МААМ-картинки

Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни»

Елена Нечаева
Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни»

Тема: «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни»

Описание опыта.

Социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющее все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.

Публикация «Опыт педагогической деятельности „Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни“» размещена в разделах

Исходя из этого, ведущей целью моей работы стало создание системы по «социально – нравственному воспитанию детей третьего года жизни». Для реализации этой цели, мной поставлены следующие задачи:

1. Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, воспитать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, интерес к общению.

2. Развивать доброжелательное отношение малышей к близким людям – любовь к родителям, привязанность к воспитателю, симпатию к сверстникам.

3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных: желание помочь, успокоить, сказать ласковые слова.

4. Помогать детям в освоении простых способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками в повседневном общении, в игре и бытовых процессах.

5. Постепенно приучать малышей к выполнению простых правил культуры общения: по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, быть приветливым и сдерживать капризы.

6. Обогащать представления детей о людях, об особенности их внешнего облика, половых и возрастных отличиях, о добрых поступках, о семье и родственных отношениях.

7. Привлечь внимание родителей к данной проблеме.

В основу моей работы легли следующие принципы обучения:

1. Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда несет воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступает обучение и воспитание. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.

2. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

3. Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.

4. Принцип наглядности. Его Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего не было в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

5. Принцип систематичности и последовательности. Он предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения. При планировании педагог выделяет темы в учебном материале; устанавливает последовательность раскрытия темы на разных занятиях и намечает методику работы; продумывает связь нового материала с ранее усвоенными знаниями, опытом детей.

6. Принцип доступности – соотнесение содержания учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Одним из условий для решения задач социально-нравственного воспитания детей является создание соответствующей развивающей среды. Исходя из этого, наряду с общими дидактическими принципами я в своей работе следую и принципам построения предметно-развивающей среды:

1. Принцип эстетической организации среды (оформление группы, яркость красок и материалов).

2. Принцип эмоционального благополучия ребенка, индивидуальной комфортности (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия). Фото 1.

3. Принцип открытости – закрытости, т. е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию (обновление развивающей среды, перестановки в группе, новое оформление и т. д.).

В работе с детьми я использую следующие методы:

1. Наглядные.

Показ, наглядный пример - занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием. Одним из ведущих приёмов наглядного метода, является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

2. Игровые. Организация развивающих практических и проблемно-игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения, инсценировки с игрушками, разными видами театров, сюжетно-дидактические игры, образные игры-имитации.

3. Словесные. Общение с ребенком в совместной деятельности. Чтение художественной литературы, рассказ сказок. Беседы на разные темы, а также согретые чувством любви и участия разговоры воспитателя с детьми.

4. Практические. Применение полученных знаний и умений в специально созданных проблемно-игровых ситуациях и этюдах.

Задачи социально-нравственного воспитания решались и на занятиях, и в играх, и в повседневной жизни. Но более всего мне удавалось решать их в совместной деятельности с детьми, в развлечениях, играх соревновательного характера, когда нет ограничения по времени.

Использовала в работе стихи, чтобы привить детям желание здороваться и прощаться, такие как: Н. Красильников «Доброе утро», «Добрые слова», В. Липанович «Вежливая лошадь», В. Солоухин «Здравствуйте», М. Дружинина «Что такое здравствуй» и другие.

Другая форма работы с родителями - это совместное участие с детьми в разных мероприятиях: утренники, конкурсы, изготовление поделок и пр.

Так, поделка, сделанные руками семьи Иры, украшают уголок природы в нашей группе. Я считаю, что воспитатели союзники и помощники родителей в воспитании детей.

Я старалась использовать разные формы работы с родителями. Проводила групповые и индивидуальные консультации, дискуссии, просмотр занятий, организовывала участие в беседах за круглым столом (приложение № 8)

Совместно с родителями были обсуждены такие темы:

- проблемы адаптации детей

- формирование начал этикета за столом

Мы с детьми старались радовать и удивлять наших родных и близких, готовим совместные праздники, приглашаем на утренники, выпускаем праздничные поздравительные газеты.

Постоянно отслеживала результаты своей работы по итогам диагностики детей, отмечала положительную динамику в социально-нравственном развитии детей. Итоги своей работы выносила на обсуждение с коллегами на медико-педагогические совещания (приложение № 12)

Выводы. Анализ работы, наблюдения за поведением детей, результаты педагогической диагностики позволили сделать вывод об эффективности используемой технологии.

1. Данные диагностики свидетельствуют о положительной динамике результатов. Несмотря на то, что работа велась в течение последних трёх лет с тремя разными по уровню развития группами детей, в каждой из этой групп к концу года значительно повысились показатели социально-нравственного развития. На начало 2013 года высокий уровень не был зафиксирован, в конце года высокого уровня также не зафиксировано, ниже среднего – 36%. В конце 2014 учебного года высокий уровень не зафиксирован, но резко увеличился % выше среднего – 64%, и среднего – 36%. Аналогичная картина наблюдается и по последующим итогам диагностики за 2014 – 2015 (приложение № 13). Что свидетельствует о положительном воздействии на социально – нравственное развитие детей, предложенной системой работы.

2. Дети легко адаптировались в новой группе. Быстро привыкли к воспитателям, няне. Охотно шли в детский сад. Заметила, что после временного отсутствия в детском саду спешили в группу, видно было, что соскучились.

3. Дети стали более внимательными друг к другу, окружающим взрослым, овладели элементами культуры общения, стали более самостоятельными. Они не только овладели некоторыми навыками самообслуживания, но и охотно оказывали помощь другим.

4. Проделанная работа способствовала развитию игровой деятельности : к концу года дети уже могли объединяться для совместных игр по 2-3 человека. Игры детей стали богаче по содержанию.

5. Удалось привлечь внимание родителей к важности решения задач социально-нравственного воспитания. Совместные мероприятия с родителями сплотили всех, выявили наиболее активных родителей.

Перспектива работы над темой

Я буду продолжать работать над данной темой, поскольку считаю её необходимой на начальном этапе закладки нравственных норм. На следующем этапе планирую привлечь к этой работе ближайших родственников детей : родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Мне это предоставляется особенно важным, потому что педагоги, к которым дети нашей группы перейдут через год, работают по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей», и моя работа позволит обеспечить преемственность в решении задач нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Аналитическая информация о педагогической деятельности Аналитическая информация по реализации задач 2014 – 2015 учебного года воспитателя Хорьковой Оксаны Николаевны. Образование: среднее.

Основные виды педагогической деятельности Педагогика – это наука о человеке. Она изучает не только человека, как биологический вид, но и человека, как личность. А. С. Макаренко –.

Портфолио. Самоанализ педагогической деятельности Я, Уварова Ольга Ивановна, работаю воспитателем в МБДОУ «ДС КВ «Буратино» с 2011 года. Общий педагогический стаж 2 года 2 месяца. Имею.

Роль чувств в педагогической деятельности. Введение Актуальность темы. Интерес к личности педагога, понимание значения в деле обучения и воспитания качеств личности педагога, его.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности Введение В детском саду «Березка» (МБДОУ ДС №4 «Березка») воспитателем я работаю с 1988 года. Образовательный процесс осуществляется по.

Самоанализ педагогической деятельности за 2014–2015 гг. Самоанализ педагогической деятельности Медведевой Н. Н. Целью своей работы считаю помощь основным воспитателям в реализации учебных программ.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. Я, Васильева Ирина Николаевна, в 2001 году закончила Боханское педагогическое училище.

Сущность педагогической деятельности Введение «От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни»
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 22:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД