Папки-передвижки

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (теоритическая часть)

Татьяна Волкова
Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (теоритическая часть)

Актуальность опыта.

Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Одной из основных причин дорожно-транспортных и других происшествий с детьми на улице является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в транспорт и так далее. Особенно актуальна эта проблема стоит в работе с детьми подготовительной группы, так как очень скоро им уже придется ходить в школу и чаще оставаться один на один с улицей.

Публикация «Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации „Ребенок на улице“ (теоритическая часть)» размещена в разделах

В Федеральном государственном стандарте говорится о том, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения» (п. 4.6, а для этого необходимо «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6). Поэтому мы решили найти наиболее оптимальные пути, способы, технологии формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, в частности в ситуациях «Ребенок ан улице».

Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы.

Основными понятиями по проблеме являются:

- Безопасность – возможный и ожидаемый эффект достижения социально-приемлемого уровня риска (Сулла М. Б.).

- Культура безопасности – это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области (Власова Л. М.)

- Культура безопасности жизнедеятельности ребенкаэто совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье (Садретдинова А. И.).

- Личность безопасного типа – человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений (Садретдинова А. И.)

В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др. Скоролупова Оксана Алексеевна, главный специалист отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров общего образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ указывает, что актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Но работа педагога с детьми по этой проблеме, как считает исследователь, не должна ограничиваться только словесными объяснениями — «это можно, а так нельзя». О. А. Скоролупова считает, что необходимо формирование у детей навыков осознанного поведения на улице города. Это возможно осуществить путём решения, нескольких задач: усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; развитие у детей способности к предвидению возможностей опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Интерес для моего исследования представляет книга О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения». В ней представлены тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей дошкольного возраста с элементами обучения ПДД: по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи и математике, по рисованию и аппликации, по конструированию.

Также интересна система С. II. Черепановой, представленная в книге «Правила дорожного движения дошкольникам». Здесь предлагается система перспективного планирования работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, которая включает обучение в разных возрастных группах и в различных формах организации деятельности детей: занятия, целевые прогулки и наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, работа с родителями и т. п. В книге С. Н. Черепановой приводятся примерные показатели уровня знаний правил дорожного движения детьми и методики для их выявления.

Систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы встречаем и в книге Т. Г. Кобзевой «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников». Она включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде. Книга содержит интересный и богатый, по нашему усмотрению, материал о работе с педагогами, родителями и детьми каждой возрастной группы по формированию культуры поведения на дорогах и улицах : сценарии семинаров, педсоветов, родительских собраний, конспекты занятий и развлечений.

Книга Шорыгиной Татьяны Андреевны «Три сигнала светофора» интересна для детей и педагогов. Исследователь предлагает знакомить детей с правилами безопасного поведения на городской улице в доступной форме через увлекательные сказки. В пособии «Осторожные сказки» предлагаются занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. Достоинства пособия: в том, что здесь учитываются главные дидактические принципы доступности и учета возрастных особенностей. Этому принципу следуют и другие исследователи.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана кандидатами психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. АвдеевойОна предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

Авторы программы «Детство» также предлагают пособие «Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство» (Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С.). Авторы выделяют также раздел «Воспитание безопасного поведения на улице» и предлагают этапы организации данного направления педагогического процесса: диагностика – расширение первоначальных детских представлений – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности – формирование чувства ответственности – развитие чувства контроля и самоконтроля.

Направления (компоненты) воспитания культуры безопасности выделены и В. Н. Мошкиным: воспитание мотивации к безопасности – формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления – формирование компетенций безопасного поведения – физическая готовность к преодолению опасных ситуаций – готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности – подготовка к безопасному поведению – качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Литература:

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — В кн. : Умственное воспитание дошкольника. М. : Просвещение, 1991.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста» : Просвещение, 2007.

3. Авдеева Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Ребенок в городе : Рабочая тетрадь 1– 4: Для детей старшего дошкольного возраста. — М. ; Просвещение. — 2006.

4. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В. Борисова. - Наб. Челны,2006.

5. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К. Ю. Белая. — М. : Детство, 2006. — 210с.

6. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008

7. Добрякова Н. В., Борисова Т. А., Панина С. А. Уклонская Т. В. «Три сигнала светофора»

8. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. «Образовательная область «Безопасность. Как работать по программе «Детство» - СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс», 2012 г. – 144с.

9. Извекова Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова Л. Б., Фетодова А. Н. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста под редакцией Романовой Е. А., 10. Малюшкина А. Б. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» — М. : ТЦ Сфера, 2006. 64с.

11. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — Мн., 1989.

12. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. «Проблема формирования культуры безопасности дошкольников» М. : Педагогическое общество России, 2013.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32с.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок дома» 3. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок дома» 3.1. «Я и опасные.

Сценарий викторины для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и другие люди» 1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и другие люди» Викторина.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и природа» 2. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и природа» Дидактическая.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок на улице» 6. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок на улице» Игра «Наша.

Опыт работы по теме «Особенности формирования звуковой культуры детей с ОНР» Основным направлением моей работы, является формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста с ОНР. И ей необходимо уделять.

Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.

Опыт участия в международной программе «Экошкола — Зеленый флаг» как способ формирования экологической культуры Толстихина Татьяна Анатольевна, Буянова Наталья Владимировна Воспитатели МБДОУ г. Иркутска Детского сада №96 Опыт участия в международной.

Перспективный план работы «Экологическая сказка, как средство формирования экологической культуры дошкольников» СЕНТЯБРЬ Деятельность, организованная взрослыми Занятия по экологии: 1. «В чудесном доме – природе». Цель: сформировать у детей представление.

Творческий отчёт по теме: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры» Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (теоритическая часть)
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 12:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД