Получи документы

Опыт работы «Интеграция видов искусств в проектировании разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ»

Юлия Заратуйко
Опыт работы «Интеграция видов искусств в проектировании разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ»

В данной работе раскрываются методы и приемы работы с детьми непосредственно в детском дошкольном учреждении, предлагаются практические рекомендации по использованию музыкально – методического материала, разработанного самим музыкальным руководителем. Материалы, изложенные в данном педагогическом опыте, соответствуют потребностям дошкольного образования в России, соответствуют «Программе дошкольного воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, по которой работает наш детский сад, а также парциальной программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, которую я использую в своей работе. Уверена, что в моем передовом педагогическом опыте затронуты и раскрыты актуальные вопросы музыкального воспитания, что в своей работе моим опытом смогут воспользоваться другие музыкальные руководители, а также опыт будет полезен педагогам дополнительного образования.

Публикация «Опыт работы „Интеграция видов искусств в проектировании разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ“» размещена в разделах

Новизна данного опыта проявляется в рациональном усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда, а именно я предлагаю к рассмотрению интеграцию различных видов художественно – эстетической деятельности, принципами которой я руководствуюсь в своей педагогической практике. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с Краевым Художественным музеем имени Ф. А. Коваленко, организуются экскурсии в музей, приглашаются выездные медиавыставки в наш детский сад, проводятся выставки репродукций картин музея у нас в детском саду. Это имеет большое значение в обогащении восприятия детей разнообразными художественными впечатлениями.

Данный педагогический опыт соответствует основополагающим положениям дошкольной педагогики и психологии, рассмотрен на педагогической и родительской конференции детского сада, одобрен и предложен к использованию на практике для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей.

Особое место в эстетическом воспитании занимает музыкальная эстетика, которая раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Особо важную роль играет мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. В раннем возрасте дети в простейших импровизациях используют лишь элементы выразительных средств музыкального искусства. Исходным моментом в создании этих средств являются различные свойства музыкального звука. Поэтому предварительный этап формирования музыкально – творческих проявлений строится на развитии музыкально – сенсорных способностей, на заданиях, которые предполагают игру ребенка со звуками, различными по высоте, длительности, тембру, динамике, и имеют цель ориентировать детей в свойствах разных инструментах.

На этом этапе ведущую роль играет образная функция музыкального искусства. Все свойства музыкального звучания берутся в их выразительном значении, в связи с переживанием явлений окружающей жизни (падают капли дождя, прыгает заяц, поет птица большая и маленькая и т. д.).

Следующий этап – постановка перед детьми простейших творческих заданий в различных видах музыкальной деятельности : нахождение ребенком интонаций различного характера, разнообразных ритмов на детских музыкальных инструментах в соответствии с близкими детям жизненными образами. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, и они учатся овладевать способами передачи образа в различных видах музыкальной деятельности на основе использования некоторых выразительных средств музыкального искусства.

Условиями возникновения и развития музыкальнотворческих способностей ребенка являются следующие:

- необычность задания, ситуации, в которой оно выполняется, наличие незнакомых интересных действий.

- синтез различных видов художественной деятельности (использование слова, стихотворений, иллюстраций, игрушек как средств, позволяющих ребенку полнее передавать образ, вызывать у него соответствующие ассоциации, обогатить его представления).

- игровая ситуация в ее различных формах, способствующая формированию первоначальных творческих проявлений.

Итак, процесс формирования первоначальных музыкально – творческих проявлений включает общую подготовленность детей, совершенствование способности восприятия музыки, накопление запаса разнообразных впечатлений, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. В процессе формирования музыкально – творческих проявлений происходит активизация различных музыкальных способностей ребенка, возникают эффективные условия их развития.

Результативность опыта. Значение игровой деятельности в различных формах музыкального творчества.

Для эстетического развития ребенка музыкально – игровая деятельность имеет немаловажное значение. Игра в сочетании с песней является наиболее простой и доступной формой проявления синтеза музыкального, поэтического и танцевально– игрового творчества.

В процессе музыкального воспитания дошкольников важное место занимают музыкально – дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию, они учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музыкальные способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходится детям решать в музыкально – дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки. Умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактическая игра является средством обучения и помогает усвоению, закреплению знаний, а также овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают классификацию предметов, учатся обобщать, сравнивать, узнают признаки предметов. Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Участие в таких играх облегчает детям обучение на занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе. В основе системы музыкальнодидактических игр лежат следующие принципы:

совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно–познавательной деятельности;

постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

единство обучающих и воспитательных воздействий.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения,

4. ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

5. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

6. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

7. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Итак, важно разностороннее обогащение музыкального опыта. Проектирование разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ способствует развитию музыкально – творческих способностей ребенка, всестороннему и гармоническому развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.

Диагностирование детей

Для проведения диагностики детей желательно на каждую группу иметь отдельную тетрадь, которую музыкальный руководитель будет вести 4 года, наблюдая за детьми. Диагностирование проводится в начале и в конце учебного года. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому лучше делать все отметки в отсутствие детей.

Особо стеснительные дети могут в начале учебного года наблюдать за происходящим на музыкальных занятиях. Когда они адаптируются, то смогут раскрыться; пусть даже это произойдет чуть позже. Активные дети выделяются сразу.

Воспитатель ни в коем случае не должен принуждать детей к действию. Чем больше пассивных детей в начале года, тем точнее будет диагностика. Проводя скрытую диагностику, педагог должен учитывать, что в младшем дошкольном возрасте многие дети плохо говорят и даже стесняются этого.

Для проведения диагностирования по всем возрастным группам нашего детского дошкольного учреждения я на протяжении нескольких лет вела наблюдения, используя в своих занятиях различные виды музыкальной деятельности, проводя комбинированные, интегрированные и другие виды занятий.

Могу с уверенностью отметить, что высокая результативность по завершению диагностирования – это следствие совершенствования музыкально – методической работы с детьми, использование на занятиях обновленных образовательных средств, рационального усовершенствования отдельных сторон педагогического труда.

Можно говорить о стабильном хорошем результате (в уровне образования, воспитания и развития воспитанников детского сада, поскольку мы достигли устойчивого положительного результата на протяжении ряда лет.

Публикации по теме:

Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного материала в условиях интеграции» В данной презентации представлен опыт работы творческой группы по физкультурно- оздоровительному направлению "Нехворай-ка" по созданию в.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Интеграция видов искусств в проектировании разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ»
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 08:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД