Лучший педагог года

Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть)

Оксана Фарух
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть)

Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть

2 часть

3 часть

Описание опыта работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами региональной культуры (1 часть)

Актуальность проблемы

Публикация «Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть)» размещена в разделах

В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Исторически сложилось так, что Ставрополье – многонациональный край, это ставит перед образовательным пространством края задачи по формированию дружеских, гуманистических, межнациональных отношений. Поэтому проблема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста стала в ряд наиболее актуальных в педагогике: как в теории, так и в практике.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению житейского и духовного опыта.

Видные зарубежные (Ж. Пиаже, А. Маслоу, Д. Макгрегор) и отечественные ученые (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, Р. М. Чумичева, Д. Б. Эльконин, и др.) отмечают возможность освоения детьми культурных ценностей общества уже на этапе дошкольного детства.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Внедрение регионального компонента в систему работы и приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре способствует воспитанию человека-патриота, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о культуре края, формирует ценностные ориентиры, содействует осознанию ребенком себя, как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ставрополья, желанию внести свой вклад в развитие родного края.

Приказ Министерства образования Российской Федерации № 655 от 23.11.2009г. о ФГТ к образовательным программам, где рекомендуется включать такой блок, как региональный компонент, подчеркивает актуальность данной проблемы.

Региональная культура является важным педагогическим средством, для формирования у детей дошкольного возраста патриотических чувств и культурных ценностей.

Острая потребность современного общества в личности патриота с самостоятельным творческим мышлением побудило к разработке модели

обучения детей старшего дошкольного возраста, содержательный аспект которой направлен на изучение региональной культуры не только в рамках

города Ставрополя, но и Ставропольского края. В современных условиях духовное возрождение общества стало ведущей реализацией идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепление связи обучения с истоками национальной и региональной культурой. Преодоление разрыва между наукой и практикой потребовало качественно нового подхода к проблемам дошкольного образования. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в детском обществе стояла перед воспитателями всегда. Детский сад – это социальный институт, который имеет большие возможности для формирования у детей патриотических чувств.

Новизна состоит в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста через региональную культуру.

Целью системы работы является : приобщение дошкольников к изучению региональной культуры, формирование в сознании подрастающего поколения принадлежность к своему народу и толерантное отношение к другим народам Северного Кавказа.

Объект исследования: процесс (система) развития и формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание и технологии, как инновационный процесс в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой.

Гипотеза: построена на предположении о том, что формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой будет протекать успешно и эффективно при условии, если:

• педагоги и родители овладеют знаниями краеведческого материала и способами формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста;

• ориентированы на развитие специфических функций патриотизма дошкольников к родному городу, краю, используя личностно-ориентированный подход и уважение.

• педагоги овладеют диагностикой, технологией формирования новообразований личности ребенка, проявляющихся в раскрытии

общечеловеческих нравственных качеств, реализуемых в рамках

региональной культуры.

В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес к прошлому и настоящему родного края, основные понятия о мировоззрении, быте, культуре и традициях народов, населяющих Ставропольский край.

• Развивать в ребенке стойкий интерес к истории, культуре и традициям жителей Ставропольского края.

• Воспитывать нравственные черты личности, чувство патриотизма, уважения к людям и культурному наследию Ставропольского края.

Для решения поставленных задач используется комплекс исследовательских методов:

Методы исследования

• изучение научных исследований российских ученых по проблеме;

• анкетирование, тестирование и опрос детей, родителей, педагогов;

• сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение социально- педагогического опыта, изучение продуктов деятельности педагогов и детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии регионального компонента и вносит определённый вклад в теоретическую разработку проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы будут отражены и адаптированы в практической деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Кукла в русском национальном костюмеКукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть)
Опубликовано: 21 августа 2014 в 21:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД