Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте

Наталья Пономарева
Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные формы отражения реального мира.

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Изучение становления и развития эмоций в детском возрасте является весьма актуальным. Дошкольный возраст является особенно уязвимым в плане эмоциональной сферы. Эмоциональные травмы, полученные в детстве, сохраняются на всю жизнь, накладывают отпечаток на последующее поведение человека. Многие проблемы взрослого человека произрастают из эмоционально неблагополучного детства, из-за эмоциональных переживаний. Поэтому столь важно, чтобы период детства был наполнен положительными эмоциями.

За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях дошкольников и особенностях развития эмоциональной сферы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие эмоциональной сферы и особенности ее развития в дошкольном возрасте;

2. Выявить особенности эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста;

3. Провести диагностику эмоциональных переживаний у детей старшего дошкольного возраста;

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результат практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей [4].

Эмоция представляет собой форму отражения и регуляцию функций мозга (Я. Рейковский). По мнению психологов, эмоция - реакция на ситуацию, в то время как чувство выражает направленность личности (Г. А. Фортунатов); эмоция - форма выражения чувства (А. Г. Ковалев); эмоция - психическое состояние, наиболее связанное с инстинктивной или безусловно-рефлекторной деятельностью (И. П. Павлов, Валлон); эмоция - аффект, дезорганизующий психическую жизнь и поведение человека (Пьер Жане, Прадин, Н. Д. Левитов) [16].

Собственно эмоции - достаточно длительные эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный и процессуальный характер, т. е. Выражают оценочное отношение человека к складывающейся ситуации [16].Закономерность изменений эмоциональной сферы в детском возрасте.

п/п Содержание изменений Предпосылки и условия изменений

1 Ситуативная вариативность

эмоционального реагирования Отрыв эмоции от конкретной ситуации или объекта, выражающийся в варьировании эмоционального реагирования в зависимости от конкретной ситуации

2 Расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые-социальные) Переход на новый уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта

3 Опознание эмоциональных состояний по выражению лица Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия различных эмоциональных состояний

4 Социальное преобразование выражения эмоций Произвольная регуляция эмоционального переживания (контроль и трансформация способов реагирования)

5 Расширение и усложнение знаний об эмоциях Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта

6 Формирование структуры представлений об эмоциях Образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания

7 Вербальное обозначение эмоций Формирование «словаря эмоций, обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений

Проблеме появления различных эмоциональных модальностей в онтогенезе, а именно соответствию характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально [12].

Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно[12].

Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллективе сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т. к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому

Использование специальных игр и упражнений позволило многим детям найти свое место в детском коллективе, завоевать симпатии детей, научиться сотрудничать.

У некоторых детей, например, у Ирины, быстрее пошел процесс адаптации, что явилось немаловажным фактором, повышающим эмоциональное благополучие. Вначале было довольно сложно вовлечь Ирину в игру. Очень часто приходилось играть с девочкой индивидуально. К индивидуальным играм девочка проявляла интерес, но играть с другими детьми не хотела, боялась допустить ошибку, болезненно переживала, что другие девочки не хотят с ней играть. С этой целью мы использовали различные игры, требующие нескольких участников. Вовлекая в процесс игры от 1 до нескольких девочек, мы добились того, что Ирина привыкла к коллективу.

Очень сложным было наладить взаимоотношения с Сашей. Мальчик не любил проигрывать, остро переживал, когда не выходил победителем. Вначале Саша часто срывался на крик и плач, если что-то случалось не так, как он того хотел, мог разбросать игрушки, поломать домик или изорвать чужой рисунок. Дети не любили с ним играть. В игре мальчик вел себя агрессивно, мог заставить другого ребенка выйти из игры, если тот играл лучше. После продолжительной серии специальных игр и упражнений ребенок научился контролировать свои эмоции. Было видно, что ему обидно, но он старался сдержаться. Затем мы старались включать Сашу в коллективные игры. Через некоторое время мальчик мог уже играть в коллективе, сдерживать эмоции при проигрыше.

В целом было замечено, что дети стали спокойнее, терпимее, стали чаще улыбаться, у них реже стали происходить конфликты.

У детей вырабатывалась привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.

Родители также заметили положительные изменения в поведении детей. Так, родители Ирины, отметили, что девочка впервые за продолжительный период посещения детского сада сказала, что сегодня они играли в такую интересную игру, что ей даже не хочется уходить.

Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка представлена в В процессе экспериментального исследования, проведенного на МБОУ Логовский детский сад, были изучены методы и приемы психолого-педагогической коррекции эмоциональных переживаний у дошкольников.

В ходе данного эксперимента были изучены особенности эмоциональных переживаний дошкольников.

В ходе констатирующей диагностики были выделены следующие группы детей: дети с положительными эмоциональными переживаниями (4 человека – 40%); дети с частой сменой настроения (2 человек – 20%); дети с негативными эмоциональными переживаниями (4 человека – 40%).

На основе полученных результатов была выявлена необходимость коррекции эмоциональных переживаний у дошкольников.

С целью улучшения эмоционального состояния дошкольников был осуществлен целенаправленный подбор средств, включающий игры и упражнения. В процессе использования подобных упражнений было замечено, у многих детей появились высшие социальные эмоции и чувства, некоторые научились контролировать свое эмоциональное состояние.

В ходе контрольной диагностики были получены следующие результаты: количество детей с положительными эмоциональными переживаниями увеличилось и составило 6 человек – 60%); количество детей дети с частой сменой настроения составило 4 человека – 40%); дети с негативными эмоциональными переживаниями не выявлены.

Детей с положительными эмоциональными переживаниями свойственно радостное, оптимистическое настроение, уважение к миру чувств и эмоций других. У них отмечена положительная динамика в формировании высших эмоций и чувств: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет» Консультация для родителей "Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3-4 лет" Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • ПДД
  • Птицы
Автор публикации:
Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 00:07
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарки своими руками (продолжение)
делаем топиарий вместе с ребенком. Это занятие не только разовьет творческие навыки ребенка, но и моторику рук, усидчивость, что очень важно при...
Конкурс лэпбуков
Конкурс лэпбуков В нашем ДОУ прошёл конкурс лэпбуков. В этом конкурсе приняли участие педагоги, родители и дети. Мною было разработано положение о смотре...
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...