Лучший педагог года

Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий

Вера Горбунова
Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий

На современном этапе развития общества во все сферы жизни активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Система образования также широко использует их. Всё чаще можно услышать, что в дошкольных образовательных учреждениях используют мультимедийные технологии.

Создавая и используя мультимедийные презентации на разные лексические темы и решая коррекционные задачи, педагог может систематизировать и повысить эффективность своей работы. Тем более, что в соответствии с должностными обязанностями педагоги должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Публикация «Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий» размещена в разделах

Одним из главных достоинством использования мультимедийных презентаций является создания эмоционально положительного настроя у детей. Демонстрируемый материал в увеличенном виде привлекает внимание детей и заставляет сконцентрироваться на изучаемом материале. С помощью аудио-, видеороликов мы привлекаем внимание детей к речи, это может быть не только комментирование педагога, но и речь автора и персонажей (например, использование отрывков аудиосказок или стихотворного текста). Используя яркие, красочные изображения мы развиваем зрительные функции детей. В презентации мы можем использовать задания на развитие внимания, памяти, мышления. А также использовать разнообразные зрительные гимнастики и релакс-паузы, которые также можно проводить с применением мультимедийных технологий.

На занятиях с применением мультимедийных технологий решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизация и обогащение словаря детей;

2. Совершенствование грамматического строя речи;

3. Развитие связной речи;

4. Развитие интонационной стороны речи;

5. Формирование правильного звукопроизношения;

6. Развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);

7. Подготовка к обучению грамоте.

Используя мультимедийные технологии в работе с дошкольниками с ЗПР необходимо провести консультативную работу с родителями, с целью разъяснения особенностей работы с применением мультимедийных технологий и привлечения в коррекционно-развивающий процесс их самих.

А. А. Гуськова знакомит нас в своих работах с использованием мультипликационных фильмов в логопедической работе. Перенимая полезный и интересный опыт, я разрабатываю и провожу занятия по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультимедийных технологий и мультфильмов. Мне бы хотелось поделиться опытом проделанной работы.

Подготовка к обучению грамоте, требует от детей больших волевых и познавательных усилий. С целью повышения работоспособности и инициативности на занятии по подготовке к грамоте, я использую просмотр мультфильма в соответствии с тематической неделей в детском саду, в соответствии с целями и задачами занятия. Занятия проводятся также и в интегрированной форме: «Подготовка к грамоте и развитие речи».

Чаще всего при подготовке к занятиям я использую советские мультфильмы, например, такие как: «В лесной чаще», «Это что за птица?», «Урок в лесной школе». Советские художники-мультипликаторы с удивительной точностью, красотой и реалистичностью изображают окружающий мир. Мультфильмы позволяют доступно и наглядно продемонстрировать детям нормы поведения, социальные ситуация представленные для детей подводят их к самостоятельным выводам о «хорошем и плохом».

Используя графические редакторы, программы по созданию электронных презентаций и мультипликаций удается проводить занятия по единой сюжетной линии, решая при этом ряд важных коррекионно-развивающих задач.

При проведении занятия в подготовительной группе детей с ЗПР по тематике : «Птичий двор». Для просмотра был подобран мультфильм по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?». Мультфильм был поделен на два отрывка, один из которых был просмотрен непосредственно на занятии, а второй отрывок дети просматривали вместе с воспитателем уже после занятия. На основе мультфильма была подготовлена мультимедийная презентация, включающая в себя упражнения и задания. Ниже представлен конспект занятия по обучению грамоте детей с ЗПР.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМА «ЭТО ЧТО ЗА ПТИЦА?»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура»

Цель: Закрепить знания и представления детей о домашних птицах; продолжить знакомить детей с буквами Д, д. Со звуками д, дь и их характеристиками.

Коррекционно-образовательные задачи:

Актуализировать активный словарь существительных: петух, гусь, индюк, утка, селезень, индюшка, цыплёнок, курица, лебедь, пеликан, журавль, павлин, ворона ; притяжательные прилагательные: лебединая, петушиный, вороньи, павлиний, пеликаний, журавлиные.

• Учить употреблять имена существительные множественного числа в творительном падеже,; формирование умения составлять предложения; учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать имена существительные с числительными.

• Обогащать и активизировать словарь детей на тему «Домашние птицы». Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать кратковременную слуховую и зрительную память.

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

• Совершенствовать мелкую моторику, графомоторные навыки.

• Совершенствовать общую моторику, двигательную активность (Речевые подвижные игры).

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать потребность в речевом высказывании;

• Вызвать интерес к просмотру и прослушиванию мультипликационного произведения.

Слайды электронной презентации к занятию «Птичий двор» Ход занятия

Приглашение детей к образовательной деятельности. Рассматривание иллюстраций на доске.

Педагог:

- Ребята сегодня мы погуляем на птичьим дворе. Давайте назовем всех домашних птиц.

Основная часть:

Загадка:

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь,

Кто это?.

Логопед:

- Правильно это гусь (вывешивается картинка на доску). Гусь это домашняя птица или дикая?

Логопед просит назвать строение тела птицы.

-Ребята а гусь хочет поведать нам одну историю давайте внимательно будем слушать и смотреть на экран.

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?»(1 отрывок)

После просмотра дети выполняют задания предложенные логопедом

Логопед: Вспомните, с какими птицами встретился гусь (лебедь, пеликан, журавль, ворона, павлин, петух). Ребята посмотрите, и скажите, какая картинка лишняя и почему. (Слайд 3,4)

Логопед: Давайте вспомнил с кем гусь, чем менялся (учить употреблять имена существительные множественного числа в творительном падеже,; формирование умения составлять предложения). (Слайд 5,6)

С лебедем гусь поменялся шеями

С пеликаном гусь поменялся клювами

С журавлем гусь поменялся ногами

С вороном гусь поменялся крыльями

С павлином гусь поменялся хвостами

У петуха гусь попросил гребешок

Упражнение на употребление притяжательных прилагательных: «Назови, то что я показываю» «Чья?» Чей?» «Чьи?» (Слайд 7)

Лебединая шея;

Петушиный гребешок;

Вороньи крылья;

Журавлиные ноги;

Пеликаний клюв;

Павлиний хвост

Логопед: Кто встретил гуся на птичьим дворе. (Слайд 8)

Курицы, гуси, утки, индюки, петухи

Посчитай птиц

(согласование имен существительных с числительными)

Логопед: В утиной семье папа – селезень, мама – утка, птенцы- утята.

«Назови всех птиц в индюшиной семье». (Слайд 9)

Динамическая пауза.

Логопед: Теперь, дети, наш гусь изменился. Он захотел быть умным стал учить звуки и буквы. Давайте познакомим гуся с буквой Д и со звуками, которые обозначаются этой буквой.

Даются характеристики звуками д, дь.

Задание: «Твердый - мягкий». Логопед называет слова если в словах звук твердый дети показывают фишку синего цвета, если мягкий фишку зеленого цвета.

Слова: Дом, индюк, вода, погода, одежда, девочка.

Задание: «Определи место звука в слове» (с предложенными словами)

Написание букв Д, д слогов да, ди в тетрадях.

Заключительная часть:

Подведение итогов.

Оценка деятельности детей.

Таким образом, используя разнообразные мультимедийные технологии, я стараюсь повышать эффективность своей работы, формируя у детей с ЗПР основные знания, умения, навыки.

Список литературы:

1. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду : логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 176с.

2. Сперанская Г. Л., Ледник И. А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. - Спб. : Речь, 2007. – 208с.

3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Книга для логопеда, 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

Публикации по теме:

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательнИнновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 14:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД