МААМ-картинки

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Александра Соколова
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Введение

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.

Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Различают три варианта протекания адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Актуальность работы. С августа 2005 года я работаю в группе раннего возраста. И каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Я сильно беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети?», «Как с ними работать,так как из домашних условий, из маминых рук они попадают в новое окружение, новую обстановку.

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому моя задача создать условия образовательной деятельности, которая позволить снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении. Я заметила как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства.

Сильно волновались родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 часов и более, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т. д.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Анализ уровня адаптации детей в моей группе за 2010-2014 годы показал низкий процент уровня легкой адаптации и преобладающий процент уровня средней.

Цель моей работы : создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.

Задачи: - способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке;

- изучить психофизиологические особенности детей;

- разработать индивидуальную карту адаптации детей применительно к современным условиям детского сада;

- привлечь родителей к реализации этого плана работы;

-создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.

Организация предметно-развивающего пространства

Одной из главных задач организации предметно-развивающего пространства является создание условий для игрового общения детей, в ходе которого дети закрепляют знания, умения, правила, основы которых закладываются на занятиях и в совместной со взрослыми деятельности.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей детей создан сенсомоторный центр «Познавай-ка», где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы разные по форме, цвету, величине, по функциональному назначению, различные виды шнуровок, способствующих развитию мелкой моторики рук. Количество оборудования позволяет сделать центр постоянно обновляющимся и развивающимся, так как сменный игровой материал хранится в шкафах этого центра. Размещение видового разнообразия игрового оборудования сомасштабно глазам, рукам, росту детей. Тем самым обеспечивается свободный доступ детей к игрушкам. Пособия доставляют радость и удовольствие детям, побуждают их к активной игровой деятельности.

Возрастной потребностью детей раннего возраста является потребность в движении. Этому способствует большое открытое пространство группы, в котором есть небольшие рекреации для реализации двигательной активности, а именно есть качели, машины, коляски, мягкие модули.

В центре физического развития находятся обручи, шнуры для перешагивания перепрыгивания, массажные коврики, мячи, игрушки-каталки, кегли.

Созданные в центре условия позволяют малышам через движение познавать и реализовать собственные телесные возможности.

Самостоятельная игра ребнка полутора – двух лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе среда наполнена разнообразным игровым материалом и оборудованием. Это игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, богатой корзиной продуктов и т. п. Игровое оборудование внешне и функционально максимально приближено к реальным предметам быта. Центр сюжетно-ролевой игры способствует бытовой социализации детей, позволяет малышам развивать разнообразные сюжеты элементарных ролевых игр. В этом же центре организуются игры с песком и водой. Две мкости наполняются песком и водой. Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, губки, леечки, ведрки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.

В центре «Книжки малышкам» представлено большое разнообразие интересно оформленных книг, изготовленных из разных материалов. Это разного формата и размера картонные книги-гармошки, книги-панарамы, книжки-малышки, книги-раскладушки, книги со звуковым сопровождением или мелодией. Привлекательность книг способствует формированию у детей с раннего возраста интереса к книге, желание слушать и рассматривать иллюстрации.

Ряженье – необходимый атрибут группы раннего возраста. С помощью взрослого дети наряжаются в платочки, платьица, юбочки, накидки, шапочки, маски и т. п. Принятие образа и роли героя сказки или потешки развивает в детях креативность мышления, желание реализовать свой творческий потенциал. На импровизированной сцене дети демонстрируют свои творческие способности: исполняют песни, рассказывают стихотворения, музицируют на музыкальных инструментах: погремушках, бубнах, барабанах.

Предметно-развивающее пространство группы постоянно совершенствуется, дополняется современными дидактическими пособиями, игровым материалом.

Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста наиболее рациональна, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста.

Работа с родителями

На первом родительском собрании родителей в июне-июле детально знакомим с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточняем график прима детей, длительность ежедневного пребывания ребнка в группе.

В работе с родителями использую анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды, консультации для родителей, беседы, родительские собрания.

Стараюсь по мере возможности, знакомиться с каждым ребенком до поступления его в детский сад. Узнаю особенности его развития и поведения. Проводя беседы с родителями будущих воспитанников, обращаю внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребенка. Рассказываю о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями, стараюсь корректно указать на характерные ошибки, даю совет, как отучить малыша от нежелательных привычек. Помочь своевременно сформировать необходимые навыки, полезные привычки. Приглашаю родителей посетить нашу группу с ребенком, чтобы они посмотрели, в каких условиях он будет находиться, знакомлю малыша с детьми, показываю игрушки, развивающую среду, место для прогулок.

Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? Насколько быстро адаптируется? Чтобы ребёнку легче было войти в новую среду, чтобы гладко и легко прошёл период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребёнка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья детей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. С родителями проводились различные индивидуальные консультации.

Результат второго этапа: показал, что прислушиваясь к мнению воспитателей, дети этих родителей адаптируются быстрее от того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Итак, общая задача педагогов и родителей помочь ребёнку безболезненно войти в жизнь детского сада, решена.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни ребенка.

Таким образом, тема «Адаптация детей младшего дошкольного возраста» дала положительные конкретные результаты.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Проект Составила воспитатель Прозукина Е. М. Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Время.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ «Отчет по летне-оздоровительной работе в детском саду» Выполнила: воспитатель Власова. С. А Во время летней работы я работала над проектом.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74».

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения "Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Фотоотчет «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям»Фотоотчет «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям» Дабы не упустить ни малейшего мгновения, как растут мои детки, начала фотографировать их с самых первых дней. Хочу, чтобы ничего не проходило.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные вид Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные виды изобразительной.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» Тема «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» является актуальной, так как период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. Проблема.

Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: Третьякова Ольга Ивановна вторая квалификационная.

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Цели проекта: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через совместную специально организованную.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Группа раннего возраста «Золотая рыбка» МБДОУ д/с № 22 «Сказка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 20 января 2017 в 16:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД