Лучший педагог года

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Анжела Терещенко
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Прекрасная мысль теряет всю свою ценность,

если она дурно выражена.

Французский писатель и политик Вольтер.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикация «Опыт работы „Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей“» размещена в разделах

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

• недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Поэтому для решения этой проблемы считаю, что, если в работе по обучению детей правильной, связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Мнемотехника или мнемоника, происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Актуальность данной проблемы определила тему работы : "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

На процесс становления связной речи, влияют ряд факторов. Один из таких факторов, по мнению отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Следующим фактором определила использование сенсорных эталонов, различных символов и знаков (прежде всего это разного вида наглядные модели, схемы, таблицы, как основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте. Символ, как и понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное.

Взяв за основу эти положения и факторы, решила воспользоваться готовыми схемами педагогов Т. В. Большевой, Л. Е. Белоусовой, Т. Б. Полянской, и практически сразу увидела их эффективность. В процессе использования, изменяла и совершенствовала схемы и модели. Мне хотелось придумать что-то новое, своё, учитывая проблему уровня развития речи именно тех детей, с которыми я работала. Проведя педагогическую диагностику и окончательно выявив уровень развития связной речи воспитанников, определила цель: совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приёмы мнемотехники. Эти приё мы призваны были решить следующие задачи: обогатить словарь детей, учить строить высказывания разных типов, учить пересказывать художественные произведения, развивать образную память детей, ее различные виды, развивать у детей психические процессы, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

1. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

2. Комплексно-тематический принцип (объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой «темы»).

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Условно ее разделила на три этапа.

Первый этап работы – это работа с мнемоквадратами. Работу с детьми, любого возраста необходимо начинать со знакомства с символами, воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их, схематичными, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». На этом этапе можно провести игры «Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст, «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.

На втором этапе дети знакомятся с мнемодорожками, детей нужно научить «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Дети учатся «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: структуру рассказа, его последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.

На третьем этапе начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблицы бывают двух видов : обучающие - содержат познавательный материал и развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Работа с мнемотаблицей происходила в несколько этапов.

Этап 1: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2: перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: после перекодирования пересказ текста с опорой на символы, т. е. отрабатывается метод запоминания.

При работе с мнемотаблицами можно использовать дидактические игры «Угадай мою игрушку», "Скажи по-другому", «Кто? Что?», «Потерялись слова», «Кто больше увидит?», «Расскажи по картинке», «Волшебная цепочка», «Кто это?», «Да – нет», «Ты мне, я тебе», «Эхо».

В настоящее время работаю с детьми пятого года жизни и продолжаю использовать приемы мнемотехники в различных видах деятельности для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных и творческих рассказов, для запоминания правил поведения. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда: подобраны предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, дидактические пособия, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Продолжая работать над повышением уровня речевой активности детей поняла, что без организации неформального сотрудничества с родителями мне не обойтись. Но я столкнулась с тем, что родители моих воспитанников недооценивали значимость систематической работы с детьми по повышению их речевой активности. Для них было важно умение детей читать и считать. А я предлагала родителям поиграть с детьми по разработанным схемам, подготовила рекомендации, которые помогали родителям обогащать словарь детей, учить составлять рассказы, разучивать стихотворения. Неотъемлемой частью работы стало проведение организованной образовательной деятельности детей вместе с родителями. Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки. Работа с мнемотаблицами вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей. В ходе проведения совместной деятельности, родители не только обучались приёмам развития речи детей, но и устанавливались особые доверительные отношения, которые помогали преодолевать трудности в развитии речи детей.

По результатам мониторинга выпускной группы детей была отмечена положительная динамика речевого развития :

• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

• расширился круг знаний об окружающем мире;

• расширился активный и пассивный словарный запас;

• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.

Таким образом, работа по совершенствованию связной речи детей, оказалась одновременно и увлекательным, и трудоемким процессом. Она потребовала большой и кропотливой подготовки. Вместе с тем пришла к выводу о том, что системное применение мнемотехники оказалось достаточно эффективным в решении задач по развитию связной речи воспитанников.

Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго.

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.

Консультация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, она чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники» Введение Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не.

Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования План самообразования Тема самообразования: «Формирование связной речи среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам».

Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного.

Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Слайд 1 Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 06:23
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД