Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов»

Марина Бобрышева
Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов»

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

по теме:

«Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов (форма, величина, пространственное расположение) в процессе игр с природным материалом»

«Природа – великий учитель. Мы учимся у неё всему: красоте, доброте, справедливости».

(народная мудрость)

Я работаю в дошкольном учреждении компенсирующего типа, созданном для оздоровления детей с нарушением зрения от двух до семи лет, имеющих разную зрительную патологию (преимущественно, косоглазие и амблиопию). В настоящее время заболеваемость глаз имеет устойчивую тенденцию к росту.

Нарушения зрения оказывает негативное влияние на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребёнка.

В настоящее время в научной литературе практически отсутствуют публикации, отражающие современные условия воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ. Также, на сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:

1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей,

2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.

3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.

Изучение медиками состояния здоровья детей с нарушением зрения позволило установить, что среди воспитанников нашего ДОУ отсутствуют дети, которые могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья, часть детей имеет только функциональные отклонения (II группа здоровья, больше половины страдает хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа)

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представления об окружающем мире. Как будет развиваться ребёнок, когда станет старше? Каким придёт во взрослую жизнь наш малыш?

С самого рождения детей окружают различные явления живой и неживой природы. Летним днём они видят Солнце и ощущают тёплый ветер, зимним вечером они с удивлением смотрят на луну, на небо, усыпанное звёздами. Собирают камушки, играют с песком и водой. Предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игр.

Предметы природы различны по цвету, форме, структуре, в ней столько разнообразных звуков. Воздействие природы на ребёнка происходит и стихийно, и при организованном обучении и воспитании. Постоянное общение с природой повышает остроту зрения, точность цветоощущения, развивает слух, совершенствует ощущение восприятия и наглядные представления малышей, способствует усвоению сенсорных эталонов.

Впечатления особенно важны в развитии ребёнка раннего возраста. Дети получают необходимые сенсорные впечатления при взаимодействии с предметами природы: запахи и краски цветов, форма и вкус плодов, шероховатость стеблей и гладкость листьев.

У ребёнка развивается познавательная активность, пробуждается интерес к окружающему, и он приобретает новые знания.

Поэтому вышеизложенное и обусловила выбор мною темы для углублённого изучения, позволила мне сформулировать цели своей работы и определить задачи.

Цели: - выявить особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе применения игр с природным материалом;

- изучить влияние природных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста;

- познакомиться с методиками игр с природным материалом, используемых для сенсорного развития детей.

Для выработки модели своей деятельности я изучила ряд нормативно-правовых документов: это закон Российской Федерации: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «Конвенция о правах ребёнка», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы» и др.

ЗАДАЧИ:

- организовать игровые зоны для игр с природным материалом

- формировать у детей первоначальные представления о природе

- познакомить детей с многообразием свойств природных объектов (форма, величина, звуки, пространственное расположение)

- развивать познавательный интерес, фантазию

- воспитывать бережное отношение к природе

Основополагающим принципом моей работы является постоянное ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов в процессе игр с природным материалом.

В своей работе по данной проблеме я использую методы и приёмы, выбор которых осуществляю с учётом возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния уровня развития восприятия периода лечения.

Новизна и значимость моей работы заключается в разработке и адаптации к детям раннего возраста, изучения свойств природных объектов (форма, величина, пространственное расположение) в процессе игр с природным материалом.

Методы:

- изучение психолого-методической литературы по данному вопросу

- совместное с учителем-дефектологом диагностическое обследование уровня развития детей в соответсвтвии с их диагнозами

-анкетирование родителей по ознакомлению детей раннего возраста со свойствами природных объектов

Приоритетным направлением нашего МБДОУ является коррекционно-педагогическое направление.

Свою работу строю в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований. Создаю оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В процессе работы с детьми я стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая стимулировала бы общение детей и их самостоятельность в проявления творческой инициативы. Вся работа с детьми основывается на организации знакомства детей со свойствами природных объектов, при этом использую самые разнообразные (наглядные, словесные, игровые) методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, создания у детей положительного эмоционального состояния:

- рассказы с использованием красочных иллюстраций

- заучивание наизусть потешек и считалок, пальчиковых гимнастик, показ способов действий с природным материалом, дидактические игры.

Организуя игры детей с природным материалом (водой, песком, камешками, перьями, а также различными крупами (гречкой, манкой, бобовыми, ставя опыты с сахаром, солью, снегом, льдом, активизировала развитие детей на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной игровой деятельности, способствовала развитию познавательной активности в разных видах деятельности; формированию уверенности в себе, активизации внутригруппового общения детей.

Создав развивающую предметно-пространственную среду, помогла детям самостоятельно выбирать деятельность, исходя из своих потребностей.

Дети раннего возраста имеют особенности поведения, которые следует учитывать в ходе игрового взаимодействия. Они ещё неспособны длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности, но в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, дети способны усвоить много новых слов и выражений. Всё это даёт проявить пытливость ума, самому увидеть результат.

Важный воспитательно – образовательный момент – привитие любви, бережного отношения и интереса к природе. Ежедневно дети гуляют на улице, чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей на воздухе организую: наблюдения в природе, игры с природным материалом с целью развития познавательной активности, любознательности организовываю игры для знакомства детей с природным материалом. Например: с песком «Песочный дождь», «Чьи следы?», «Узоры на песке», «Что спрятали?», «Норки», а так-же опыты-наблюдения: «Что легче, а что тяжелее?», «На что похоже?», «Какой формы?», «Величины?», «Где находится?»,; в зависимости от времени года провожу игры с водой в групповой комнате или на участке: «Водопад», «Лодочки плывут», «Льдинки», «Пузыри». Во время игровой деятельности у ребёнка развивается познавательная активность, пробуждается интерес к окружающему, и он приобретает новые знания.

После обеда детей укладываем спать, и этот временной промежуток использую для прослушивания детьми мелодий из серии «Звуки природы»: журчание ручья, шум дождя, шелест листьев. Когда дети просыпаются помогаю им понять рассказывая, что «говорил» мелодия о природе.

Во второй половине дня есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть. Это время стараюсь использовать рационально и насыщенно. В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры. Созданный «музей природного материала», библиотечка красочных книг, с русскими народными сказками, уголок ряженья, в группе отведено место для театральной деятельности, настольный и пальчиковый театры, театр на магнитах по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросёнка», «Колобок», «Маша и Медведь» позволяет детям проявлять инициативу и использовать их в своих играх. Организуемые наблюдения в природе, игры с природным материалом, заучивание стихов, потешек, прослушивание мелодий способствуют пополнению знаний детей о свойствах природных объектов.

По итогам работы вижу, что систематическая и планомерная работа по данной теме позволила у детей развить:

- познавательную деятельность

- развитие речи

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук

- способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия

- научила различать цвет

- сравнивать предметы по величине.

Таким образом, организуя деятельность ребёнка в ДОУ, знакомя с миром природы, я стараюсь дать детям позитивный настрой на жизнь, общечеловеческие ценности, способность к творчеству.

Одним из обязательных условий ознакомления детей раннего возраста со свойствами природных объектов являются родители, так как в раннем возрасте закладывается фундамент личности человека, духовно-нравственный потенциал. Родители и педагоги должны помнить, что цель раннего развития- воспитание смышлённого, доброго и здорового ребёнка. Рекомендации по использованию опыта родителям:

- первые наблюдения в природе и игры должны быть лёгкими для восприятия

- обучение должно проходить в игровой форме

- время проведения игр не должны превышать 5-10 минут.

Тесное сотрудничество с родителями дало положительные результаты:

- родители стали проявлять интерес к успехам своих детей в области игр с природным материалом

- участвуют в формировании развивающей среды, способствующей полноценному развитию детей

- принимать активное участие в изготовлении поделок из природного материала.

С целью распространения своего опыта по данной теме среди коллег МБДОУ выступила на педагогическом совете №2 «Из опыта работы». Участвовала в семинаре-практикуме №3 в деловой игре.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» ЗАДАЧИ: Познакомит детей с историей возникновения стекла. Познакомить.

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Конспект занятия по теме «Ознакомление со свойствами воды» для детей средней группы детского садаКонспект занятия по теме «Ознакомление со свойствами воды» для детей средней группы детского сада Конспект по познавательному развитию детей средней группы. Воспитателя: Трофимовой Е. В. Тема: «Ознакомление со свойствами воды». Программное.

Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта работы воспитателя МАДОУ д\с №12 Андрусенко Натальи Юрьевны 1988 г. р., образование высшее, педагогический.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Описание опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ» МБДОУ "Курманаевский д/сад №2 "Солнышко" воспитатель: Дерзова И. В. Описание опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Описание профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста на первую категорию В Главную (краевую) аттестационную комиссию Меликян Ирины Арамаисовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Распространение собственного педагогического опыта «Развитие воображения детей дошкольного возраста» Авторы статьи: Трегубова Е. С., Ковалева Т. Г. В период дошкольного детства воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Весна
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов»
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 11:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву...
Фотоотчет «Театр глазами детей»
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...