Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития

Ирина Хасанова
Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития

Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития

В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практика последних лет показывает, что у детей данной категории общее недоразвитие речи часто сопровождается сопутствующими нарушениями в познавательной сфере.

Наличие сопутствующих общему недоразвитию речи отклонений требует особым образом организованной коррекционной работы.

Практика предлагает нам достаточно интересные подходы к коррекции познавательной сферы. Мы широко используем предлагаемое содержание обучения, потому что оно стимулирует развитие психических процессов. Вместе с тем, оно не всегда учитывает особенности речевого развития детей.

В результате разрешения данного противоречия возникла идея оптимизации имеющегося содержания коррекционной работы, которое было бы ориентировано одновременно на коррекцию психических процессов и преодоление речевых нарушений.

Для реализации данной идеи нами был разработан практический материал.

Традиционно в игре «Четвертый лишний», как правило, требуется только выделить «лишний» объект из ряда и объяснить свой выбор.

Учитывая комплекс проблем детей с ОНР, мы через упражнение «Четвертый лишний» решаем ещё ряд важных задач:

развиваем у детей зрительное восприятие, мыслительные операции, объяснительную речь, умение составлять фразы со сложноподчиненной, сложносочинённой связью и сравнительный описательный рассказ об объектах;

упражняем детей в согласовании существительных с прилагательными по родам и числам, отрабатываем разные предложные конструкции.

Так, в целях коррекции зрительного восприятия детей с ОНР мы в данной игре используем контурные или силуэтные изображения объектов, что позволяет детям поупражняться в их узнавании. Для развития мыслительных операций мы подбираем такие объекты для игры, чтобы дети имели возможность поупражняться в выделении лишнего по разным признакам.

Для чего, по теме «Фрукты» предлагаем следующий набор объектов:

лимон, 2 сливы, банан, яблоко.

Выделение лишнего предмета производится следующим образом:

• по форме («В ряду лишнее яблоко, потому что оно по форме круглое, а все остальные фрукты по форме овальные»);

• по количеству объектов («В ряду лишние сливы, потому что их по количеству две, а остальных фруктов по одному»);

• по размеру («В ряду лишние сливы, потому что они по размеру маленькие, а остальные фрукты по размеру большие»);

• по вкусу («В ряду лишний лимон, потому что он на вкус кислый, а остальные фрукты на вкус сладкие»);

• на ощупь («В ряду лишний лимон, потому что он на ощупь шероховатый, а все остальные фрукты на ощупь гладкие»).

Как видно, при объяснении своего выбора дети также упражнялись и в умении составлять фразы со сложноподчиненной и сложносочинённой связью, что способствует развитию объяснительной речи.

Кроме того, предлагаемый нами набор объектов позволяет поупражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, в усвоении категории рода и числа. И что для нас очень важно, дети при описании данного набора фруктов в итоге составляют небольшой описательный сравнительный рассказ, например о сливе: В ряду лишние сливы, потому что их по количеству две, а остальных фруктов по одному. По размеру они маленькие, а остальные фрукты большие. И т. д.

В этой игре мы даём детям ещё и дополнительные задания. Спрашиваем, где находится «лишний» объект по отношению к другим (перед бананом, между лимоном и бананом и т. д., тем самым, закрепляя предложные конструкции.

Организованная таким образом работа по игре «Четвёртый лишний» дала положительные результаты, и мы продумали различные варианты набора объектов для этой игры по другим лексическим темам.

Например, по теме «Овощи» детям даются:

редис, репа, помидор, свёкла

Выделение лишнего предмета производится по следующим признакам:

• по размеру объекта («В ряду лишний редис, потому что он по размеру маленький, а остальные овощи по размеру большие»);

• по месту произрастания («В ряду лишний помидор, потому что он растет на кустике, а остальные овощи растут в земле»);

• по способу сбора («В ряду лишний помидор, потому что его срывают, а остальные овощи выдёргивают).

капуста, лук, 2 горошины, огурец

Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:

• по форме («В ряду лишний огурец, потому что он по форме овальный, а все остальные по форме круглые»);

• по цвету («В ряду лишний лук, потому что он по цвету коричневый, а все остальные овощи по цвету зеленые»);

• по размеру объекта («В ряду лишние горошины, потому что они по размеру маленькие, а остальные овощи по размеру большие»);

• по наличию или отсутствию отдельных частей («В ряду лишний огурец, потому что внутри него есть семечки, а у остальных овощей семечек нет»);

• по количеству объектов («В ряду лишние горошины, потому что их две, а остальных овощей по одному»);

• по вкусу («В ряду лишний лук, потому что он на вкус горький, а все остальные овощи на вкус сладкие»).

По теме «Дикие животные» предлагается следующий набор:

лось, еж, заяц, лиса

Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:

• по наличию или отсутствию отдельных частей («В ряду лишний лось, потому что у него на ногах копыта, а у остальных зверей - когти»; «В ряду лишний еж, потому что его тело покрыто колючками, а тело остальных зверей покрыто шерстью»);

• по размеру отдельных частей («В ряду лишний заяц, потому что у него уши по размеру длинные, а у остальных зверей уши по размеру короткие»; «В ряду лишняя лиса, потому что у нее по размеру хвост длинный, а у остальных зверей хвост по размеру короткий»);

• по способу приспособления к сезонным изменениям («В ряду лишний еж, потому что он осенью впадает в спячку, а остальные животные не впадают в спячку»);

По теме «Посуда» предлагается следующий набор:

стакан, сковорода, кастрюля, ковш.

Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:

• по материалу («В ряду лишний стакан, потому что он сделан из стекла, а остальные предметы посуды сделаны из железа);

• по наличию и отсутствию частей («В ряду лишний стакан, потому что у него нет ручки, а у остальной посуды есть ручки»);

• по размеру частей («В ряду лишняя сковородка, потому что у нее низкие стенки, а у остальной посуды высокие стенки»);

• по назначению («В ряду лишний стакан, потому что это столовая посуда, а вся остальная - кухонная);

• по цвету («В ряду лишний стакан, потому что он бесцветный, а остальная посуда цветная).

Такой же обработке мы подвергли упражнение «Чего не стало?», основной задачей которого, как правило, является развитие зрительного внимания и памяти. Мы увидели широкие возможности данного упражнения для отработки с детьми отдельных грамматических категорий, закрепления навыков количественного счёта и реализуем ещё такие задачи:

• упражняем в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа;

• упражняем в согласовании существительных с числительными в роде и числе;

• упражняем в количественном счете.

Так, по теме «Фрукты» даётся 5 картинок с изображением на них нескольких однородных объектов:

2 лимона, 1 яблоко, 4 сливы, 3 банан, 5 груш.

После того, как дети посчитают фрукты на каждой картинке, взрослый убирает одну, а дети рассказывают, чего не стало (одного яблока, четырех слив, пяти груш, двух лимонов и т. д.).

В этой игре мы также даём детям дополнительные задания на развитие пространственного восприятия, на понимание и употребление предлогов.

Так, после определения недостающих фруктов, дети вспоминают их местонахождение («Сливы находились перед бананами; яблоко было между лимонами и сливами …»).

Как видно, оптимизация содержания игры «Четвертый лишний» и упражнения «Чего не стало?» позволяет нам решить многочисленные задачи коррекции речи и развития, что подтверждает важность соблюдения этого условия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и сопутствующие им отклонения.

Публикации по теме:

«Использование программы «Комфорт» на основе здоровьесберегающей технологии биологической обратной связи в работе с детьми» Программа «Комфорт» - универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей на основе обучения навыкам.

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Наша армия
Автор публикации:
Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 16:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Осенний утренник для детей старшей группы «Осень в гости к нам пришла»
Дети под песню "Осень пришла"- на носочках вбегают в зал и выстраиваются в 4 колоны, выполняют под музыку упражнение с листочками. Затем выстраиваются...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...