Получи документы

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов

Алёна Михайловна Москалёва
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов

Тема: Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья» посредством использования метода проектов

Осуществляя педагогическую деятельность в детском саду, активно использую метод проекта, что позволяет изменить стиль работы с детьми, по-высить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь роди-телей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Цель внедрения метода проектов.

Публикация «Условия формирования единого культурно-образовательного пространства „Детский сад — семья“ посредством метода проектов» размещена в разделах

Формирование единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья».

Задачи.

1. Организовать систему работы из непосредственно образовательной, опыт-но–экспериментальной деятельности, досугов, выставок, конкурсов по освоению педагогами и детьми метода проекта.

2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3. Организовать условия для реализации метода проектов на этапе подготовки детей к школьному обучению.

4. Создать предметно – пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.

В практике работы с детьми использую метод проектов не вместо непосредственно образовательной деятельности, а наряду с ней, как компонент образовательной системы.

Целевые ориентации.

- Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

- Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

- Включение всех детей в режим самостоятельной работы.

- Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

- Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых позна-вательных и практических задач.

- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

- Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению педагога и детей.

- Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:

а) брать на себя ответственность;

б) участвовать в совместном принятии решения;

в) регулировать конфликты ненасильственным путем;

г) оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

д) делать свой выбор;

е) владеть устным и письменным общением;

ж) учиться всю жизнь.

- Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор инфор-мации, наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Среди проектов в совместной деятельности с детьми и родителями ис-пользую следующие типы:

- исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному исследова-нию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объек-та исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдви-жение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозна-чение новых проблем;

- творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

- информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;

- социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятель-ности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распреде-ления ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Стадии разработки проекта :

1) организационно-подготовительная стадия - проблематизация, разработка проек-тного задания (выбор);

2) разработка проекта (планирование);

3) технологическая стадия;

4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).

Разработанный мною проект «Наш дом – Кузбасс», включен в основ-

ную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.

Цель разработки: формирование у детей любви к Родине - России на основе формирования знаний о семье, поселке, регионе, стране.

- творческий, долгосрочный, при активном участии родителей.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

1. Формировать у детей :

- целостной картины окружающего мира;

- первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице», о простейших родственных отношениях;

- первоначальных представлений о макросоциальной среде, о деятельнос-ти людей, явлениях общественной жизни.

2. Учить создавать разнообразные проекты и внедрять их в различ-

ных видах деятельности.

3. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установ-лению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как сред-ство и форму мыслительной деятельности.

4. Воспитывать любознательность; любовь и интерес к родному краю, Родине, уважения к людям труда; интерес к путешествию как форме поз-нания окружающего мира.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотруд-ничества.

Реализация разработки будет способствовать решению следую-

щих проблем:

- утрата нравственных ценностей, норм морали, патриотизма подрастающим поколением;

- воспитание ребенка как неповторимой, разносторонней индиви-

дуальности;

- малая вариативность разработок воспитательно-образовательного

процесса по направлению «Патриотическое воспитание дошкольников».

Сроки реализации (внедрения) разработки:

Проект «Наш дом - Кузбасс» включает в себя 4 проекта, продол-жительностью 1 год (для каждого возраста). Общая продолжительность проекта - 4 года.

Во второй младшей группе - проект «Дружная семейка».

Средняя группа - проект - «Посёлок, в котором я живу»

Старшая группа - проект «Наш дом - Кузбасс».

Подготовительная группа - «Россия - Родина моя».

Исполнители проекта и основные участники:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс дет-ского сада осуществляется на взаимодействии всех специалистов, родителей воспитанников и социальных партнеров.

Новизна разработки:

- интеграция всех специалистов ДОУ для реализации разработки;

- привлечение родителей и шефов к сотрудничеству;

- презентация достижений проекта на уровне учреждения, поселка.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми, что они жители не только поселка, города, региона, но и страны. Они - россияне.

2. Развитие у детей представлений о достопримечательностях, тради-циях, достижениях страны.

3. Умение ориентироваться на карте России.

4. Умение детей различать символику страны и региона.

5. Знание мелодии гимна страны, умение вести себя при его испол-нении.

6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способ-ностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств (доброта, отзывчивость, любовь к Родине).

Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения полученного опыта :

1. Изучить информацию о людях, прославивших Кузбасс.

2. Создать мини-музей «Наш дом - Кузбасс» на базе детского сада.

3. Привлечь родителей, шефов для организации автобусных экскур-

сий.

3. Распространять опыт работы в данном направлении на разных

уровнях.

Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства.

Для реализации проекта в группах :

- созданы уголки родного края (поселок, город, страна, мир). Данный ма-териал подобран в соответствии с возрастными особенностями, учетом статичности- сме-няемости познавательного материала. Составными компонентами являются: фото, иллюстративный материал о регионе; макеты, поделки; куклы в национальной одежде; карты; муляжи; коллекции пород, минералов; фотоальбомы и т. п. ;

- подобран демонстрационный и раздаточный материал (по темам «Семья», «По-селок», «Как добывают уголь», «Кузбасский край», «Россия и россияне» и т. д.);

- мини-лаборатарии;

- подборка бросового и природного материала;

- художественная литература;

- и т. д.

Мною оформлена детская энциклопедия общей тематики «Наш дом – Кузбасс».

Метод проекта рассматриваю как особый механизм взаимодействия семьи и детского сада, воспитателя и семьи воспитанника.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, прово-жу целенаправленную просветительскую работу с родителями : знакомлю их с инно-вационной технологией, раскрываю ее преимущества и целесообразность исполь-зования с детьми дошкольного возраста (выступления на родительских собраниях, индивидуальное, групповое и подгрупповое консуль-тирование и т. п., отметив необходимость участия родителей в реализации проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источ-

никами информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также непосредственными участниками образовательного процесса («Шьем кукле праздничное платье», «Кормушка для птиц», «Снежный го-родок на участке» и т. д.) обогащают свой педагогический опыт, испытывают чув-ство сопричастности и удовлетворения от сво-их успехов и успехов ребенка. Ро-дители активно помогают в создании и обогащении развивающей среды в группе, являются активными участниками выставок, конкурсов, праздников, мини-проектов («Осенины», «Поделки к Новому году», «Дары Осени», «Самый снежный городок» и т. д.). Активность родителей значительно повышается от года к году.

Реализация проекта осуществляется во взаимодействии с социальны-ми партнерами поселка:

- территориальное управление поселка Бачатский ;

- КЦ Бачатский;

- Центр Детского творчества;

- музей поселка

-и т. д.

Дети, педагоги и родители воспитанников являются активными участ-никами конкурсов, выставок, проводимых в поселке:

- выставка цветов ко Дню Шахтера;

- конкурс «Минута славы»;

- конкурс «Супербабушка!»;

- конкурс «Родники Кузбасса!»

- и т. д.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способ-ствует повышению самооценки у ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В процессе реализации проекта расширился кругозор детей, знания об окружающей действительности, расширились представления детей о труде взрослых, результатах труда.

Публикации по теме:

Презентации — моя работа В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В нашем МБДОУ.

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов
Опубликовано: 13 января 2014 в 17:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД