - видео отчётов о прошедших мероприятиях.

3. Малая Родина (мой двор, история возникновения улиц города, района, в котором мы живем).

Цель: ознакомление дошкольников с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, с основными районами города Брянска.

Реализуя работу по данному блоку, я использовала следующие формы:

целевые прогулки проводились по близлежащим улицам.

беседы на темы «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города», «Наш Бежицкий район» по своему содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

поисковая деятельность. Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия микрорайона, улицы на которой они живут.

оформление иллюстрированных альбомов «Старый новый Брянск», фотогазета с изображениями улиц Бежицкого района в прошлом и настоящим, историей названия этих улиц.

экскурсии.

чтение художественной литературы об улицах Брянска, о самом городе Брянске.

рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города. Закрепление знаний проходило на занятиях продуктивного характера по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

4. История родного города.

Цель: ознакомление с историей возникновения города, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитание уважения к далёким предкам, бережного отношения к истории родного края.

Знакомить детей с историей возникновения города, с его достопримечательностями, символикой начала со старшей группы. Если целью моих занятий по ознакомлению с окружающим в средней группе являлось формирование представлений у детей о родном городе, вызвать желание узнать о нём больше, то в старшей группе расширяла знания детей о городе. Мною была реализована на практике следующая работа:

проведение непосредственно-образовательной деятельности.

пополнение уголка краеведения новым материалом.

оформление с детьми иллюстрированных альбомов.

выездные и пешие экскурсии по городу проводились по направлениям:

1. Ознакомление с историей возникновения города Брянска.

2. Ознакомление с водоёмами Брянска.

3. Ознакомление с достопримечательностями города.

беседы, просмотр мультимедийных презентаций. Эти формы были использованы мною:

•при ознакомлении детей с крупнейшими предприятиями города.

•при ознакомление детей с символикой города.

•при ознакомлении детей с брянскими героями Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. При ознакомлении с памятниками героям Великой Отечественной войны, возведённых в Брянском крае.

конкурсы и викторины. Одна из увлекательных и интересных форм для закрепление у детей представлений о родном городе. Мною были проведены викторины «Наша Родина - Россия», «Знатоки Брянского края», «Я знаю историю своего города». При ознакомлении дошкольников со знаменитыми земляками-поэтами, был проведен конкурс «Конкурс чтецов», в процессе которого, сначала вспомнили, о каких поэтах, живущих на территории Брянской области, они уже знают: Ф. И. Тютчев и А. К. Толстой. Дети познакомились с творчеством новых для них писателей. Изучали их творчество, их отношение к своей Родине, к Брянскому краю, к родной природе, заучивая стихотворения.

На следующем этапе моей работы необходимо продолжить работу по формированию патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей родного края с акцентом на проектную деятельность («Мой родной двор», «Такие интересные символы (символика Брянской области)», «Брянск – родина поэтов»).

Считаю, что результатом моей работы по данной теме явилось то, что дети стали духовно богаче. Они много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям, прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы. Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям, доброжелательные отношение к окружающим. Дети отличаются устойчивым интересом к истории родного города, краю, желанием облагородить территорию детского сада. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу. Пыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

Планирую продолжить работу по данной теме, акцентируя работу на проектной деятельности. Так же разработать серию игр для пополнения развивающей среды, пополнить картотеку дидактических игр и упражнений, выстроить систему работы с родителями по данному направлению.

Публикации по теме:

Презентация «День Победы»Презентация «День Победы» Никогда мы не забудем тех солдат, которые не вернулись с войны, солдат, павших в доблестном бою. И поэтому всегда будет гореть огонь памяти.

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Описание опыта «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 20:08
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...