МААМ-картинки

Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР»

Анна Куленцова
Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР»

Важным моментом при систематической работе с детьми с общим недоразвитием речи по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в школе становится выбор методов, приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи. И этот поиск новых путей повышения результативности логопедической работы не утратил своей актуальности.

Цель: Подготовить детей к обучению грамоте.

Публикация «Опыт работы „Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР“» размещена в разделах

Задачами коррекционного обучения началам грамоты являются :

- формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте : общая ориентировка в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

- профилактика дислексии и дисграфии, возникающих в процессе школьного обучения у детей с ОНР.

Педагогическая технология разделена на два периода:

- Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляла работу с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада. Он включает 31 занятие на учебный год, по одному занятию в неделю, исключая адаптационный период в сентябре.

- Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы.

В своей работе по обучению детей грамоте использовала нетрадиционные формы и методы.

В настоящее время обучение грамоте в большинстве образовательных учреждений осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Профессор Эльконин подчё ркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и всё последующие усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии».

В основе метода лежит изучение звуков живой речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

Хотелось бы заострить внимание на некоторых преимущественных особенностях данного метода :

1) Медленно, но верно ребенок продвигаться вперед. Метод учит читать правильно, согласно психическим особенностям человека. Поэтому, как только малыш разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто, без ошибок.

2) Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности.

3) Как уже говорилось выше, звуковой метод наиболее подходит к структуре русского языка. Дети легко ориентируются в правилах, интуитивно чувствуют язык и поэтому быстро научатся писать грамотно.

4) Этот метод часто называют логопедическим. Ведь детки учатся не только читать, но и слышать звуки, произносить их правильно и четко. Одно из несомненных достоинств метода в том, что он развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Подготовку детей к обучению письму проводила в нескольких направлениях:

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентировка на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

Использовала в работе по обучению детей грамоте приёмы мнемотехники.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи и обучении грамоте детей. Я их использую при обучении составлению рассказов о букве. Для дошкольника с ОНР важным является подготовка к восприятию информации о букве, особенно ее графического образа. Знакомя детей с буквой, соблюдаю последовательность:

1. «Имя» буквы, т. е. ее название в алфавите;

2. Количество элементов, в какую сторону (влево – вправо, вверх - вниз) «смотрят» элементы буквы;

3. В каком положении относительно строки расположены элементы;

4. Какие звуки обозначаются на письме данной буквой, заглавная буква или строчная, похожи заглавная со строчной или нет:

5. На какие предметы или другие буквы она похожа.

Достоинство таблицы в том, что ребенок может самостоятельно рассказать о букве.

Сейчас в обучении грамоте целесообразно использовать игры нового типа, которые, с одной стороны, моделируют само творчество ребенка, а со второй, - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы, изографы, кроссворды. Детям нравится разгадывать изографы, когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого – либо предмета.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывают картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.

В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, умение классифицировать и моделировать материал, комбинировать его, закрепляют навык чтения, знания букв, прогнозируя результаты.

Игровой метод – это использование дидактических, словесных, строительных игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся фонетико – фонематические представления, упражняются в выделении звуков в словах, закрепляют знание букв, совершенствуют чтение: «Речевой серпантин», «Мои первые слова», «Растения и животные», «Дополни слог», «От звука к слову», «Буквенный конструктор».

Строительные игры с природным материалом: песком, мелкими камешками, каштанами, ракушками, косточками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, выкладывают из них буквы и слова, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Логосказка – метод : использовала опыт Ирины Николаевны Шевченко, заключается в подборке авторских логопедических сказок, способствующих формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя, слоговой структуры, связной речи. Опробировала «Логопедические сказки на дифференциацию звуков», где решали такие задания как: четкое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.

Применяла в работе и «Сочинение сказки о звуках» - не только интересная форма автоматизации поставленных звуков в связной речи, развитие у детей фантазии и речевой творческой активности, но и запоминание графического образа буквы. Для этого разработала таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки использовали начало : «Жил – был звук…» или «Однажды звук отправился в путешествие…». Дети охотно составляют самостоятельно сказки, пытаясь не повторять сюжеты.

Пластилиновая азбука – метод Железновых знакомства детей с буквами и обучению чтению по слогам вызывает живой интерес детей и способствует развитию мелкой моторики, а также развитию речи. Под фонограмму дети лепили буквы из палочек и колечек, подпевали звуки, слоги, выкладывали из букв слоги, слова и читали их. Фонограмму использовала для проговаривания слова, чистоговорок, потешек, пропевания логопедических песенок для закрепления звуков и букв, а так же их дифференциации.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения не подкрепляются иллюстративным материалом.

Помимо традиционных пособий по обучению грамоте, использовала пособия, изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, сделала из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок) и т. д. Для обозначения твердых согласных звуков использовала косточки, пуговицы, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагала использовать кусочки ваты, листочки. Трубочки для коктеля использовала при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.

Для лучшего запоминания образа буквы использовала шнуровки, зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь.

Итогом работы при использовании инновационных форм и методов в обучении грамоте явилась положительная динамика развития.

периоды 2012 – 2013г. 2013 – 2014г.

Начало года 57% 67%

2 полугодие 85% 92%

Немаловажное значение отводилось и взаимодействию с родителями воспитанников. С целью повышения уровня просветительной работы использовала разнообразные формы взаимодействия :

• Родительские собрания, где знакомила родителей с результатами обследования и успеваемостью; Подготовкой детей к обучению в школе в процессе работы по развитию речи.

• Анкетирование, в сравнительном анализе, показало положительный рост взаимодействия в работе;

Выпуск буклетов: «Экологические игры и речь ребенка»;

• Выпуск журнала «Диалог с семьей» : «Первые шаги в грамоте».

Разработка памятки : «Обучение детей грамоте»

Выставка литературы: «Родителям в помощь по обучению грамоте детей»;

Оформление папки – ширмы : «Как научить ребенка читать»;

Проведение практикума: «Готовим ребенка к письму» ;

• Домашние задания, где родители закрепляли полученный материал за неделю и отрабатывали автоматизацию звуков;

• Родительские пятиминутки – родители получали рекомендации о правильности выполнения домашнего задания и обговаривались успехи и неудачи ребенка;

Логопедический уголок: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе».

«Педагогические часы» с консультациями «Готовим ребенка к письму», «Предупреждение дисграфии у старших дошкольников».

По завершении пребывания в логопедической группе дети овладели всеми звуками и буквами, научились читать любой текст, ориентироваться в тетради, печатать короткие предложения.

Предложенные формы и методы в обучении грамоте не только решают поставленные задачи: формирование общей ориентировки в звуковой системе языка, но и подтвердили свою актуальность.

Публикации по теме:

«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы) Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм 3. Цель работы: Поиск и внедрение актуальных.

«Совершенствование содержания, форм и методов работы с родителями» Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое.

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» Вторая младшая группа. Общая характеристика речи. В этом.

Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи,.

Использование игровых приемов в обучении грамоте Тема: Использование игровых приемов в обучении грамоте. Все вы знаете, что ФФНР- это нарушение процессов формирования произносительной системы.

«Пушкин и музыка» (из опыта работы по применению нетрадиционных методов и форм обучения детей на музыкальных занятиях) МБДОУ №2 «Детский сад общеразвивающего вида» Опыт работы «Пушкин и музыка. Нетрадиционные методы и формы обучения детей на музыкальных.

Консультация «Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста» Обновление форм и методов работы детского сада с семьей по вопросам укрепления здоровья детей раннего возраста Здоровье - это великая ценность.

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования» Развитие речи - это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности. Взаимосвязь.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель педсовета: • Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. • Систематизация знаний педагогов об особенностях современных.

Поиск новых методов и форм взаимодействия с родителями для дальнейшей работы Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР»
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 16:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД