Получи документы

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста

Минкина Виолета
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста

Опыт работы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста".

Подготовила: старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №36» ИГОСК Минкина Виолета Игоревна

Публикация «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости.

Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью.

Современная жизнь требует от ДОУ (в соответствии с ФГОС) подготовки такого выпускника, который способен адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одаренного ребенка.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Система воспитательно — образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.

Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной и образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Поэтому педагогу необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск в процессе их развития по специальным программам, методикам, тестам.

Важнейшим условием формирования гармоничной личности в нашем детском саду, является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

В нашем ДОУ спланирована работа с детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности.

Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение системы работы с одаренными детьми в ДОУ. Таким образом, образовательный процесс в МКДОУ строится с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности и неповторимости.

Основная задача педагогов нашего ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.

При выявлении одаренных детей педагоги опираются на следующие принципы:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить, как можно более широкий спектр его способностей;

анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.

В работе с одарё нными детьми педагоги поставили следующие задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОУ;

2. Создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей детей.

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи через родительские групповые клубы.

В детском саду, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию. Наш педагогический коллектив определил формы и направления работы с одаренными детьми.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми.

Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

В результате внедрения системы работы с одаренными детьми получены следующие результаты:

• Разработана нормативно-правовая база по работе с одаренными детьми;

Сформировалась система по выявлению и дальнейшему развитию воспитанников с признаками интеллектуально-творческой одаренности.

• Повысился образовательный уровень педагогов в плане работы с одаренным детьми;

• Пополнена предметно-развивающая среда ДОУ;

• Значительно повысилась активность участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня (более 60%).

• Прослеживается положительная динамика в росте общего развития способных детей, так и в развитии интеллектуально творческого потенциала.

• Повысилась активность родителей в вопросах развития интеллектуально-творческого воспитания и развития детей.

С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте по темам :

«Развитие детской одаренности»;

«Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»;

«Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении».

Проведены консультации:

«Теоретические основы детской одаренности»;

«Одаренный ребенок, какой он»;

«Виды детской одаренности»;

«Принципы и методы выявления одаренных детей»;

«Особенности работы с родителями одаренного ребенка».

Для саморазвития педагоги нашего ДОУ регулярно посещают онлайн вебинары, семинары, конференции на темы: «Формирование и развитие способностей у детей дошкольного возраста», «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в ДОУ».

Для обогащения и расширения кругозора педагогический коллектив посещает культурные учреждения: «Музей самоваров»; Драматический театр им. Лермонтова; Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей заповедник имени Г. Н Прозрителева и Г. К Праве.

Условием для развития одаренности детей является создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

РППС строится с учетом ФГОС ДО, СанПин, реализуемой программы и направлена на стимулирование развития творческих способностей, самостоятельности, инициативности воспитанников ДОУ разного возраста, способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода к детям.

В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей :

спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами;

эстетически оформленный музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки;

музей «Краеведения» (истории родного края) в котором собраны экспонаты, представляющие быт русской деревни, казачьей горницы, домашняя утварь, игрушки, произведения прикладного искусства;

музей «Боевой славы ВОВ», через который у детей воспитывается, чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам боевых действий.

В группах имеются, систематически обновляются и пополняются развивающие центры и уголки театрализации, изодеятельности, ручному труду, развивающих игр, для интеллектуального, познавательного, физического развития дошкольников, исследовательской и экспериментальной деятельности. В каждой группе педагогами ДОУ созданы мини-музеи, для расширения кругозор ребёнка и взрослого; повышении образованности, воспитанности; где идет приобщение к вечным ценностям.

Формы работы применяемые педагогами ДОУ с одаренными детьми:

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в кружках, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Ежегодно планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные детские творческие конкурсы, конкурсы и выставки рисунков, поделок из различного материала, конкурсы чтецов, спортивные соревнования, совместные проекты и др. Эти мероприятия проводятся как индивидуально, так и совместно с родителями

Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование.

В детском саду работает 9 кружков.

По социально-коммуникативной направленности:

• Кружок «Старинный сундучок»;

• Кружок «Дорогою добра»;

• Кружок «Азбука культурного поведения».

По познавательной направленности:

• Кружок «Математические ступеньки».

По физкультурно-оздоровительной направленности:

• Кружок «Школа мяча»;

• Кружок «Веселые шаги»

По художественно-эстетической направленности:

• Кружок «Веселый балаганчик»

• Кружок танцевальный «Каблучок»

• Кружок вокальный «ДО-МИ-СОЛЬ-КА»

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера. Педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы -выставки творческих работ, и т. д. Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

Важным стимулом развития талантов является Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, краевых, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения.

Общеизвестно, что одним из наиболее важных условий решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивалась по следующим направлениям.

1. Информационно-аналитическое направление работы, с целью выявить интересы и предпочтения родителей, уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей, узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей. Проведено:

анкетирование «Как распознать одаренность»;

«Способности Вашего ребенка»

беседы «Как родителям вести себя с одаренным ребенком»,

«Как развивать у ребенка одаренность»;

опросы родителей «Как воспитывать одаренного ребенка?»;

решение педагогических задач.

2. Познавательное направление.

В ДОУ проведены онлайн родительские собрания, заседания групповых родительских клубов с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности, и включением тематических сообщений:

«Значение раннего выявления одарённости»,

«Кто он – одарённый ребёнок?»,

«Восприятие и воспитание одарённых детей»,

Педагоги в течении года организовывали для родителей, мастер-классы, готовили буклеты, памятки и индивидуальные консультации, на тему «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома», в рамках которых родители получали необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми с целью развития творческих способностей;

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста. Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

3. Совместное практическое направление деятельности способного ребенка и его родителей.

Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, организуют различные презентации, с которыми ребенок выступает перед родителями.

Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:

спортивные, музыкальные, театрализованные праздники;

реализация совместных проектов;

совместные выставки рисунков.

В приемных групповых помещений оформлены уголки для родителей «Маленький гений»; «Всезнайка», здесь родители могут ознакомиться с информацией и рассмотреть продукты деятельности индивидуальной и коллективной работы с детьми.

За помощь и участие в образовательном процессе ДОУ родителям оформляются благодарности.

Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.

Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что все используемые методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволили создать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.

«Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Фотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанниковФотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанников В библиотеке юные читатели интересно проводят время вместе со своими воспитателями и библиотекарями. Библиотека любимое место для чтения,.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ Цель: Совершенствование.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2022 в 17:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД