Папки-передвижки

Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей.

Дарья Силякова
Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей.

Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей.

ФИО___

Возраст___

Педагогический стаж___

Дата___

Детский сад №___

Инструкция: Перед Вами опросник определения компетентности в области одаренных детей. Отвечайте на вопросы, прибегая к своим знаниям по данному вопросу. Здесь есть закрытые вопросы, где Вам нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, обведя соответствующую букву в кружок, и отрытые вопросы, в которых Вы изложите свои знания по данной теме.

Публикация «Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей,» размещена в разделах

1. Одаренность это-

A. Особый уровень развития личностных способностей

B. Достижения человека в какой-либо сфере

C. Творческое мышление

D. Высокий уровень психического развития

2. Одаренные дети это-

A. Дети с высокими показателями когнитивной сферы

B. Дети, которые выделяется яркими достижениями в разных видах деятельности

C. Дети с внутренними предпосылки для особых результатов в различных видах деятельности

D. Все дети одарены

3. Какие признаки одаренности Вы знаете :

A. Высокий IQ

B. Наличие внутренней мотивации к какой-либо деятельности

C. Неординарный подход к какой-либо деятельности

D. «Необычное» поведение в социуме

4. Какие виды одаренности Вы знаете :

A. Выраженная

B. Специальная

C. Коммуникативная

D. Духовная

5. Какое основное понятие используется, когда говорят об одаренности :

A. Индивид

B. Способности

C. IQ

D. Мотивы

6. Одаренность явление :

A. Постоянное

B. Динамическое

C. Зависит от вида одаренности

D. Зависит от носителя одаренности

7. Какие важные предпосылки одаренности Вы знаете :

A. Генетическая обусловленность

B. Трудовая деятельность

C. Все зависит от вида одаренности

D. Специальные препараты

8. В какой стране проблемой «одаренности» занимались более активно:

A. СССР

B. Германия

C. США

D. Япония

9. Основные составляющие одаренности :

A. Способности выше среднего

B. Творческий подход

C. Включенность в задачу

D. Оптимальные социальные условия

10. Основной причиной «замаскированности» проявлений одаренности являются :

A. Зависит от вида одаренности

B. Повышенная тревожность

C. Конфликтный характер общения.

D. Неравномерность психического развития

11. В какой степени на развитие одаренности влияет среда :

A. На половину

B. Занимает преобладающее место

C. Вообще не влияет

D. Зависит от вида одаренности

12. В какой степени на развитие одаренности влияет генетическая обусловленность:

A. На половину

B. У одаренных родителей дети всегда одаренные

C. Влияет в незначительной степени

D. Главное в развитии одаренности труд

13. Дети с такими психическими расстройствами как аутизм, шизофрения, эпилепсия:

A. Всегда одарены

B. Зависит от социальных условий

C. Зависит от функционирования мозга

D. Среди этих категорий детей нет одаренных

14. Какие методы по выявлению детской одаренности Вы знаете :

A. Наблюдение

B. Тесты IQ

C. Тесты на мотивацию

D. Тесты на выявления уровня развития творческого мышления

15. Какие «особые» проблемы существуют у одаренных детей :

A. Повышенный уровень тревожности

B. Наличие неадекватной самооценки

C. Асоциальное поведение

D. Сниженный иммунитет

16. Что влияет на представления об одаренности в большей степени :

A. Социальный строй и ценности

B. Общественная идеология и стереотипы

C. Научные взгляды и концепции

D. Личные представления

17. Какие виды одаренных детей Вы знаете :

A. Дети с высокой креативностью

B. Мудрые

C. Компетентные

D. Блестящие ученики

18. Какие виды одаренности Вы знаете :

___

19. Охарактеризуйте один из видов одаренности

___

20. Каких авторов, изучающих одаренность Вы знаете.

___

21. Признаки одаренных детей :

A. Ранняя зрелость

B. Самостоятельное обучение

C. Внутренняя мотивация

D. Асоциальное поведение

22. Одаренные дети проявляют свои способности:

A. Всегда

B. В зависимости от социальных условий

C. В зависимости от вида одаренности

D. Ребенок может не проявить свои способности

23. Каким образом, на Ваш взгляд осуществлять поддержку одаренных детей :___

24. Как Вы считаете почему тема одарённых детей, на сегодняшний день, столь актуальна:___ ___

25. Оцените по 10-ти бальной шкале уровень своей компетентности в области одаренности, где 1-очень низкий, а 10-очень высокий: ___

26. По каким вопросам в области одаренности Вы хотели бы получить дополнительные знания:

___

27. Встречали ли Вы одаренных детей в свое педагогической практике? Если «да», в чём состояла трудность взаимодействия с ними?

___

___

Обработка результатов:

Ключ: 1. А(1 балл,

2.C(1балл,

3.B(1 балл,

4.A.B.C.D(4 балла,

5.D(1 балл,

6.B(1 балл)

7.A.B(2 балла,

8.C(1 балл,

9. A.C(2балла,

10.B.D(2 балла,

11. A (1 балл,

12. A(1 балл,

13. B.C.(2 балла,

14. A.B.C.D(4 балла,

15. A.C(2 балла,

16. A(1 балл,

17. A (1 балл,

21.C(1 балл,

22. A (1 балл)

Максимальное количество 30 балов за закрытые вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1балл.

Открытые вопросы(18,19,20,23,24,26) оцениваются по 5-ти бальной шкале, от 0 до 5 баллов, где «0» - не написано ничего, «5» полный, развёрнутый ответ.

18 вопрос. Опрашиваемый написал 5 видов одаренности. Например: · общая интеллектуальная;

· академическая, в т. ч. математическая;

· творческая;

· художественно-эстетическая;

· коммуникативная, в т. ч. лидерская;

· психомоторная;

· практическая;

· духовно-ценностная

19 вопрос. Опрашиваемый максимально охарактеризовал один из видов одарённости. Например: Общая познавательная одарённость

Общая познавательная (интеллектуальная) одарё нность проявляется во всех видах интеллектуальной деятельности: наука, медицина, преподавание, инженерные разработки и т. п. Существуют разные типы интеллектуальной одаренности :

1. лица с высоким IQ более 135-140 (условно их можно назвать «сообразительными»).

2. лица с высоким уровнем академической успешности «блестящие ученики».

3. лица с высоким уровнем развития творческих показателей, выявленных в тестах на креативность («креативы»)

4. лица с высокой успешностью в выполнении реальных видов деятельности, имеющих большой объем реальных знаний, большой практический опыт работы в определенной сфере («компетентные специалисты»).

5. лица с экстраординарными достижениями в определенной области, в той или иной мере общественно признанных формах («талантливые»)

6. лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом оценкой предсказанием человеческого поведения, жизни людей («мудрые»).

Таким образом, в группу интеллектуально одаренных попадают люди по разным критериям: и те, кто отобран исключительно по результатам тестов, так и по критериям реальных достижений.

Академическая одарённость

Основой академической одаренности является ярко выраженная познавательная мотивация. На первый план здесь выходят особые способности именно к обучению, люди этого типа легко усваивают новый материал и получают удовольствие от этого процесса. Молодые люди с академической одарённостью обладают глубокими знаниями, отличаются ярко выраженными интересами, целеустремленностью, сами находят и читают специальную литературу, глубоко анализируют усвоенные знания, склонны к их осмыслению.

Часто академическая одаренность сочетается с высокой избирательностью интересов, игнорированию тех сфер жизни, которые мало связаны с основным увлечением. При этом интеллектуально одаренные учащиеся не всегда отличаются блестящей успеваемостью, о чём следует помнить при организации работы с талантливой молодёжью.

Математическая одаренность

Значение математики в современной техносфере настолько велико, что данный тип одарённости следует рассмотреть особо, хотя он и является частным случаем академической одарённости. Структура математических способностей включает в себя следующие компоненты :

1. Получение математической информации. Способность к восприятию математического материала, охватывание формальной структуры задачи.

2. Переработка математической информации: способность к логическому мышлению, к быстрому и широкому обобщению, гибкость мыслительных процессов в математической деятельности, стремление к ясности и простоте, закономерности, способность к быстрой перестройке мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли.

3. Хранение математической информации. Математическая память, – обобщенная память на математические операции, типовые отношения, методы решения задач.

4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума. Малая утомляемость при решении математических задач, стремление найти короткий «красивый» способ решения.

Следует проводить границу между высокими способностями к изучению математики, с одной стороны, и собственно творческими способностями в этой области — с другой. Большое значение для одаренных математиков имеют все виды творческой деятельности, чем больше их и чем они разнообразнее, тем выше вероятность того, что молодой человек станет творчески подходить и к математическим проблемам.

Творческая одарённость

Творчество порождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. Творческий человек отличается обострённым восприятием недостатков, дефектов, недостающих элементов, пробелов в знаниях, дисгармонии. Соответственно, творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблеме и гибкостью в ее решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок.

Основные показатели оценки творческой одарённости :

- беглость (скорость продуцирования новых идей,

- оригинальность (редкость идеи, ее неповторимость в большой выборке,

- разработанность (детализация, проработанность,

- гибкость (умение изменять направление мышления, перестраиваться, переходить от одного класса идей к другим).

Важными условиями реализации творческих возможностей, в числе прочих, выступают:

- поддержка со стороны,

- опыт проживания в других странах и регионах,

- раннее овладение другими языками,

- и другие.

Художественно- эстетическая одарённость

Основой художественного таланта является эстетическое отношение к действительности, присущее в той или иной степени всем людям, но особенно развитое у художественно одаренных людей. Молодые люди, обладающие данным видом таланта, характеризуются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным предметам, внешние свойства которых воспринимаются как выразительные, говорящие. Художественно одаренных людей отличает повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Переживания такого рода сильны и убедительны, они могут встретить непонимание со стороны людей, воспринимающих мир по-другому, что необходимо учитывать при создании молодежных программ.

По наблюдениям и экспериментальным исследованиям, можно заключить, что дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для художественного развития – большинство маленьких детей обладают богатыми предпосылками эстетического отношения к действительности и демонстрируют способности к разным видам художественного творчества. То есть, в случае художественной одаренности мы можем говорить о явлении широко представленной возрастной одаренности. Однако современная система школьного образования не способствует развитию художественных задатков, так как ориентирована, в основном, на модель научного, рационального, аналитического способа познания мира. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что к подростковому и юношескому возрасту лишь отдельные молодые люди проявляют ярко выраженные художественные способности.

У художественно одаренных формируется восприятие себя как творческой личности и эта грань самоотношения очень важна для них. Большинство из них указывают на значимость для них мотива самоактуализации. Художественно одаренные отличаются более острым переживанием чувства одиночества, которое обычно не является результатом реальных проблем. Скорее это следствие нереализовавшихся ожиданий от взаимоотношений с окружающими, повышенной чуткости к экзистенциальным проблемам, что тесно переплетается с сутью художественного творчества. При общении с художественно одаренными молодыми людьми необходимо учитывать их высокую чувствительность, часто сочетающуюся с высокой требовательностью к человеческим взаимоотношениям.

Коммуникативная одарённость

Коммуникативная одаренность охватывает широкую область «человек — человек», связанную с легкостью установления контактов, пониманием и прогнозированием человеческого поведения, высоким качеством межличностных отношений: педагог, психолог, управленец. Социальная одаренность требует умственного развития выше среднего. Коммуникативная одаренность изучена, в первую очередь, с точки зрения развития социального интеллекта (способность правильно понимать поведение людей, дальновидность в межличностных отношениях, способность высказывать быстрые и точные суждения о людях) а также с точки зрения изучения качеств лидера и создания теорий лидерства.

Коммуникативная одаренность включает в себя лидерскую, но полностью не сводится к ней. Возможны и другие типы социально талантливых людей, те, кто умеет устанавливать зрелые отношения с окружающими. Это люди «психотерапевтического» склада, не профессионалы, но те, к кому люди в сложных жизненных ситуациях тянутся за психологической помощью и поддержкой.

Лидерская одарённость

Лидерская одарённость проявляется как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, организацией совместного труда и досуга, вопросами взаимодействия внутри коллектива и с другими коллективами.

Указывают три основные мотивационные тенденции, актуальные для лидера:

- Во власти

- В общении с людьми

- В решении проблем

Молодые люди с лидерской талантливостью проявляют организаторские способности, определяют направление и характер деятельности в различных группах, легко завязывают контакты, хорошо урегулируют споры и внутренние конфликты.

Этот вид одаренности в первую очередь определяет инициативность, что подразумевает высокую общественную активность, желание и способности организовать других людей, инициировать и осуществлять конкретные проекты в реальных жизненных условиях. Связь таланта и инициативности неразрывна в случаях лидерской и практической одаренности. Однако, возможны случаи яркого проявления таланта (например, интеллектуального или художественного) в сочетании с бытовой беспомощностью, безынициативностью, сниженными социально-коммуникативными навыками.

Практическая одарённость

К этой группе относятся молодые люди с высокой успешностью в выполнении реальных видов деятельности, имеющие большой объем реальных знаний, большой практический опыт работы в определенной сфере (например, в сфере предпринимательства). Основной особенностью этих своеобразно талантливых людей может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Одна из присущих им черт – направленность на реальные жизненные проблемы, ориентированность на практику, на близкий и реальный результат.

Молодой человек может иметь репутацию весьма среднего ученика, однако проявлять разнообразные способности, например, в сфере предпринимательства. Они вырабатывают способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир: привлекает других людей, чтобы выполнить то, что сам сделать хорошо не в состоянии.

В качестве людей, обладающих таким видом одаренности, приводят примеры известных полководцев (М. И. Кутузов, А. В. Суворов, успешных предпринимателей (Г. Форд, организаторов науки и производства (С. П. Королёв).

Психомоторная одарённость

Этот вид одаренности проявляется как способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля (оркестра, группы).

В первую очередь психомоторные способности изучаются применительно к спортивным достижениям. Однако спортивные успехи определяются очень сложными переплетениями различных качеств и свойств личности, которые зачастую нельзя уловить с помощью даже самых современных экспериментальных методик. Огромную роль играет явление компенсации – когда спортсмен развивает недостающие (отстающие) качеств и способности, опираясь на свои сильные стороны.

Духовно-ценностная одарённость

Эта одаренность была выделена сравнительно недавно, ее направленность — духовная жизнь человечества, к талантливым людям в этой сфере могут быть отнесены видные духовные деятели, философы и практики, оказавшие существенное влияние на духовную жизнь общества, привнесшие в нее новые смыслы, новые способы осмысления реальности (Сергий Радонежский, Павел Флоренский, Фридрих Ницше, Махатма Ганди, мать Тереза). Однако приходится отметить, что в настоящее время этот вид человеческой одаренности изучен достаточно мало.

20. Авторы, изучающие одаренность.

Л. Термен, Р. Мейли, Р. Амтхауэр, Дж. Равен и Л. Перлоуз, В. С. Юркевич, Ф. Гальтон, А. Бине, Торренс, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтис, Л. С. Выготский, Р. Кеттел, Дж. Гилфорд. и др.

За каждого автора по 1 баллу

23. На всех возрастных образовательных этапах иметь программы сопровождения одарённых детей. Начиная от диагностики и заканчивая сопровождения человека с каждым из видов одаренности. Здесь имеет место раскрыть каждый этап сопровождения. Чем в полной мере раскрыт ответ, тем максимальное количество баллов получает опрашиваемый(5).

24. Актуальность одаренных детей в том, что всё чаще появляются дети с неординарными способностями, «необычные» и чем раньше мы выявим таких детей, тем более полезными сможем быть и ему и обществу, ведь социальный запрос на одаренность в социуме присутствует.

25. Не оценивается.

26. Опрашиваемый описывает те трудности, непонимания или проблемы, которые встречается на его пути в проблеме одаренных детей и одаренности в целом.

27. Оценивается в 5 баллов, если опрашиваемый развёрнуто описал трудности общения с одаренными детьми. Е

Итого: максимальный балл – 65, минимальный – 0.

Высокий уровень компетенции (от 43до 65 баллов)

Средний уровень компетенции (от 42 до 20 баллов)

Низкий уровень компетенции (от 19 до 0 баллов)

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов .

Деловая игра для педагогов для определения уровня знаний системно-деятельностного подхода «Знатоки образования» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЗНАТОКИ ОБРАЗОВАНИЯ» Уважаемые участники, сегодня вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить уровень ваших.

Комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров ДОО Вариант комплексного опросника для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Опросник «Результативность деятельности педагогов в рамках реализации регионального компонента в ДОО» Опросник «Результативность деятельности педагогов в рамках реализации регионального компонента в ДОО»[/h3]Автор: Старший воспитатель МАДОУ.

Педагогический совет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов» Федотова М. А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Светлячок» города Алатыря Чувашской Республики Цель: повысить значимость использования.

Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы) Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и.

Совершенствование проектной компетентности педагогов, как инструмента достижения нового качества образования Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением иностранного языка».

Консультация «Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки» Старкова Ирина Владимировна Воспитатель ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия, (институт) им. В. А. Босикова» Создание.

Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей.
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 15:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД