Папки-передвижки

Описание опыта работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста

Зинаида Бойко
Описание опыта работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста

Речевое развитие

- особая страница в природе дошкольного детства. Оно не только отражает степень овладения ребенком всеми сторонами речи, но и показывает, какого уровня умственного развития достиг дошкольник. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников: воспитателям, узким специалистам,психологам связная речь включает в себя развитие двух форм речи- диалогический и монологический. Диалогическая речь : умение детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Монологическая речь: рассказ- это связное разговорное изложение какого- либо факта. Пересказ – воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Для развития речи необходимо развивать мышление,строить фразы, композиционно оформлять содержание. Работая

Публикация «Описание опыта работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

6. Родители часто уделяют внимание речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.

Исходя из создавшихся проблем, я посчитала важным пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и направить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности- игру с родителями, я заметила,что

1. Дети много задают вопросы товарищам и воспитателям.

2. Отвечают на вопросы кратко,не объясняя ответа.

3. Не умеют составлять описательные творческие и коллективные рассказы.

4. Не умеют логически без пропусков пересказывать содержание только что прочитанной сказки.

5. У детей особо развито творческое воображение, мышление, внимание и память. Как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то радостного светится в них когда я говорю: «А сейчас мы с вами поиграем!» Игровые приемы помогают сделать задание для детей привлекательным. Дети играют не подозревают, что усваивают какие- то знания, овладевая навыками,учатся культуре общения друг с другом, с окружающими формируется связная речь.

Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи:

1. Подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства способствующих создать интерес к речевой деятельности у дошкольников.

2. Обогатить и активизировать словарь детей.

3. Формировать у детей грамматический строй речи.

4. Развивать инонациональную и звуковую культуры речи.

5. Развитие воображения, внимания, памяти,творческого мышления, мелкой моторики.

6. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.

Для успешного решения поставленных задач я наметила следующие формы работы:

1. Проведение диагностики.

2. Подбор и создание карточек, художественной литературы, загадок о сказочных героях и тому подобное.

3. Создание развивающей речевой среды.

4. Использования наглядного материала (дидактической игры, серии сюжетных картинок,схемы, карточки, плакаты).

Проводя диагностику в младшей группе я выявила, что у детей слабо развита артикуляция некоторых звуков, нет речевой активности, не умеют выражать свою просьбу словами. Поэтому я постаралась пробудить у детей интерес к занятиям по развитию речи: «Скажи какая кошечка», «Как кричит петушок», «Какая лисичка» и тому подобное.

При этом я использовала различные игровые ситуации с предметными игрушками. Затем, чтобы выразить более активную речевую активность детей, увлечь их придумыванием различных описательных, творческих рассказов я стала использовать различные дидактические игры схемы. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ четким, связным полным и последовательным.

Так в младших группах дети при помощи схем учились составлять описательные рассказы по игрушкам, а в конце года описывали природные явления по фотографиям. Для разучивания разных потешек и перессказывании сказок я также использую схематичное изображение последовательно развивающихся событий. В свободной деятельности я предлагаю детям знакомые схемы сказок и картинки к ним для закрепления полученных навыков. В старшей группе я продолжала использовать схемы при обучении детей составлению описательных рассказов на предложенную тему («Моя семья», «Мой город», «расскажи о животном» и т. д.). При заучивании стихотворений «Зима» Сурикова, «Береза» Есенина и других также использовала схемы. Дети с удовольствием пересказывали сказки «Три поросенка», «Как коза избушку построила» с помощью схематически изображенных в определенной последовательности героев этих сказок.

Уже в подготовительной к школе группе дети могли самостоятельно нарисовать схемы к сказкам, стихам, рассказам, придумать свои сказки, используя готовые схемы. Мною был разработан и реализован проект «Мы сказочники», «Встречи у лукоморья» в которых дети могли упражняться в речевом творчестве. Был создан сборник детских сказок «Сказки нашего времени». На открытом занятии по речевому развитию «Наш город-Кувандык» я также использовала схемы для составления рассказов о городе. Большое значение для развития навыков самостоятельной речи я отвожу рассказам по сериям сюжетных картинок (фото). Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержание рассказа, уточнить значение известных ему слов и усваивает новые, не механически, а в процессе активного использования. В ходе работы по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи, также я использую различные виды театра. Дети, начиная с младшей группы с удовольствием смотрят кукольные театры по сказкам, сами участвуют в играх-инсценировках по уже знакомым сказкам, подражая героям. В старшем возрасте театрализованная деятельность приобрела для детей еще большее значение. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, обогатился словарный запас. В результате театрализованной деятельности у детей улучшается память, мышление, воображение.

Немаловажную роль в речевом развитие детей играет умение рассказывать по картине. В формировании этого умения я использовала специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Например в младшем возрасте- это различные предметные картинки с изображением посуды, одежды и т. п. Для того чтобы вызвать интерес к содержанию картины я использую загадки, сюрпризные моменты, художественное слово. В средней группе рассматриваем уже более сложные предметные и сюжетные картины. В старшем возрасте беседуя по картине, обращаю внимание детей на более детальное рассматривание в силу сложности содержания. Картину рассматриваем по частям: главное, детали, интерьер, фон, пейзаж. Повысить детскую активность мне помогают вопросы, заданные как мной, так и самими детьми. Для активизации речи и мышления использую такие приемы как задания «О чем еще ты хотел бы узнать», «Задайте вопросы», «Придумай название картине». Старалась мотивировать детей к рассказыванию по картине, используя игрушки «Расскажи Мишутке что нарисовано на картинке» и т. д. Решая вопросы речевого развития детей, я использую «Копилку речевого материала», в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, альбомы для работы над звукопроизношением. Помогают развивать речь различные дидактические игры «Скажи какая», «Как кричит», «Скажи как я», «Сочини сказку», «Подбери слова к предмету (картинке)», «Цепочка слов». Все эти игры дети используют в самостоятельной деятельности.

Без тесного сотрудничества с родителями по речевому развитию детей невозможно решить поставленные задачи. Поэтому я веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, анкетирования, круглого стола, мастер-классов. Неоднократно на родительских собраниях мы обсуждали тему речевого развития детей «Развиваем речь играя», «Речь вашего ребенка- всегда ли она правильно звучит».

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием схем, занимательных дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, дает свои результаты:

1. Дети стали активнее работать на занятиях, стали внимательнее, повысилось творческое мышление.

2. Словарный запас из пассивного перешел в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку для обучения в школе.

3. Дети научились излагать мысль в виде правильного предложения. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 8 и более предложений. Придумывают сказки и рассказы.

4. Дети стали замечать и исправлять речевые ошибки сверстников.

Родители проявили заинтересованность и активно принимали участие в реализации проектов, подготовке к занятиям, совместном творчестве, изготовлении дидактических игр по речевому развитию.

В дальнейшем я продолжу работу по речевому развитию, уделяя больше внимания пальчиковым играм, развитию мелкой моторики рук, следовательно, и речи. Следует также поработать над развитием творческого воображения при рисовании схем, тем самым решая задачи развития мышления, мелкой моторики, фантазии и развития связной речи при описании схем.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного.

Наши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возрастаНаши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возраста Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Всем известно, что дети находясь в детском саду, иногда нуждаются в укромном уголке, где.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь. - Наблюдение за детьми, диагностика. - Работа.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 09:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД