Опыт работы: Формы физического воспитания дошкольников в свободное время

Марина Бачурина
Опыт работы: Формы физического воспитания дошкольников в свободное время

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №10

муниципального образования Каневской район

Опыт работы: "Формы физического воспитания дошкольников в свободное время"

Воспитатель: Бачурина Марина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ:

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

И достичь этого можно только гармонизацией зоны ближайшего развития ребёнка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребёнку людей со средой МАДОУ ЦРР-детским садом №10, тем легче и эффективнее протекает процесс гармоничного физического развития ребёнка.

Здоровье - одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребёнка. Состояние здоровья ребёнка зависит от многих факторов:

o наследственности - здоровье родителей;

o среды - состояние окружающей, природной среды, экологии;

o воспитания - условия жизни и воспитания в семье, психологический климат, питание, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам, и т. д.

Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, призвано обеспечить разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребёнка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

Я выбрала данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.

«Как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше,

расцвести ему не будет суждено никогда»

Актуальность проблема здоровья является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны. Дошкольники - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Мониторинг здоровья детей дошкольного возраста показал, что состояние здоровья организованных детей нестабильно. За последние десять лет увеличилось количество детей с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами во всех возрастных группах. У детей наблюдаются пограничные формы психических нарушений: агрессия, страхи, капризы, замкнутость, аутизм. Функциональное хроническое перенапряжение детского организма снижает его резистентность (сопротивляемость) к негативным воздействиям внешней среды и приводит к заболеваниям.

Углубленные медицинские осмотры показывают, что большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечен рост хронической патологии. При сравнительном изучении физического развития отмечается увеличение числа современных детей с дефицитом массы тела и снижение доли детей с избыточной массой тела. Особенно настораживает увеличение удельного веса дошкольников с общей задержкой физического развития. У них по сравнению с ровесниками прошлого десятилетия достоверно снижены функциональные возможности, резервы здоровья. При анализе распределения детей по группам здоровья установлено, что наиболее многочисленной является вторая группа здоровья, к которой относятся дети, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения, а также длительно и часто болеющие (свыше 4 раз в году). С возрастом количество детей первой группы здоровья, т. е. практически здоровых детей, существенно уменьшается. Серьезные опасения вызывает распространённость функциональных нарушений зрения и осанки у детей дошкольного возраста

Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития, семьи и дошкольного учреждения.

Таким образом, физическое воспитание детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении, спортивных секциях, дома – это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Моя работа: «Формы физического воспитания дошкольников в свободное время», проводилась на протяжении 2013-2014 года на базе МАДОУ ЦРР – детский сад №10 «Золотая рыбка» станицы Каневской, Краснодарского края, с целью повышения качества образовательного процесса по физической культуре в МАДОУ, совершенствование педагогического мастерства, и проявление заботы о здоровье детей в совместной деятельности с семьёй.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Забота о физическом воспитании ребёнка должна начинаться с обеспечения чётко установленного режима дня. Создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

У ребёнка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя.

Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания в дошкольном учреждении является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является физическое воспитание. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

В моём опыте работы также были рассмотрены формы, средства, способы и методы организации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и организации детей в свободное время. Не возможно было обойти стороной подвижные игры, т. к. их значение в системе физического воспитания очень велико, а особенно в свободное время.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Список литературы

1. Карманова Л. В., Шебека В. Н. «Физическая культура в старшей группе детского сада»: Методическое пособие. - Мн.: Полымя, 1987. - С. 5-14.

2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 1978. - С. 165-206.

3. Рунова М. А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

4. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка». - М.: «Академия», 2001.

5. Левичева А. Ю. «Идём гулять! Игры на свежем воздухе» 2008год, ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС.

6. «Теория и методика физического воспитания» Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др. ; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979. - С. 172-180.

7. Фомина А. И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». - М.: Просвещение, 1984. - С. 62-75.

8. Шпак В. Г. «Физическое воспитание детей от рождения до школы». - Витебск: Изд-во ВГУ, 1997.

9. Шпак В. Г. «Спортивные упражнения и активный отдых в детском саду». - Мн.: Полымя, 2000.

10. Левичева А. Ю. «Приходи в гости! Игры с друзьями дома» 2008год, ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС.

Публикации по теме:

Итоги работы за год инструктора по физической культуре Итоги работы за 2012-2013г. инструктора по физической культуре Кузнецовой Зинаиды Васильевны Первоочередной задачей является охрана жизни.

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы: Формы физического воспитания дошкольников в свободное время
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы «В гости к весне!» Раевская Марина
"В гости к весне" Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы Составила Раевская Марина Львовна музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №5" г....
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...