Опыт работы ГБДОУ ДС №5 по формированию основ безопасности дорожного движения

Екатерина Ильина
Опыт работы ГБДОУ ДС №5 по формированию основ безопасности дорожного движения

Опыт работы ГБДОУ ДС №5 по формированию основ безопасности дорожного движения

Опыт работы ГБДОУ детский сад № 5 по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

в рамках проведения районного этапа конкурса

«Дорога без опасности»

ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Птродворцового района Санкт-Петербурга, располагается по адресу город Ломоносов, улица Ломоносова, дом 17, литера «А». В детском саду располагается 5 групп:

группа раннего возраста и I младшая группа (дети от1,6 до 3 лет)

II младшая и средняя группа (возраст детей от 3 до 5 лет)

Старшая и подготовительная группа (возраст детей от 5 до 7 лет)

Логопедическая группа (возраст детей от 5 до 7 лет)

Группа «Особый ребёнок» (дети со сложной структурой дефекта от 3 до 7 лет).

Перспективный план работы по формированию основ БДД рассчитан на детей от 3 до 7 лет, дети группы «Особый ребёнок» частично реализуют план работы рассчитанный на детей II младшей группы. Работу по ознакомлению дошкольников с ПДД и формированию основ БДД осуществляют педагоги ГБДОУ.

Организация работы по обучению детей осуществляется в следующих направлениях:

1. Работа с детьми по формированию основ БДД и ознакомлению дошкольников с ПДД.

2. Работа с кадрами ГБДОУ.

3. Работа с родителями по данной проблеме.

1. Работа с детьми по формированию основ БДД и ознакомлению дошкольников с ПДД.

В работе с детьми по профилактике БДД большую роль играют организационно-педагогические условия способствующие эффективной организации педагогического процесса, к ним относятся:

1. Создание и организация системы непрерывной подготовки детей к безопасному поведению на дорогах.

2. Специальная подготовка воспитателей по основам безопасности дорожного движения и ознакомление с технологиями обучения детей безопасному поведению на дороге и в транспорте.

3. В детском саду создана необходимая учебно-методическая база и широко используется ИКТ.

4. Организация учебного процесса отражена в перспективном плане по формированию основ БДД и формированию представлений детей о ПДД.

5. Наш сад тесно взаимодействует с ОГИБДД Петродворцового района при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах.

При организации непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге педагоги детского сада придерживаются следующих принципов:

1. Непрерывность, систематичность и последовательность обучения.

2. Принцип наглядности и доступности; единство теории и практики обучения и воспитания.

3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Принцип сотрудничества детей в процессе обучения.

При организации процесса обучения воспитатели имеют представления о:

1. Факторах, влияющих на психофизическое состояние ребёнка на дороге.

2. Наиболее распространённых ошибках пешеходов — детей, связанных с незнанием собственных возможностей.

3. Особенностях поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом.

4. Наиболее распространённых ошибках пешехода, связанных с незнанием психологии водителя.

5. Методических приёмах, используемых на занятиях по ПДД и их специфику.

6. Ситуационных и других практико — ориентированных методах обучения.

7. Основных причинах нарушения ПДД детьми.

8. Типичных ошибках детей на дороге.

9. Основных местах и времени ДТП с детьми.

10. Особенностях дорожн6ой обстановки в зависимости от времени года и суток.

Учёт вышеперечисленных принципов и тех знаний, которыми владеют педагоги нашего детского сада, позволяют выстроить работу по ознакомлению детей с ПДД и профилактикой ДДТТ более интересно и доступно для детей с любым уровнем развития.

Всем известно, что дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению детей на улице необходимо начинать с младшего возраста.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1. развитие у детей познавательных интересов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.

2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В нашем детском саду дорожная безопасность изучается как отдельное направление в общей программе воспитания. Так на пример образовательная область «познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) реализуется через изучение дорожной среды. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в т транспорте. Образовательная область «Коммуникация» (речевой компонент) включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс в детском саду осуществляется:

1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают а движение транспорта и пешеходов, дорожных знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.  д.

2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Мы считаем, что особенно важным развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т.  е. понимание ребёнком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда опасно, и т.  д.).

Воспитание детей по данной теме проходит постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развитии двигательных навыков, при выполнении заданий по рисованию, в работе с ободками, штриховками, в процессе конструирования.

План дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Данный план предусматривает развитие у детей познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные для них:

умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт.

Умение различать величину транспорта.

Умение определять расстояния до ближайшего транспорта.

Знание сигналов светофора, символов на о дорожных знаках и их значение.

Понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может остановиться мгновенно, увидев на своём пути пешехода (ребёнка).

Понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью людей.

Умение связно выражать свои мысли.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дети, входящие в группу «риска». Это излишен подвижные дети, или на оборот, слишком заторможенные. С такими детьми воспитатели подбирают задания с учётом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организуют консультации для родителей.

В детском саду педагоги используют новые педагогические технологии, моделирование опасных и безопасных ситуаций, самостоятельная работа в альбомах и специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей, коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

При переходе из одной группы в другую дети имеют определённые знания по основам безопасного поведения на улице.

Во II младшей - средней группе «Солнышко» воспитатели большую часть деятельности по ознакомлению с ПДД и формированию БДД вынося на прогулки (для лучшей наглядности). С младшими детьми воспитатель, через забор, рассматривает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их назначение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. Также дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учаться различать транспортные средства по названию и величине. Воспитатель объясняет детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. С детьми средней группы педагоги организуют выход за территорию «Прогулки по близлежащим улицам». На таких прогулках происходит расширение знаний о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Дети знакомятся с теми частями улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

В группе, с детьми II младшей группы воспитатели прибегают к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Много внимания уделяется развитию правильной ориентации детей в пространстве, развитию умения определять местонахождение предметов (слева, справа, впереди, сзади, наверху, внизу, их размеры, а также учат сравнивать предметы по этим параметрам. С детьми средней группы педагог ненавязчиво закрепляет понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет насколько дети хорошо владеют дорожной лексикой. В объяснениях используется иллюстративный материал: плакаты, книги, где изображены опасные ситуации, а также различные ситуации по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей:

расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице,

формируются навыки наблюдения наблюдения за происходящим в дорожной среде.

В старшей — подготовительной группе «Почемучки» и в логопедической группе «Гномики» (возраст детей 5 — 7 лет) продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Продолжается работа с основными понятиями дорожного «словаря». На прогулках за территорией детского сада обращается внимание детей на правильные и неправильные действия других пешеходов. Некоторые дети могут самостоятельно рассказать, что именно некоторые пешеходы сделали неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Также на прогулке воспитатель обращает внимание детей на движение крупно- и малогабаритного транспорта, объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулках воспитатель наглядно показывает детям движение транспортных средств: больших грузовых автомобилей и легковых, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом.

Эффективной формой работы мы считаем организацию сюжетно-ролевых игр, в которых дети доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

В детском саду воспитателями сделана игра «Правила дорожные совсем, совсем не сложные», которая позволяет воссоздать плоскостной макет микрорайона с улицами, социальными объектами, различными видами транспорта, фигурами людей и различными дорожными знаками. Используя данную игру можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах города и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрёстках и т.  д.

Таким образом, у детей 5 — 7 лет расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

Особенно внимательно педагоги относятся к детям подготовительной группы, ведь они — будущие школьники, которым совсем скоро придётся самостоятельно переходить дорогу. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, воображения,

мышления, памяти, речи. Воспитатели развивают способности к восприятию отрезков и пространственной ориентации, формируют умение самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Развивают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения и слуха, с пониманием объяснить опасные места в окружающей дорожной среде.

Во всех группах детского сада созданы уголки по ПДД с учётом возрастных особенностей детей.

2. Работа с кадрами ГБДОУ.

Работа по профилактике ДДТТ и формированию ПДД у дошкольников невозможны без качественной подготовки педагогов. На протяжении многих лет в детском саду пополняется методические рекомендации для воспитателей по формированию основ БДД у дошкольников. Использование интернет-ресурсов: сайт ЦСТАиПО «Безопасность детей на дороге» и всероссийская газета для детей, педагогов и родителей «Добрая Дорога Детства» дают возможность грамотно составить план работы по ПДД и методически правильно организовать работы с детьми, педагогами и родителями учреждения.

В прошлом учебном году были организованы семинар-практикум для педагогов «Игры по правилам дорожного движения,

консультации: «Правила дорожные совсем, совсем не сложные», «Развитие графических навыков через ознакомление дошкольников с ПДД», мастер-классы по изготовлению рабочих тетрадей для детей с учётом возрастных особенностей.

В этом году в годовом плане работы детского сада одной из задач является «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

В методическом кабинете создан уголок «Правила Дорожного Движения для всех. В нём представлены:

Методическая литература для воспитателей по ПДД и профилактике ДДТТ.

Представлен иллюстративный материал, которым пользуются педагоги для организации образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми.

Дидактические игры, разработанные старшим воспитателем по обучению дошкольников ПДД.

Рабочие тетради для детей по ПДД и профилактике ДДТТ.

3. Работа с родителями по профилактике ДДТТ.

Работа детского сада по усвоению детьми правил БДД может быть эффективной только тогда, когда родители из пассивно принимающих информацию, становятся активно действующими участниками этого процесса.

С этой целью в детском саду проводятся родительские собрания, специально посвящённые вопросам профилактики ДДТТ: «Пример родителей — лучшая форма воспитания маленького пешехода», «Дисциплина на улице — залог безопасности участников движения» и т.  д. На родительских собраниях родители обучаются методам формирования у детей правильного поведения и ознакомления с ПДД.

Для повышения интереса родителей и детей к правилам дорожного движения, мы организуем различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники.

Мы планируем проводить в конце учебного года конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого будет участие взрослого и ребёнка.

Воспитателями групп проводятся индивидуальные консультации для родителей, дети которых могут составлять «группу риска» (чрезмерно активные или наоборот «заторможенные», где родители получают информацию о тех способах, методах и приёмах по формированию БДД, которые подходят именно их детям.

В информационных уголках для родителей большое место занимает информация по профилактике ДДТТ: папки передвижки (выполненные совместно с детьми и воспитателями) сделанные от имени ребёнка, тем самым у родителей возникает повышенный интерес к данному направлению работы дошкольного учреждения. Регулярно родителям предлагаются информационные листы и буклеты по ПДД для дошкольников.

Публикации по теме:

Буклет ПДДБуклет ПДД Буклет "Правила дорожного движения для дошкольников" Данный буклет предназначен для работы с детьми и родителями. содержит информацию.

Конкурс «Дорога и мы»Конкурс «Дорога и мы» Конкурс "Дорога и мы" В 2011- 2012 году в Пушкинском районе г. Санкт-Петербурга проводился ежегодный районный открытый конкурс детского.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы ГБДОУ ДС №5 по формированию основ безопасности дорожного движения
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 12:21
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарки своими руками (продолжение)
делаем топиарий вместе с ребенком. Это занятие не только разовьет творческие навыки ребенка, но и моторику рук, усидчивость, что очень важно при...
Конкурс лэпбуков
Конкурс лэпбуков В нашем ДОУ прошёл конкурс лэпбуков. В этом конкурсе приняли участие педагоги, родители и дети. Мною было разработано положение о смотре...
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...