Папки-передвижки

Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений

Светлана Зуева
Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Процесс организации методической работы цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития. В каждом цикле методической работы можно выделить несколько стадий: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция (В. Г. Афанасьев, Г. Х. Попов, Н. С. Сунцов, Ю. А. Конаржевский, А. Н. Троян).

Публикация «Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений» размещена в разделах

Рассмотрим первую стадию методической работы по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений – педагогический анализ.

Педагогический анализ – объективная оценка педагогическому процессу, выявление причин, определяющих уровень воспитательно – образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

Педагогический анализ состояния работы по формированию у дошкольников временных представлений включает в себя следующие задачи:

1. Выявление уровня, на котором находится работа в ДОУ по формированию элементарных математических представлений :

1) Обследование уровня сформированности у детей временных представлений.

2) Оценка профессионального мастерства воспитателей /компетентность педагогов в вопросе развития у детей временных представлений/.

2. Определение направлений методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников.

Обследование уровня сформированности у детей временных представлений.

В обследовании принимало участие 20 детей – воспитанников старшей группы /5-6 лет/ ГБДОУ № 4 Василеостровского района Санкт –Петербурга.

Время проведения обследования: сентябрь, апрель 2010 г.

Цель:

1. Выявить представления детей о различных временных отрезках (сутки, неделя, месяц, год).

2. Определить уровень знаний о временных эталонов (минута, час) и развития чувства времени.

3. Выявить умение дошкольников ориентироваться в длительности временных интервалов.

Методы:

• Беседа, направленная на выявление временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

• Методика «Диагностические задания».

• Методика «Установление последовательности событий».

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что временные представления у некоторых детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы и качественно отличаются от временных представлений их сверстников :

- дошкольники недостаточно владеют временной терминологией, неверно понимают и употребляют термины «сегодня», «завтра», «вчера» и др. ;

- представления детей о частях суток часто ошибочны;

- не знают, либо путают последовательность дней недели, не понимают календарное понятие недели;

- детьми не усвоена последовательность времен года, месяцев года;

Часто знания детей о временах года формальны (заучивается их последовательность, а также изменения в природе и погоде, характерные для определенного времени года);

- дошкольники испытывают трудности при установлении последовательности событий по серии сюжетных картин, не могут объяснить ход своих мыслей. Дети затруднялись в составлении рассказа по выстроенному сюжету; словарный запас ограничен, речь однообразна, шаблонна.

Оценка профессионального мастерства воспитателей

Выявление компетентности педагогов ГБДОУ в вопросе развития у детей временных представлений показало /анализ непосредственно образовательной деятельности по РЭМП, анализ предметно – развивающей среды в группе, оценка профессионального мастерства воспитателя в процессе деловой игры/, что педагоги, в частности молодые специалисты, недостаточно владеют технологиями развития элементарных математических представлений. У воспитателей нет глубокого понимания механизмов процесса восприятия, восприятия времени, а вместе с тем ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности. Ребенок живет во времени, его организм определенным образом реагирует на течение времени, но сам ребенок долго не воспринимает время. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия – любые действия происходят во времени, а не со временем.

Таким образом, исходя из результатов исследований, возникла необходимость в определении направлений методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников.

Определение направлений методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников (старший дошкольный возраст)

1. Разработка тематического планирования совместной образовательной деятельности, направленной на формирование временных представлений, включающего в себя следующие темы

• Части суток

• Осень. Осенние месяцы

• Дни недели

• Зима. Зимние месяцы

• Календарь. Прошлое, настоящее, будущее

• Семья. Возраст. Роли в семье

• Весна. Весенние месяцы

• Приборы для измерения времени. Секунда, минута, час

• Лето. Летние месяцы

2. Повышение компетентности педагогов ГБДОУ в вопросе развития у детей временных представлений :

- консультации /«Теоретические основы процесса восприятия. Восприятие времени», «Сенсорное развитие дошкольника. Ориентировка во времени»/

- семинар /«Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»/

- ярмарка педагогических проектов и идей / материалы экспозиции: авторские дидактические игры и пособия/

- мастер – классы

3. Работа с родителями

• Беседы / «Наблюдаем на прогулке», «Как запомнить дни недели»/

• Консультации / «Режим дня ребенка», «Знакомим ребенка с календарем», «Учим детей определять время по часам»/

• Семинары – практикумы / «Знакомим детей с пословицами и поговорками о временах года», «Рассматриваем с ребенком репродукцию картины»/

• Родительские собрания

• Библиотеки – передвижки

• Анкетирование

• Открытые просмотры непосредственно – образовательной деятельности

• Оформление информационного стенда «Знакомим детей со временем», буклетов, памяток

• Защита семейных проектов / «Наш семейный календарь», «Мое генеалогическое древо»/, участие родителей в творческих конкурсах / «Рассказ о нашей семье», «Праздник нашей семьи»/.

4. Методическое обеспечение

• Тематические картинки (группировка и классификация по признаку времени, подборка фотографий

• Тематические картинки с изображениями природных явлений, действий детей и взрослых в различное время суток

• Картотека художественных произведений, стихов, загадок на тему: «Временные понятия»

• Картотека пословиц и поговорок о временах года

Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Мой день»

«Кто, в какое время суток работает, «Времена года», «Когда это бывает?», «Какой день недели спрятался?» и др.

Картотека подвижных игр: «Что мы делали?», «День - ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Чья неделька быстрее соберется», «Год постройся», «Вчера, сегодня, завтра» и др.

Картотека пальчиковых игр: «Осенние листья», «Дни недели», «Осень», «Зима» и др.

• Коллекция репродукций картин / «Утро в сосновом бору» (И. Шишкин, «Золотая осень» (И. И. Левитан, «Февральская лазурь» (И. Грабарь, «Весенний солнечный день», «Волшебница зима» (К. Ф. Юон) и др. /.

Модели: «Суточный домик», «Наш день», «Времена года», «Модель недели», «Дни недели», «Круглый год».

• Картотека динамических упражнений / «Листья», «В понедельник я купался», «А часы идут, идут», «Снежок» и др. /.

• Коллекция музыкальных произведений / «Времена года» А. Вивальди, «Весенняя песня» Ф. Мендельсон, «Времена года», «Песня жаворонка» П. И. Чайковский, «Утро» Э. Григ и др.

Пособия: различные виды календарей /перекидной, отрывной, настенный, карманный/, календари погоды, разные виды часов / «Музей часов»/, модели часов.

Авторские дидактические игры: «Семь веселых гномов», «Времена года», «Когда приедет папа?», пособия: «Радужная неделя», «Наш календарь», «Круглый год».

Конспекты непосредственно образовательной деятельности: «Белоснежка и семь гномов», «Посылка для ребят», «Мы - путешественники» (дни недели, «Экскурсия в музей», «Часовая мастерская» (часы, «Новогодний подарок» (календарь).

Следует отметить, что представленные направления методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников в полном объеме реализуются в ГБДОУ № 4, это позволило добиться значительных положительных результатов.

Публикации по теме:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Система методической работы в ДОУ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, Дальновидный воспитывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 02:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД