МААМ-картинки

Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»

Наталия Локтионова (Трачукова)
Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»

I. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Тема опыта : «Формирование эстетического отношения к природе

посредством изобразительной деятельности»

2. Автор опыта : Локтионова Наталия Леонидовна

3. Должность автора: воспитатель

4. Место функционирования опыта : 403120, Волгоградская обл. ,

г. Урюпинск,

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное

учреждение

Детский сад №3 «Колобок»

5. Новизна опыта : поисково-изобретательский.

Публикация «Опыт: „Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности“» размещена в разделах

6. Материалы, иллюстрирующие опыт : Опыт представлен данным описанием и 8 приложениями.

II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Актуальность опыта.

Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Но из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, художественные картины (репродукции, непосредственно творческая деятельность подчас воздействуют значительно сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства. Сам он так же бережно относится к этому. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов вместе с корнем, разрушат грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу : необходимо идти от обратного - учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.

Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка искусства, языка художественного творчества.

В данном опыте решены следующие проблемы:

- анализ чувственно-эмоциональной реакции на художественное творчество и развитие умения детей видеть изображенные чувства в картине (рисунке) непосредственно в окружающей среде ( схема решения:

живопись + природа = развитие личности);

- развитие умения видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги ( схема решения:

природа + живопись = развитие личности);

- формирование творческих способностей и экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности ( схема решения:

личность = природа

+

живопись)

1. Педагогические задачи.

Предметом обобщения опыта является :

- формирование умения у детей дошкольного возраста в процессе организации творческой деятельности, выставок детского творчества и проведения праздников, развлечений, постановок экологических спектаклей желания больше узнать об объектах и явлениях природы;

- формирование умения сравнивать и передавать свои впечатления в творческом процессе и в непосредственной деятельности в природе;

- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках;

- формирование практических умений через активное включение ребенка в эстетическую и экологическую деятельность.

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством изоэкологии.

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Изоэкология – это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения. (Сердитых Е. В.)

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Экологические:

- Учить детей воспринимать мир с позиций красоты (эстетика) и добра (этика).

- Раскрыть три закона красоты, забытых в основе своей сегодня: мера, целесообразность, гармония.

- Разъяснить детям эстетические категории : возвышенное, безобразное, трагическое, комическое посредством наблюдений в природе и эмоционального отклика в художественном творчестве.

2. Изобразительной деятельности:

- Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке.

- Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.

- Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.

2. Педагогические средства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Процесс экологического образования и эстетического воспитания детей в группе осуществляется с помощью определенных средств: природы, искусства, быта, деятельности.

Средством быт становится тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию для создания красоты. В процессе этого выполняются три правила:

- замечать красоту;

- жить в красоте;

- поддерживать и создавать красоту вокруг себя.

Природа как средство – это когда воспитатель, используя ее возможности, делает ее наглядной для ребенка. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, то есть основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

Искусство – это средство по сути своей. И не только живопись, но и музыка, литература, архитектура и др. способствуют развитию эстетических, этических и экологических качеств личности.

Раннее приобщение детей к искусству способствует зарождению в душе ребенка эстетического восприятия действительности.

Деятельность детей как средство – это когда ребенок творит что-либо самостоятельно, основываясь на полученных знаниях, умениях, навыках и впечатлениях. Художественная деятельность – это процесс выражения отношения ребенка к окружающему миру и к себе.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);

- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);

- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка.

В ходе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной деятельности использую такие формы организации детей, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, коллективная. Использование различных форм работы в течение дошкольного детства способствовало поднятию эстетической культуры детей и их экологического развития. Дети стали более осознанно воспринимать увиденное, выносить из этого соответствующий смысл.

3. Технология опыта.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. И мы должны помочь ему в этом многоцветном и многогранном мире найти красоту и полюбить, понять природу и искусство. Это поможет малышам приобщиться к доброму и светлому, осудить злое и низкое. Именно в этом помогает изоэкология. Осваивая в жизни цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства ребенок постигает прекрасное.

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость. Экологическое воспитание является составной частью эстетического и нравственного воспитания. Поэтому экология – этика – эстетика – это три единства сознания и поведения каждой личности.

Для формирования культурно-экологического и эстетического сознания ребенка важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности данного вопроса, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Таким образом, вырисовывается следующий механизм: мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = развитие эстетической и нравственной основы личности.

Принцип работы по данному механизму – это принцип спирали: каждая из них в основе своей себя повторяет, то есть одно не возможно без другого, но с уже более планомерным и неизбежным углублением и усложнением.

Главная особенность механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Это служит благоприятной основой для последовательного, постепенного усвоения знаний, умений, навыков, для творческого и экологического развития сознания ребенка.

В работе по теме особое внимание уделяется:

- развитию интеллектуальных способностей ребенка, а именно развитию способности к анализу экологической или эстетической ситуации;

- развитию эмоционального отношения к природе и живописи, собственному творчеству;

- развитию нравственности: воли, настойчивости, ответственности.

Вся работа по теме разделена на три этапа:

1. Рассматривание репродукций пейзажей, натюрмортов, книжной графики.

2. Наблюдение в природе.

3. Раскрытие детских впечатлений посредством художественного творчества.

На первом этапе, опираясь на имеющийся детский опыт, рассматриваю с детьми репродукции пейзажей, натюрмортов, портретов с пейзажным фоном известных русских художников, детскую книжную графику. Правильно выбранные репродукции картин для рассматривания с детьми способствуют полихудожественному развитию детей, подводя их к усвоению взаимосвязей между художественными образами изоискусства, музыки, литературы и наблюдениями в природе.

Художественные картины помогают передавать чувства и переживания с помощью языка искусства. Используемые в работе условные обозначения, чертежи, изоалгоритмы, настольно-печатные и дидактические игры, способствуют развитию у детей умения чувствовать поэзию картины, музыку ее художественно–образного содержания, понимать язык изоискусства, сочетающийся с языком природы, умело сравнить изображенное на картине с увиденным в природе. (Приложение № 1)

На втором этапе прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям. Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры – путешествия, занятия – рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе. (Приложение № 2)

Третий этап – активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист. (Приложение №3)

Используя образы живописного искусства, музыки, литературы, как и самой природы, для младшего дошкольного возраста более целостно, обобщенно, затем, по мере взросления ребенка, начинаю уделять внимание деталям, признакам, новым граням и оттенкам того же явления или предмета, находя совместно с детьми причинно-следственные связи. Таким образом, от обобщенной формы постепенно перевожу детей к более детальному постижению мира. Дошкольники становятся непосредственными участниками этой деятельности и наблюдая за деятельностью взрослого, и практически участвуя в ней.

Наибольшее место в системе работы по теме отводилось совместной деятельности воспитателя с детьми. Организация работы строилась с учетом дифференцированного подхода. В основе деятельности необходимым являлась мотивация.

Полученные знания не должны забываться, а поэтому они постоянны, последовательны, систематизированы и постепенно расширяются, углубляются и обобщаются.

Выходной результат работы по теме виден в работе кружка: «Как прекрасен этот мир». Это кружок по театрализованной деятельности. При составлении тематического планирования кружковой работы, большое внимание уделяла расширению перспектив развития познавательно-творческой деятельности путем включения дошкольников в мыслительные, практические и творческие действия, что способствует формированию у воспитанников экологических знаний и представлений, эстетических понятий и навыков. Ведь именно театр позволяет «войти в жизнь другого существа изнутри». (Приложение №4)

Музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников, а создание декораций, прорисовка масок, художественное оформление сцены для постановки – это результат долгого процесса творчества детей.

В соответствии с изучаемой темой, происходит погружение детей в определенную среду, которая создана с помощью:

- оформления интерьера в групповой комнате;

- создания тематических уголков;

- подбора и изготовления дидактических игр и пособий;

- создания условий для постоянного проявления творчества и закрепления полученных знаний по экологическому и эстетическому воспитанию детей. (Приложение №5)

Накопленный опыт, материализован в виде методических разработок, дидактических материалов и иллюстративной наглядности.

К ним относятся : консультативные материалы для воспитателей и родителей, тематическое и перспективное планирование, разработки конспектов, нод, игр-медитаций, игр на развитие воображения по данной теме для детей разных возрастных групп, иллюстрированные пособия: картины, фотоальбомы, модели, схемы, макеты, другие наглядные пособия. (Приложение №6)

Решению основных задач темы способствует работа с семьями воспитанников. Тематический план работы с родителями включает тесты, анкеты и тренинги, рекомендации и консультации, содержащие, как информационно-теоретический, так и методико-практический материал, который способствует раскрытию особенностей темы, пониманию ее значимости для полноценного развития ребенка. (Приложение № 7)

Взаимосвязь с родителями позволяет обеспечить целостность педагогического процесса, делает работу по теме информационно насыщенной и разнообразной.

4. Результативность опыта.

Результатами работы является:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- желание наблюдать и создавать в природе;

- умение находить различные способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;

- создание выставок работ на определенную тему, создание альбомов: «Жалобная книга природы», «Нарисуй и сочини», «Времена года», книжек – малышек с придуманными детьми сказками о природных явлениях;

- проведение эколого-творческих праздников и постановка экологических спектаклей.

Диагностическое обследование, разработанное на основе современных диагностических методик, позволило достаточно точно определить полноту и объем усвоенных дошкольниками знаний, сформированность навыков познавательной и творческой деятельности. (Приложение № 8)

Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.

Публикации по теме:

Наши центры в группе детского садаНаши центры в группе детского сада Наша группа «Маргаритка» делится на ряд функциональных центров: Целью является формирование творческого потенциала детей, развития интереса.

Проектная деятельность. Тема: «Оренбургский пуховый платок» Целью данного проекта является: развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 21:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД