Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий

Вера Горбунова
Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий

На современном этапе развития общества во все сферы жизни активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Система образования также широко использует их. Всё чаще можно услышать, что в дошкольных образовательных учреждениях используют мультимедийные технологии.

Создавая и используя мультимедийные презентации на разные лексические темы и решая коррекционные задачи, педагог может систематизировать и повысить эффективность своей работы. Тем более, что в соответствии с должностными обязанностями педагоги должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Одним из главных достоинством использования мультимедийных презентаций является создания эмоционально положительного настроя у детей. Демонстрируемый материал в увеличенном виде привлекает внимание детей и заставляет сконцентрироваться на изучаемом материале. С помощью аудио-, видеороликов мы привлекаем внимание детей к речи, это может быть не только комментирование педагога, но и речь автора и персонажей (например, использование отрывков аудиосказок или стихотворного текста). Используя яркие, красочные изображения мы развиваем зрительные функции детей. В презентации мы можем использовать задания на развитие внимания, памяти, мышления. А также использовать разнообразные зрительные гимнастики и релакс-паузы, которые также можно проводить с применением мультимедийных технологий.

На занятиях с применением мультимедийных технологий решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизация и обогащение словаря детей;

2. Совершенствование грамматического строя речи;

3. Развитие связной речи;

4. Развитие интонационной стороны речи;

5. Формирование правильного звукопроизношения;

6. Развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);

7. Подготовка к обучению грамоте.

Используя мультимедийные технологии в работе с дошкольниками с ЗПР необходимо провести консультативную работу с родителями, с целью разъяснения особенностей работы с применением мультимедийных технологий и привлечения в коррекционно-развивающий процесс их самих.

А. А. Гуськова знакомит нас в своих работах с использованием мультипликационных фильмов в логопедической работе. Перенимая полезный и интересный опыт, я разрабатываю и провожу занятия по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультимедийных технологий и мультфильмов. Мне бы хотелось поделиться опытом проделанной работы.

Подготовка к обучению грамоте, требует от детей больших волевых и познавательных усилий. С целью повышения работоспособности и инициативности на занятии по подготовке к грамоте, я использую просмотр мультфильма в соответствии с тематической неделей в детском саду, в соответствии с целями и задачами занятия. Занятия проводятся также и в интегрированной форме: «Подготовка к грамоте и развитие речи».

Чаще всего при подготовке к занятиям я использую советские мультфильмы, например, такие как: «В лесной чаще», «Это что за птица?», «Урок в лесной школе». Советские художники-мультипликаторы с удивительной точностью, красотой и реалистичностью изображают окружающий мир. Мультфильмы позволяют доступно и наглядно продемонстрировать детям нормы поведения, социальные ситуация представленные для детей подводят их к самостоятельным выводам о «хорошем и плохом».

Используя графические редакторы, программы по созданию электронных презентаций и мультипликаций удается проводить занятия по единой сюжетной линии, решая при этом ряд важных коррекионно-развивающих задач.

При проведении занятия в подготовительной группе детей с ЗПР по тематике: «Птичий двор». Для просмотра был подобран мультфильм по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?». Мультфильм был поделен на два отрывка, один из которых был просмотрен непосредственно на занятии, а второй отрывок дети просматривали вместе с воспитателем уже после занятия. На основе мультфильма была подготовлена мультимедийная презентация, включающая в себя упражнения и задания. Ниже представлен конспект занятия по обучению грамоте детей с ЗПР.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМА «ЭТО ЧТО ЗА ПТИЦА?»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура»

Цель: Закрепить знания и представления детей о домашних птицах; продолжить знакомить детей с буквами Д, д. Со звуками д, дь и их характеристиками.

Коррекционно-образовательные задачи:

• Актуализировать активный словарь существительных: петух, гусь, индюк, утка, селезень, индюшка, цыплёнок, курица, лебедь, пеликан, журавль, павлин, ворона ; притяжательные прилагательные: лебединая, петушиный, вороньи, павлиний, пеликаний, журавлиные.

• Учить употреблять имена существительные множественного числа в творительном падеже,; формирование умения составлять предложения; учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать имена существительные с числительными.

• Обогащать и активизировать словарь детей на тему «Домашние птицы». Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать кратковременную слуховую и зрительную память.

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

• Совершенствовать мелкую моторику, графомоторные навыки.

• Совершенствовать общую моторику, двигательную активность (Речевые подвижные игры).

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать потребность в речевом высказывании;

• Вызвать интерес к просмотру и прослушиванию мультипликационного произведения.

Слайды электронной презентации к занятию «Птичий двор» Ход занятия

Приглашение детей к образовательной деятельности. Рассматривание иллюстраций на доске.

Педагог:

- Ребята сегодня мы погуляем на птичьим дворе. Давайте назовем всех домашних птиц.

Основная часть:

Загадка:

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь,

Кто это?.

Логопед:

- Правильно это гусь (вывешивается картинка на доску). Гусь это домашняя птица или дикая?

Логопед просит назвать строение тела птицы.

-Ребята а гусь хочет поведать нам одну историю давайте внимательно будем слушать и смотреть на экран.

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?»(1 отрывок)

После просмотра дети выполняют задания предложенные логопедом

Логопед: Вспомните, с какими птицами встретился гусь (лебедь, пеликан, журавль, ворона, павлин, петух). Ребята посмотрите, и скажите, какая картинка лишняя и почему. (Слайд 3,4)

Логопед: Давайте вспомнил с кем гусь, чем менялся (учить употреблять имена существительные множественного числа в творительном падеже,; формирование умения составлять предложения). (Слайд 5,6)

С лебедем гусь поменялся шеями

С пеликаном гусь поменялся клювами

С журавлем гусь поменялся ногами

С вороном гусь поменялся крыльями

С павлином гусь поменялся хвостами

У петуха гусь попросил гребешок

Упражнение на употребление притяжательных прилагательных: «Назови, то что я показываю» «Чья?» Чей?» «Чьи?» (Слайд 7)

Лебединая шея;

Петушиный гребешок;

Вороньи крылья;

Журавлиные ноги;

Пеликаний клюв;

Павлиний хвост

Логопед: Кто встретил гуся на птичьим дворе. (Слайд 8)

Курицы, гуси, утки, индюки, петухи

Посчитай птиц

(согласование имен существительных с числительными)

Логопед: В утиной семье папа – селезень, мама – утка, птенцы- утята.

«Назови всех птиц в индюшиной семье». (Слайд 9)

Динамическая пауза.

Логопед: Теперь, дети, наш гусь изменился. Он захотел быть умным стал учить звуки и буквы. Давайте познакомим гуся с буквой Д и со звуками, которые обозначаются этой буквой.

Даются характеристики звуками д, дь.

Задание: «Твердый - мягкий». Логопед называет слова если в словах звук твердый дети показывают фишку синего цвета, если мягкий фишку зеленого цвета.

Слова: Дом, индюк, вода, погода, одежда, девочка.

Задание: «Определи место звука в слове» (с предложенными словами)

Написание букв Д, д слогов да, ди в тетрадях.

Заключительная часть:

Подведение итогов.

Оценка деятельности детей.

Таким образом, используя разнообразные мультимедийные технологии, я стараюсь повышать эффективность своей работы, формируя у детей с ЗПР основные знания, умения, навыки.

Список литературы:

1. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176с.

2. Сперанская Г. Л., Ледник И. А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. - Спб.: Речь, 2007. – 208с.

3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда, 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

Публикации по теме:

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательнИнновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте детей с ЗПР с использованием мультфильмов и мультимедийных технологий
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 14:43
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...